Война для конца мира
11.02.2013
The animating energy of the American imperial project is essentially religious, not political. The ruling American mytopoethic is eschatological. It is about „end times“.
Arthur Kroker: Born Again Ideology
Либеральный тоталитаризм
По почти общему мнению, США – прагматическая мировая сила, полностью современная глобальная империя, чей интерес к идеологии – в данном случае идеологии либерализма – поверхностный, спорный и почти случайный. Либерализм, с этой точки зрения, очень легко спутать с „демократией“: с политической системой, в которой каждый (по крайней мере номинально) имеет право исповедовать любую политическую позицию, и в которой никто сам по себе не имеет никаких преимуществ по сравнению с другими. На самом деле, либеральное понимание является тем, которое допускает возможность существования любым другим, и которые, поэтому, обязательно остаются маргинальными. Либерализм не просто точка опоры, это – по сути, единственная легитимная идеология американизма, в то время как эвентуальное существование сопернических идей рассматривается как эксцесс, как инцидент, также как Америка на глобальном уровне воспринимает существование любого потенциального конкурента.
В основном либерализм пользуется „мягкими“ средствами вместо полностью открытой репрессии – но он из-за того не более доброжелателен по отношению к своим оппонентам. Как и многие другие, либерализм является тоталитарной идеологией, и эта идеология крепко укоренена в американском менталитете, чья скрытая основа – это протестантская пуританская эсхатология. Это те причины, из-за которых за последние несколько десятилетий, а особенно после падения железного занавеса, Вашингтон выступал в качестве настоящего мессианского центра, чей загадочный язык был основан на риторике о „демократии“, „свободной торговле“ и „правах человека“. Америка была создана как сообщество „избранных“ и равных между собой, отделена непроницаемой стеной от „остального мира“, но ее руки протянуты ко всему человечеству, которому она предлагает свою новую эсхатологию, свою „Благую весть“, свое решение „загадки истории“.
Америка – несомненный продукт европейской цивилизации и наследия. Более точно: одной совсем особенной части этого наследия, принимаемое современными западниками модерным, прогрессивным и „самым западным“, как самая высшая точка развития цивилизации, в отличие от Европейцев, особенно православных – признанных истинной устарелостью, аномалией... Чтобы понять это, необходимо вернуться в глубокое прошлое.
Manifest Destiny
Церковный раскол (1054 г.) является одним из наиболее важных, первоклассных фактов европейской истории; только с этого момента можно говорить о Западе (начиная с римо-католического), в отличие от европейского и христианского, православного Востока. Именно в римо-католицизме (как „более современном“ и „прогрессивном“) начинаются тенденции, которые достигнут своего пика в реформации, такие, как индивидуализм, экономизм и утилитарный рационализм. (Макс Вебер в своей монографии „Протестантская этика и дух капитализма“ описывает момент рождения капитализма в духе радикального протестантизма, где основным предположением является то, что материальное богатство – знак Божьей милости.) Они в полной мере воплощаются в „торговый порядок“, где-то в Англии с начала XVII века, которая, в конечном итоге, поворачивается к морю и колониальным завоеваниям и вскоре станет не только самой уважаемой морской силой, но и „морской цивилизацией“.
Морская, либеральная, торговая и колониальная Британская империя – это нечто совсем иное, еще отличное от глубоких римо-католических заморских империй Испании и Португалии. В связи с этим, Арнольд Тойнби говорит о „принципе техники“ и о „ технике, совершенно отдельной от всех норм (христианской) традиции“. Выступление Англии против Православного Востока на геополитическом и идеологическаом уровне вскоре станет абсолютным и бескомпромиссным. Начав с XVII века, Россия как великая континентальная сила во многом неожиданно выходит на европейскую сцену – борьба „гордого Альбиона“ против „русского медведя“, на протяжении веков враждебности, становится главным мотивом европейской политической и военной истории. Реформация и открытие Нового мира являются фактически одновременными историческими собтиями. К Америке, континенту на Дальнем Западе, отправляются самые экстремальные протестантские секты, привлеченные возможностью именно в пустом пространстве „Нового мира“ очевидно и конкретно реализовать свои утопические проекты. США явились союзом наиболее радикальных фундаменталистских протестантских сект, убежденных в свою эсхатологическую миссию, в свою Manifest Destiny (Богом „Предопределенную судьбу“), или, другими словами, возвышение Нового Иерусалима, города Господа на земле, в котором, как Томас Джефферсон говорил: „волк и ягненок, будут жить в мире, один рядом с другим“. В очень короткое время они успевают эмансипироваться от своих европейских родин.
