Долгая война США в семи странах
В 2007 году генерал в отставке Уэсли Кларк в телеинтервью заявил, что США после атаки на Нью-Йорк в 2001 г. планировали за пять лет провести семь войн в регионе Ближнего Востока. Начав с Ирака, следующими целями Пентагона должны были стать Сирия, Ливан, Ливия, Сомали, Судан и Иран.
Фактически все эти страны, кроме Ирана, прямо или косвенно подверглись агрессии и политическому давлению США и их сателлитов. В Сирии была инициирован вооруженный конфликт, который продолжается до настоящего дня. На территории этой страны незаконно размещены базы США, которые служат площадками для осуществления различных провокаций с помощью контролируемых террористических группировок. С декабря 2001 г. США начинают проводить различные операции в Сомали, а в 2006 г. началась так называемая Сомалийская война, когда Ливия прекратила свое существование после операции НАТО в 2011 г. Судан был разделен в 2011 г. результате организованного с помощью Вашингтона референдума (но принципиальное соглашение об этом было утверждено в 2005 г.). Ливан подвергся прямой агрессии Израиля в июле 2006 г. (до этого в 2005 г. из Ливана были выведены сирийские войска), и бомбардировка ливанских городов была прекращена только после вмешательства СБ ООН. Но до настоящего момента израильские ВВС беспрепятственно нарушают воздушное пространство этой страны, чтобы наносить удары по объектам в Сирии.
Выражение seven countries in five years стало своего рода мемом, который актуален и до настоящего дня.
Как ни странно, США сейчас официально как раз и ведут войну в семи государствах, о чем свидетельствует недавно рассекреченный доклад - Report on the Legal and Policy Frameworks Guiding the United States' Military Force and Related National Security Operations. Официально слово война не используется, ведь процедура объявления войны — процесс довольно сложный. Это применение военной силы и связанных с ними операций по национальной безопасности. При этом некоторые страны совпадают с государствами, озвученными генералом Кларком.
Как следует из доклада, "вооруженные силы США остаются в Афганистане, чтобы не допустить восстановления убежища для террористов, способных угрожать США и их интересам, для поддержания афганског правительства и афганских военных, которые ведут борьбу с Талибаном, а также создаия условий для поддержки политического процесса, направленного на установление мира". Упоминаются такие группы, как Аль-Каида, ИГИЛ (запрещены в России) и Талибан Хаккани. Интересно, что в переговорах по мирному урегулированию, в которых помимо Афганистана участвуют Пакистан, Иран и Россия, не сказано ни слова. Также не говорится о производстве наркотиков, которое выросло в десятки раз после оккупации США Афганистаном с 2001 г.
По Ираку и Сирия картина примерно такая же. Войска США размещены для "борьбы с ИГИЛ и местными наземными силами (indigenous ground forces)". Такая уклончивая формулировка в отношении второй группы позволяет предположить, что имеются в виду не террористы, а сирийские правительственные войска. Это подтверждается ниже, где сказано, что "вооруженные силы США наносили ограниченное количество ударов против сирийского правительства и просирийских правительственных сил". Что касается курдских формирований, то упоминаются лишь иракские Пешмерга, хотя в Сирии США предоставляли военную помощь курдским структурам SDF.
В Йемене размещена относительно небольшая группа американских военных, которые проводят операции против местных филиалов Аль-Каиды. Кроме участия в боевых действиях США оказывают логистическую помощь Саудовской Аравии против повстанцев хути.
В Сомали США осуществляют как авиаудары, так и проводят наземные операции, включая взаимодействие с миссией Африканского Союза в Сомали. Целями США обозначены Аль-Каида, ИГИЛ и аль-Шабааб.
В Ливии в основном наносятся авиаудары, якобы, при координации с Ливийским правительством национального согласия.
Седьмая страна, указанная в документе, не так часто фигурирует в различных сводках о боевых действиях. Это Нигер, и официальная причина нахождения американских военных - это тренинги, помощь и консультирование местных властей в борьбе с ИГИЛ. При этом указано, что "нигерийские и американские войска применяют вооруженную силу только для самозащиты".
Помимо перечня стран, где США официально ведут войны, в данном отчете содержатся другие интересные факты, важные для понимания процесса принятия решений в Белом доме и более полной картины глобальной сети американских клиентов.
Например, при описании правового обеспечения ведения боевых действий за пределами США в качестве примера говорится, что "указание президента США нанести удар по авиабазе Шайрат в Сирии 6 апреля 2017 г. было осуществлено в соответствии со статьей 2 Конституции, в соответствии с которой президент руководит процессом международных отношений, а также является главнокомандующим и главной исполнительной властью".
