Через эволюцию к революции. У ХАМАС новая миссия

13.09.2021

“Сильное откровение” – именно так можно охарактеризовать слова Зияда Нахалы о том, что поддержки от Ирана ХАМАСу в разы больше, по сравнению с Палестинским Исламским Джихадом (ПИД). Лидер Палестинского Джихада дал почву для размышления, особенно в отношении иранской политики по палестинскому направлению. В этом интервью не следует искать какой-нибудь негативный подтекст в словах Зияда, просто потому, что ПИД занимает аналогичную позицию(о чем и было сказано в интервью), лучше сконцентрироваться на произнесенных основных мыслях и идеях главы старой палестинской Исламской партии. Ведь помимо динамичных отношений между ХАМАС и Ираном, Нахала указал на ошибочный путь нынешних представителей Братьев-Мусульман в ряде арабских стран.

Напишу свою “расшифровку” на тему взаимоотношений Ирана и ХАМАС в контексте указанного интервью. Лидер Палестинского Исламского Джихада (старый союзник ИРИ) раскрыл достаточно интересный план Ирана, где ХАМАС является главным действующим лицом.

Ни секрет, что взаимодействие со всеми ключевыми палестинскими организациями олицетворяет собой особую тактику Исламской Республики. Иранцы показывают, что они одинаково относятся ко всем Исламским движениям. Такой подход продиктован стремлением Тегерана объединить ряды сопротивления. Но по ряду причин иранцы все-таки сделали ставку на ХАМАС, в “глобальном понимании” палестинской трагедии.

Есть самое простое объяснение сложившейся ситуации, ХАМАС крупнее, как организация чем Палестинский Джихад, соответственно им нужны дополнительные расходы. Но копнув глубже мы увидим долгосрочную стратегию по освобождению Исламского Мира от оккупации куфра.

Ниже приведены важные нюансы идеологического аспекта внешней политики Тегерана.

1 - Практическая реализация учения Джафара Садика (мир ему). Известно, что выдающиеся суннитские деятели получали знания у 6-го Имама(мир ему). Несмотря на то что ученые Ахлю-Сунна в последствии сформировали свое собственное направление, тем не менее под их руководством происходило “просвещение” народов Исламского Мира. Таким образом суннитские богословы связанные с наследием Имама Садика (мир ему) по аналогии с шиитскими братьями выполняли “общее дело” – возрождение Уммы.

Иранцы при современных реалиях на практике стараются воплощать в жизнь учение Имамов(мир им). Примеров с поддержкой Тегераном любых исламских движений (независимо от идеологии)* имеющих схожие цели и идеи, достаточно*1. В этом контексте, ХАМАС стоит во главу угла “Имамитской” политики ИРИ.

2 – Посвящение в “революционный актив”. Здесь я подразумеваю желание Тегерана добиться определенных внешнеполитических действий со стороны ХАМАСа, которые бы могли помочь Оси Сопротивления обзавестись новыми союзниками. В случае успеха, ведущее палестинское движение должно стать примером для многих суннитских организаций, особенно филиалов Братьев-Мусульман или аффилированных с ними структур. Доказательством упомянутой идеи от ИРИ служит предложение Хасана Наср-Аллаха ХАМАСу стать посредником между хуситами и Аль-Ислах.

Аналогичную позицию по поводу “необходимых преобразований” ХАМАСа занимают Хизбаллах и Палестинский Исламский Джихад(об этом указано в конце интервью), что говорит о высокой координации между местными Think-Tank в распоряжении указанного трио и наличием общего консенсуса. Об этом стоит упомянуть, ведь еще например 10 лет назад разные политические группы внутри сторон не имели общего взгляда по поводу “ставки” на ХАМАС в долгосрочной перспективе.

Вывод. Вернув свою главную роль в нутрии Оси Сопротивления, ХАМАС постепенно отходит от внутреннего блока “прагматизма” и приближается к стану “идеологов”. “Прагматизм” внутри Оси включает в себя ряд функционеров идеологически враждебные идеи Исламской Революции, но вынужденные тесно сотрудничать в связи с военно-политической ситуацией в своих странах. Самые известные фигуры прагматизма – Асад и Систани. Первый, символизирует светский антирелигиозный радикализм в лице БААС, второй, “Марджа” с ахбаритскими наклонностями, вынужденный считаться с главной региональной силой Уммы. В связи с отсутствием достойной альтернативы в рамках правящей диктатуры, иранцы вынуждены сотрудничать с Асадом, что касается Систани, то он как личность не входит в Ось Сопротивления, но именно с ним иранцы ассоциируют Хашад аль-Шааби, что бы обеспечить Ополчению “правовую защиту” внутри Ирака. Глава Наджафа молчаливо и неохотно соглашается с такой ролью, понимая нулевые шансы в случае открытой борьбы против ИРИ.

Долгое время ХАМАС (период руководства Халеда Мишааля) находился среди указанных “прагматиков”, однако приход к власти тандема Хания – Синвар и усиления роли Мохаммада Дейфа вернули ведущее палестинское движение на путь интеграции в революционное поле Оси Сопротивления. Первые шаги уже сделаны, положительные сигналы в плане восстановление отношений с Сирией, расширение сотрудничества с новыми символами Исламской Революции(Ансар Аллах - Йемен, Харакат Хизбаллах аль-Нуджаба - Ирак), формирование новой стратегии борьбы на Западном берегу Иордана.

Что до ПИДа, то он будучи истинным преемником Саида Кутба (мое мнение) и реального “ихванизма”, плавно восстанавливает свою историческую роль – главного революционера на палестинском пространстве. Понимая, что главной движущей силой среди палестинцев остается ХАМАС, Палестинский Джихад скромно идет своим путем. На самом деле в нынешних успехах ХАМАСа помимо львиной доли Ирана, немалую заслугу сыграл в том числе лично ПИД*2. Когда кризис между главной палестинской силой и Сирией затронул тему взаимоотношений Ирана с ХАМАС, именно ПИД был “мостом” диалога. После оттепели по сирийскому вопросу, начались частые встречи с Хизбаллах в Бейруте, и здесь почти всегда присутствовали обе делегации двух крупных Исламских организации Палестины(так КСИР, Хизбаллах и ПИД показали ХАМАСу, что несмотря на существующие разногласия по Сирии, антисионистский фронт по прежнему “един, стабилен и устойчив”). Сейчас, Палестинский Джихад крайне заинтересован в том, что бы ХАМАС примерил на себя новую роль “революционера” для суннитской части Уммы.

 

* - Ведь главная цель Ирана ни навязывание идеологии Велаята аль-Факих, о чем твердят злые языки. Наоборот, независимый “свой путь”, это то чего добивается Кум от религиозно-политической части остального Исламского Мира. Поскольку основная миссия – возрождение Исламской цивилизации и создание почвы для прихода Имама Махди(мир ему).

*1 - В качестве свежих примеров можно вспомнить про поддержку Ирана муфтия Ирака - Махди аль-Сумадаи (салафит), губернатор сирийской провинции Дейр Зор – Абдул Мажид Кавакиби(потомок легендарного суннитского мыслителя), поддержка контактов с разными фракциями ихванов Египта.

*2 – Еще в далеких 90-ых годах покойный основатель ПИДа мученик Фатхи Шакаки проживая в Сирии, в лагере палестинских беженцев – Ярмук, уступил предложенное ему сирийцами место под офис, в пользу ХАМАС.

Братья-Мусульмане – запрещены в РФ.