Апокалиптический сценарий
В одинаковой мере, США – продукт неясных эсхатологических надежд и апокалиптических ожиданий красочных масс верующих в эту новую религию, которая отправляется к Новому континенту. С одной стороны, есть вера в начало Нового тысячелетия, Новой Золотой эры, которая уже началась - на американской земле, разумеется - с другой, апокалиптический сценарий, с потоками крови проклятых, о которым сегодня говорят телевизионные проповедники предназначен для „остального мира“, который отвергает американское решение истории и ее драмы. Решение парадоксальное и почти банальноe: либеральные модели социальной структуры, подняты на уровень религиозной догмы, абсолютизация рынка и „свободной торговли“, которая отменяет таможню, протекционизм и барьеры, и не предполагает взаимность, потому что существование любой другой концепции, силы или социального строя сводится на уровень непонимания или инцидента. Несомненно, существует сильное расхождение между эсхатологическим вдохновением и сухим прагматизмом американского общества, в котором, хотя бы по-видимому, все подчиняется бизнесу и экономике и их беспощадному активизму. Это противоречие разрешается определенным строем американской политической элиты, ее интеллектуальными и геополитическими услугами и очень конкретной доктриной под названием „диспенсациалзм“. Именно в этом богословском и эсхатологическом учении получаются все важные темы и навязчивые идеи американизма: исторический оптимизм, вера в постоянный прогресс и совершенствование демократии и увлеченность апокалиптическим мотивам; моралистические проповеди („We are a moral people“) и крайний аморализм, когда речь идет об Америке и ее особых интересах; прагматизм и бескомпромиссный идеализм, у которого нет смысла; агрессивный интервенционизм и аутистический изоляционизм; человеколюбие и вера в демократию и зловещее лицо „демократии номер один“, которую Америка показывает всем, кто отвергает ее решение и ее спасительную модель...
Смутное время – tribulation
Речь идет об учении – начало которого связано с именем Джона Нельсона Дарби (1800-1882 гг.) – основанном на некоторых весьма экстравагантных толкованиях ветхозаветных пророков и Апокалипсиса Святого Иоанна Богослова. Своего максимума оно достигает в 70-е годы предыдущего века, посредством буквального толкования библейских эсхатологических сценариев, из которых несомненно наиболее влиятельными и популярными – толкования Сайруса Скофилда „Scofield Reference Bible“, которая содержит, кроме оригиналных библейских текстов, и ряд комментариев, толкований и пророчеств самого автора, распродана мульти-миллионным тиражом и по сей день является наиболее полным изданием Библии на английском языке. Надо сказать, что в толковании Скофилда и его (евангелистских ) наследников, личность Христа занимает совсем периферийное место, а центральной темой становятся Апокалипсис, Армагеддон, судьба Америки и, прежде всего, Израиля, да и его предстоящий конфликт с царем Гогом, в дни последних времен, смутное время или tribulation („великие беды“), как его называют диспенсациалисты. О глубине этого влияния свидетельствует факт, что большая часть последователей и сторонников Скофилда чаще всего вообще не в состоянии отличать оригинальный библейский текст от дополнительных вставок и дополнений (Скофилда), и даже, по правилу, не понимают существование диспенсациализма, считая его интегральной, составной частью христианского учения. Его на полусознательном или сублимальном уровне очень легко принимают и американские атеисты, заимствуя ряд психологических, культурных и идейных образцов и клише. Диспенсациализм, кстати, предлагает очень когерентный и полный взгляд на историю и геополитику, понятых, правда, в эксцентричном, повернутом ключе протестантского фундаментализма. Огромное большинство наиболее популярных телевизионных проповедников – это евангелисты и диспенсациалисты. Для противников этого учения, диспенсациализм не христианская доктрина, а „христианский сионизм“. Но, по общему мнению, речь идет о наиболее влиятельной религиозной и эсхатологической доктрине, которая формирует американский менталитет - сегодня, как и во времена ее пуританских „отцов-основателей“.
