Проблемы в фикхе мешают политической стратегии ХАМАСа

09.07.2020

Еще в 2015 году, ХАМАС заблокировал деятельность Движения Аль-Сабирин на территории Сектора Газа. Мотивировав такое решение якобы "борьбой с распространением шиизма". Через год правящая партия Сектора Газа запретила благотворительную организацию "Al-Bakyat El-Salehat Society"* связанную с Аль-Сабирин и иранским "фондом помощи Имама Хомейни". Спустя время стало ясно, что по причине отсутствия политической дальновидности, ХАМАС будет вынужден исправлять ошибки, причем "символом коррекции" внешней политики вновь станет история с "шиитскими" офисами и организациями в Секторе Газа.

Так в чем же заключается "недальновидность"? Все просто, ХАМАС запретил "проиранскую фракцию" формально руководствуясь сектантскими догматическими утверждениями в отношении шиизма, однако теперь в Газе действует исламская организация являющаяся официальным последователем Джафаритского мазхаба. Что же произошло в стане ХАМАСа? Почему они заблокировали своих же палестинцев, но позволяют работать иракскому офису? Если обратиться к сектантской риторике, можно задать вопрос так, почему вы "палестинских шиитов" забанили, а иракским позволяете функционировать? Где логика? Простого ответа на такие вопроса нет. Вкратце объясним ситуацию.

После того как ХАМАС во главе с Халедом Мишаалем порвал с Сирией и присоединился к альянсу Катар-Турция, новые "союзники" ХАМАСа организовали антииранскую кампанию в Газе, с целью навсегда удалить Тегеран и Хизбаллах из блокадного Сектора. Именно тезисом "борьба с Ираном", можно объяснить раскол между военным крылом и политическим руководством, ухудшение отношений с Палестинским Джихадом, и в конечно счете апогей враждебной политики к ИРИ на территории Сектора вылился в блокировку движения Аль-Сабирин.

Положительные изменения начались после внутренних выборов 2017 года, когда во главе ХАМАСа встал тандем Синвар - Хания. Правящая партия Сектора Газа стала предпринимать шаги с целью возвращения в проиранский лагерь. По истечению трех лет активная дипломатия дала результаты и теперь верные соратники КСИРа из Ирака присутствуют в Газе.

Тем не менее даже несмотря на значительный прогресс "проиранской команды" в исправлении ошибок прежнего руководства, нельзя сказать, что у ХАМАСа правильный подход к иным исламским движениям или партиям представляющим другую идеологию. Если сейчас военные лидеры самой крупной палестинской партии временно смогли сгладить внутренние противоречия и восстановить былые связи с Ираном на официальном уровне. То кто знает, что будет в перспективе? Что если будущее руководство по аналогии с командой Мишааля предпримет схожие шаги на внешнеполитическом курсе? Смогут ли уже не молодые лидеры Бригады Аль-Кассам снова победить на внутренних выборах и совершить "мягкий военный переворот"? Как это им удалось в 2017. Ведь именно приход таких руководителей как Синвар и Хания при содействии Мухаммада Дейфа во многом способствовал восстановлению роли ХАМАС в Оси Сопротивления и отдаления от Оси конформизма(Катар-Турция). Сработает ли в будущем тактика смены руководства для регулировки аналогичных проблем? Подобных вопросов много, ответов нет.

У ХАМАСа ключевые проблемы заключаются в двух пунктах политического видения - богословие и внешняя стратегия. В ситуации с "шиитами" в Газе, мы видим, что ХАМАС все таки "болен" "традиционной шиитофобией". Отсутствие факультета "сближение мазхабов" в исламском Университете Газы уменьшает шансы на прогресс в данном направлении. Касаемо главного внешнеполитического тезиса - "невмешательства в дела других стран", то исходя из фактов предательства палестинского дела абсолютным большинством арабских(и не только) режимов, питать себя иллюзией "добрососедского сосуществования" с диктатурами, закрывая глаза на их связи с сионизмом, напоминает логику мазохизма.

Несколько слов о запрещенной в Газе новой организации. Во-первых, Аль-Сабирин со слов своего лидера "исламское движение, верящее в единство мусульман". Данный факт показывает, что в период принятия решения о запрете, ХАМАС либо особо не разбирался и в качестве аргумента "пропаганды шиизма" использовал логотип палестинского движения, похожий на эмблему Хизбаллах. Либо ссылался на донос местных псевдо-"салафитов". Видимо надо было настолько сильно угодить Дохе, что не было времени разбираться, что там и как. Главное за круглую сумму надо отметится на "антииранском направлении".

P.S. Интересно, что руководство Палестинского Джихада никак не отреагировало на давление ХАМАСа в отношении вчерашних товарищей. Именно товарищей, ведь Аль-Сабирин является фракцией отколовшейся от Палестинского Джихада по причине несогласия с политическим курсом ПИДа. Касаемо присутствия "антишиитских" взглядов внутри ХАМАС, то первый раз они дали о себе знать в маргинальной форме еще в 2003. Как и сейчас цель такой провокации была не допустить укрепления связей между ХАМАС и ИРИ.

* - ХАМАС закрывал благотворительный фонд дважды, первый раз в 2011 за якобы "распространение шиизма".