Экспертиза Дугина № 15: Адам сознательно пошел за Евой в ад
Одна женщина из Новороссии высказала такую точку зрения: в истории о том, как Ева съела запретный плод с дерева познания и протянула его Адаму, кажется, что Адам стал жертвой недоразумения. Но нет - он не оказался в изгнании из рая по неосторожности, от голода или автоматически. По ее мнению, Адам все прекрасно понимал: что это акт убийства собственной вечности. Но он увидел, что яблоко уже было надкушенное - и не кем-то, а Евой. И он делает этот шаг осознанно: он не мог оставить ее во времени, а самому остаться в вечности. Он не мог обречь Еву на страдания, а самому остаться в райском саду. Он пошел за Евой в ад, как Орфей за Эвридикой осознанно.
Одна женщина из Новороссии высказала такую точку зрения: в истории о том, как Ева съела запретный плод с дерева познания и протянула его Адаму, кажется, что Адам не стал жертвой недоразумения. Он не подписывал изгнание из рая по неосторожности, от голода или автоматически. По ее мнению, Адам все прекрасно понимал: что это акт убийства собственной вечности. Но он увидел, что яблоко уже было надкушенное - и не кем-то, а Евой. И он делает этот шаг осознанно: он не мог оставить ее во времени, а самому остаться в вечности. Он не мог обречь Еву на страдания, а самому остаться в райском саду. Он пошел за Евой в ад, как Орфей за Эвридикой осознанно.
· Это не связано ни с иудаизмом, ни с христианством - религии осуждают этот ход.
· На мой взгляд, в этом есть что-то глубоко не теологическое, не религиозное, а нечто философски достоверное. Это было возможно только в случае великой любви. В этом была его жертва. Он сказал: если ты будешь вне рая, и я буду с тобой, если ты будешь рожать в мучениях, и я разделю с тобой трудности.
· У католиков есть понятие felix culpa - "благословенная вина" (которую, конечно, в православии не признают). Согласно этой идее, если бы Адам не согрешил, Христос бы не пришел спасать мир. Ты совершил грех - да. Но если бы ты его не сделал, и вочеловечивания бы не было. В результате человеческий род был спасение - изначально Адам не был Богом, он был человеком. А в Христе, который вочеловечился и был Богом, это пересекалось. Это фундаментальное изменение структуры человека. Поэтому католики считают, что без откусывания яблока этого бы не произошло.
· Но Адам не просто по-дружески разделил участь Евы: всё-таки мы имеем дело с архетипами. Он в самом себе видел что-то, что может спасти Еву. Не от змея, а от самой себя. Он спустился с ней, а это грехопадение, деградация и циклы - для того, чтобы спасти ее. Он пошел на это не потому, что его втянуло в бездну по какой-то инерции: он туда отправился осмысленно.
· Если рассматривать этот сюжет не с теологической точки зрения, а как нарратив, это очень интересно, поскольку проливает свет на Логос Диониса.
· Логос Диониса - это не просто распад порядка в хаосе или некое рассеивание Духа по множеству материальных предметов. Это сознательный спуск мужского, вечного, героического начала в бездну для того, чтобы эту бездну трансформировать, осветить ее своим собственным светом, сердцем. Это добровольная жертва, которая предвосхищает жертву Христа.
· Может быть, это не лучшая идея, обсуждать такое во время Поста, но в чем-то это созвучно самой идее Поста: спуститься в бездну, в смерть, сознательно отречься от чего-то, двигаться по пути добровольного страдания и аскетики для того, чтобы воскреснуть, помочь другим, отдать себя в жертву другим.