Ядерный царь Гог
При необходимом обобщении, мы придем к тому, что есть самое ядро диспенсационалистского „мифа“ – сюжет, который с удивительной последовательностью и настойчивостью повторяется у многочисленных авторов, которые разделяют это мировоззрение. Причудливость их содержания не должна смущать читателя, поскольку диспенсационалистские „пророчества“ иногда содержат очевидные глубокие геополитические интуиции и исторические понимания. Центральной темой этой эсхатологии – это судьба Церкви и, прежде всего, судьба Израиля, который в данном случае означает – этнических евреев, придерживающихся принципов ортодоксального иудаизма. Под „церковью“, конечно, не подразумевается римо-католическая, гораздо меньше православная церковь, а только сообщества протестантских фундаменталистов („Белые англосаксонские протестанты“ в этом понимании – потомки десяти племен Израилевых, которые после вавилонского плена не вернулись в Израиль).
К концу времен придется восстановить Израиль, - а это пророчество исполнилось именно в 1947 году созданием еврейского государства. Этим, однако, начинаются уже упомянутые дни „великой беды“, дни, в течении которых „империи зла“ (надо вспомнить, что этой фразой пользовался Рейган, и которую Буш включил в обращение в первые дни после 11-ого сентября), совершат нападение на англосаксонских протестантов и Израиль. Выдвинем на второй план, в этот раз, вопрос о разнообразии эсхатологической судьбы – лучше было бы сказать божественного провидения – англосаксонских протестантов. Во всяком случае, в этом моменте исполняется очень странный переворот: перед атакой „Гога, царя Магога, “ англосаксы будут „вознесены“ на Небо (rapture), когда сыновья Израиля в решающей битве поразят Гога (Армагеддон). Rapture, возвышение (еще одна крайне причудливая деталь), происходит таинственным образом, почти как взлет на космическом корабле или летающей тарелкой, которое подчеркивает важность технологии в апокалиптическом сценарии: „в некоторых текстах диспенсационалистов провидение связывается с последними технологическими достижениями, и так происходят изображения ядерного диспенсационализма... Тут Россия (раньше СССР) снова выступает в качестве сил Зла, ядерного царя Гога“ (Александр Дугин, „Мистерии Евразии“).
Протестанты тогда, по этому странному апокалиптическому сценарию, во главе с протестантским Христом (Второе Пришествие), снова возвращаются на землю (в Израиль), а Евреи переходят в протестантизм, и этим начинается тысячелетнее царство Христа на земле ...
В конце времен
Диспенсациализм, по меньшей мере, очень хорошо объясняет некоторые лейтмотивы или невралгические точки внешней политики США. В первую очередь, безусловный союз с Израилем, которые чаще всего противоречит реальным интересам американской империи. Страх перед оружием массового уничтожения, так как ядерное, химическое или биологическое оружие, которое может в конечном итоге появиться у некоторые из стран, составляющих „ось зла“ (Дж. Буш) не является только примером тенденциозной пропаганды и средством массовой дезинформации, но и рецидивом еврейского, ветхозаветного и пуританского страха разрушения, которое, в конце времен, ударит по „Божьему Народу“. Один из типичных примеров можем найти в Евангелии от Матфея: „Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет. Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы. И кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего. И кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои“ (24, 14-18).
О важности этой доктрины в американском сознании свидетельствует и факт, что к диспенсационалистам или группам, близким к ним, можно отнести, по меньшей мере, двух американских президентов - Джимми Картера и Рональда Рейгана, в то время как Джордж Буш открыто объявил о себе как о „премилленаристском диспенсационалисте“. Но гораздо более важным является наблюдение всeй американскoй культуры со времен пуританских поселенцев, глубоко пронимаемaя этими же эсхатологическими и апокалиптическими мотивами. Как, вполне обоснованно, приходит к выводу Артур Крокер, в исследовании под названием „Born Again Ideology“: «Движущая энергия американского имперского проекта по существу – религиозная, а не политическая. Правящая американская мифопоэтика есть эсхатологическая. Речь идет о последних временах».