В документе также обозначены партеры США по коалиции против ИГИЛ - это 70 государств и четыре международных организации. Логично предположить, что такое же количество может быть использовано США для проведении каких-либо других операций в других регионах мира. Это тот пул сателлитов, которые готовы прислуживать Вашингтону и жертвовать своими ресурсами и людскими жизнями для защиты американских интересов.
Четко обозначено, что "США не поддерживают военную стратегию России в Сирии, и вооруженные силы США не сотрудничают с вооруженными силами России". Также отмечено, что "в разделе 1232 Закона по национальной обороне за фискальный период 2017 г. не содержится ограничений в отношении переговоров между военными США и Россией, направленных на снижение риска вмешательства, или непреднамеренной эскалации военных операций". Такая лазейка явно оставлена, чтобы оправдываться перед своими налогоплательщиками и иметь возможность связи с Москвой.
А вот в отношении партнеров сказано, что США часто оказывает им поддержку, передавая разведданные, оказывая дипломатическую помощь, проводя тренинги и осуществляя мониторинг.
Что касается легальных основ, как на основе местных законов, так и международного права, в документе утверждается, что для присутствия и действия вооруженных сил США изменений не произошло. Лишь в Йемене имеются определенные ограничения. Подобное наглое заявление содержится в разделе о захвате и задержании граждан разных стран в зонах конфликтов, а также печально известной тюрьме Гуантанамо. Мало того, что данная тюрьма находится на незаконно оккупированной кубинской территории в заливе Гуантанамо, так еще утверждается, что "операции по содержанию в Гуантанамо являются легальными, безопасными, гуманными и осуществляются в соответствии с законами США и международным правом". Сообщается, что операции по содержанию в тюрьме будут продолжены и в Гуантанамо будут направляться новые заключенные.
Безусловно, во всех конфликтах, которые развязывают и/или поддерживают США, всегда одним из ключевых вопросов являлись двойные стандарты. Если в формулировках еще как-то можно, то статистические данные — это четкие показатели, где крайне трудно манипулировать. Однако, Пентагон уже имеет успехи по фальсификации и по данному направлению. Так, издание Military Times, анализируя недавний отчет Минобороны США о количестве военнослужащих за рубежом, указало на следующий факт — в ежеквартальном отчете на сентябрь 2017 г. в Ираке значилось 7402 американских военных, тогда как в обновленной версии на тот же период графа является пустой. Вряд ли это является технической ошибкой, скорее всего, такой ляп случился по оплошности в процессе очередной манипуляции со статистикой. По данным же издания в Ираке сейчас находится 5200 американских военных.
Но в контексте ведения войн США нужно обратиться к системным исследованиям по этой теме, так как рассмотренный отчет является логическим продолжением стратегических разработок американских ученых и военных. В этом отношении стоит обратить на изданное в 2008 г. RAND Corp. исследование, названное «Разворачивание будущей долгой войны: мотивации, перспективы и последствия для армии США».
При этом документ был подготовлен исходя из худших прогнозов, т.е. с учетом того, что США будут вовлечены в конфликты против объединенного мусульманского мира, который до 2020 г. будет стремиться подорвать доминирование Запада, в связи с чем, следовало определить тенденции, неопределенности, участников войны и рассчитать для этого возможные стратегии.
Авторы доклада предлагали для воздействия на своих противников в будущей долгой войне применять такие методы, как, например, поддержка суннитско-шиитского конфликта. Согласно такому видению США должны поддерживать традиционные суннитские режимы для того, чтобы сдерживать Иран и его влияние на Ближнем Востоке и в Персидском Заливе.
Предполагалось также, что США могут адаптировать долгосрочную и менее агрессивную стратегию для Ближнего Востока. Госдепартамент и агентство USAID, Корпус мира, Министерство сельского хозяйства и Министерство юстиции согласно такой опции могут стать основными акторами новой американской стратегии.
Показательно, что термин "долгая война" не был засунут в пыльный ящик многочисленных теоретических наработок, а стал концепцией, которую активно используют в США лица, принимающие решения. Это подтверждает относительно свежий доклад Сета Джонса, озвученный 27 апреля 2017 г. на подкомитете по терроризму, нераспространению и торговли комитета по международным делам Палаты представителей США, озаглавленный "Управление долгой войной. Политика США для Афганистана и региона".
А с учетом того, что Афганистан находится в важном геополитическом регионе — между Ираном и Пакистаном и в относительной близости к странам Центральной Азии постсоветского пространства, эта страна обречена быть объектом долгой, а может, и постоянной войны США.
Но, судя по всему, Пентагон собирается вести вечную войну на три фронта - не только в Афганистане, но также против Китая и России. По крайней мере, так утверждает профессор Майкл Клэр, называя такое развитие событий "приглашением к катастрофе" и предостерегая чиновников в Вашингтоне серьезно обдумывать любые стратегии, связанные с применением силы.