Армагеддон близко
В общем американский политический и интеллектуальный класс не отражает многообразия населения Североамериканского континента - преобладающий тип –WASP – White Anglo-Saxon Protestant – крепко укоренён в протестантский фундаментализм. Перевести фуриозную, пугающую риторику пуританских проповедников на точный, рациональный и конкретный язык геополитических и экономических анализов является задачей ее интеллектуальных услуг. Следствием этого является гротескное сочетание протестантского мессианизма и либеральной модели с его показной толерантностью и „открытостью для всего различного“, которое, с манией миссионеров, „остатку мира“ предлагает по американской модели спасение от террора, тупоумия и мрака истории. Но в самой основе протестантский фундаментализм, в котором самое знаменитое место принадлежит диспенсационализму, остается „скрытой“ идеологией Америки, которая определяет мысли, надежды и мечты огромной, значительной части нации, и даже атеистов.
Конечно, Барак Обама, сын кенийского иммигранта и белой женщины, человек, который носит мусульманское имя, а представляется „христианином“, никак не является типичным представителем американской политической элиты или „морального большинства“ американской нации. Это не только пропагандистский и маркетинговый трюк уставшей империи, но и знак глубокого, расового и идеологического деления Америки, в котором после 11 сентября и катастрофического финансового и экономического упадка, вновь, с неожиданной силой, возрождаются пуританские страхи и надежды о „конце времен“. „Армагеддон близко, тяжелые времена наступили“, гремят телевизионные проповедники, „моральное большинство“ запуганное терроризмом, экзистенциальной незащищенностью, перспективой нищеты и войны „всех против всех“ действительно превращается в паству, которую пасут ее протестантские пасторы в конце времен.
К Третьей мировой войне...
Войны не являются безусловным следствием религиозных убеждений, и не происходят исключительно из-за экономических или энергетических ресурсов. Война является результатом состояния, в котором существующие противоречия не могут быть решены мирным путем, но только с помощью военной силы - от ужасов войны, еще хуже только ужасы мира, которые, на самом деле, еще и являются их причиной. Глубина кризиса, которая потрясает США, и которую невозможно решить финансовой или экономической интервенцией, безвозвратно толкнет последнюю мировую империю на путь войны, к финальному столкновению с „силами зла“. Как, кстати, замечает известный русский экономический аналитик Михаил Хазин: „в пасмурные времена необходимо изменить психологию общества, это общество надо мобилизовать. Лучший способ сделать это – угроза, опасность. Для США это не новость. В 1898 году , чтобы начать войну с Испанией, ту войну, которая привела к тому, что Америка захватила Филиппины и Кубу у Испании, американцы взорвали свой собственный броненосец Мейн в Панаме. В 1941 году случился Перл-Харбор.“
Для такого апокалиптического сценария диспенсационализм имеет готовые ответы. Дни „великой скорби“ (tribulation period) наступили. „Империя зла“, о которой говорил Рейган, а потом и Буш, „орды царя Гога из земли Магог“, это – в диспенсационалистском ключе, в психогеографии американцев – однозначно русские и их союзники, именно как и библейские, апокалиптические „князья Роша, Мешеха и Фувала“ (где Роша интерпретируется как Россия, Мешеха как Москва, а Фувала - древнее название Скифии). Только в американском случае, финальное столкновение принимает довольно отличительные черты: кстати, прогрессивная и человеколюбивая, Америка имеет также и свой зловещий аспект, лицо самого Апокалипсиса, посвященное всем, которые отвергают ее благовест, ее (фарсовое) евангелие. Это лицо того „Милосердного ангела“, который яростным гневом уничтожал Сербию, а затем Афганистан, Ирак, а завтра, кто знает, Сирию, Иран, Китай или Россию...
„Сражение для конца мира“ против царя Гога, против князей Роша и „оси зла“ уже началось, в 1995 году в Республике Сербской Краине, и потом в 1999 году в Сербии, с „Милосердным ангелом“, со сценами, в которых американские солдаты печатают гротескные сообщения – адресованные сербам, со смертельными ракетами, наполненными обедненным ураном и кассетными бомбами, со сценами бомбардировки Фаллуджи, Басры или Багдада, и пока на фоне эксплозий эхом разносятся сообщения американских политических лидеров о „народе инициируемом моральной надеждой“ и о „самой моральной мировой силе“...
Перевод с сербского Иванна Белич