Влияние геополитических последствий распада СССР на образ традиционного ислама в российском медиапространстве

22.08.2022

Развитие информационных технологий и информационных коммуникаций сформировало особые условия воздействия информации на массовое сознание, что, несомненно, повлияло и на формирование религиозного сознания российских мусульман. Медиапространство, обладая признаками всеобщей доступности информации с любой точки мира и возможностью свободно выражать свое мнение по любому вопросу, в том числе религиозному, предъявило свои специфические требования к мусульманским священнослужителям и специалистам по исламу в плане адекватной аргументации заданной тематики и продвижения, традиционных для ислама, идей и ценностей. Несмотря на предпринимаемые усилия по возрождению доброй традиции, образ традиционного ислама подвергся влиянию фреймов, в содержании которых присутствуют тенденциозно выраженные представления об исламе, с характерной деструктивной направленностью. Для продолжения продуктивной работы по сохранению подлинной чистоты традиционных ценностей ислама в новой реальности, требуется учета геополитических последствий развала СССР.

Со дня распространения ислама, мусульмане  проводили свою просветительскую деятельность, строго опираясь на принципы, гарантировавшие что понятия, заложенные в проповедях, отражают именно те смыслы, которые были переданы сподвижникам самим  Божьим посланником Мухаммедом (мир ему). Осознавая огромную ответственность за будущие поколения, мусульмане скрупулезно и бережно заботились о чистоте передаваемых смыслов, что, несомненно, побуждало их прилагать титанические усилия в противостоянии вызовам в каждой последующей эпохе. В результате такой кропотливой работы мусульманские ученые разработали целый спектр наук, которые вбирали в себя, кроме всего прочего, не только вопросы вероубеждения (акида) и правоведения (фикх), но и специальную методологию определения достоверности передаваемых суждений, восходящих к пророку Мухаммеду (мир ему), которая в последующем оформилась в науку хадисоведения. Именно, благодаря такой строгой передачи и серьезному усвоению социальных и культурных ценностей из поколения в поколение, смыслы правоверия, которые и характеризуют традиционный ислам, в своей неизменной сути дошли и до наших дней.

Во всем исламском мире, согласно единодушному мнению большинства исламских ученых, традиционным исламом (Ахлю ас-Сунна ва-ль-Джамаа) (1) признается тот ислам, в котором основы вероубеждения (усуль ад-дин) восходят к мусульманским мыслителям-богословам аль-Ашари (2) и аль-Матруди (3), а религиозно-правовая практика – к  правовым школам четырех мазхабов (4) (Ханафитский (5), Шафиитский (6), Маликитский (7) и Ханбалитский (8)).

Основы правоверия представляют собой оформленные в своды результаты полемических диспутов приверженцев единобожия с последователями различных религий, еретических течений, философских школ и т.д., которые уже имели место при жизни пророка (мир ему), а в последующем становятся неотъемлемой частью культурной жизни научных центров мусульманской цивилизации. Данные своды, излагающие и обосновывающие главные догматические представления, правовые, ритуальные, этические нормы и правила традиционалистской концепции веры, становятся обязательным элементом   образовательной системы практически всех мусульманских учебных заведений (медресе).

Несмотря на огромное количество литературы в области вероубеждения, наиболее популярным и широко распространенным изложением исламской доктрины правоверия среди мусульман становиться  так называемая «Акыда ат-Тахавиййа», работа современника имамов аль-Ашари и аль-Матруди, египетского правоведа и хадисоведа имама Абу-Джафар Ахмад ибн Мухаммад аль-Азди (9), известного как имам ат-Тахави. Являясь кратким изложением исламской доктрины и состоящая из 105 высказываний, «Акыда ат-Тахавиййа» побудила многих исламских ученых написать подробные комментарии к этому общепризнанному символу веры мусульман.

На территории России, в частности в Волго-Уральском регионе, вопреки присутствию тахавитского символа веры,  наибольшей известностью и популярностью пользовался насафитский вариант. «Акида ан-Насафи», принадлежащая перу имама Абу-Хафса ан-Насафи (10), является кратким изложением доктрины имама аль-Матруди и его последователей, и достигла известности, по мнению турецких исследователей, благодаря толкованию имама ат-Тафтазани (11) в своей книге «Шарх аль-акаид». Насколько популярным был комментарий ат-Тафтазани показывает тот факт, что он издавался около 15 раз в Казани, а татарский богослов Шихаб-ад-дин аль-Марджани написал к нему свой подробный комментарий под названием «аль-Хикма аль-балига аль-джаниййа фи шарх аль-акаид аль-ханафиййа» (12), который был издан в Казани в 1888 году.

В советские годы, несмотря на доминирование атеистической идеологии, передача мусульманского наследия все же продолжалась, но в очень узких рамках и под жестким контролем государства в пределах работы медресе «МирАраб» в Бухаре и Исламского института в Ташкенте. Насколько качественно была поставлена преподавательская деятельность в этих советских духовных вузах, говорит целая плеяда выпускников этих заведений, в настоящее время занимающие руководящие посты во многих религиозных структурах бывшего СССР.

После развала советской системы традиционное учение ислама получило возможность вернуть себе утерянные позиции и возродиться уже в более свежей и современной форме, обогащаясь достижениями светских наук. Однако бесконтрольное проникновение на территорию постсоветского пространства различных зарубежных, международных исламских организаций и движений, в интерпретации ислама которых, не последнее место занимали существующие в этих странах идеологические и внутриполитические  противоречия, создали не только препятствия возвращению доброй традиции, но и вскрыли серьезные вызовы, перед которыми оказался традиционный ислам. Мусульмане бывшего СССР столкнулись с новой реальностью, в которой работа по возвращению традиционных ценностей требовала учета геополитических последствий развала СССР.

Геополитические последствия развала СССР характеризуются демонтажем коммунистической системы и провозглашением западно-либеральной модели устройства общества как универсальной для всех народов мира с последующей интеграцией и унификацией всех сторон жизни обществ под непосредственным главенством США и его союзников.

Пользуясь отсутствием международно-правовых преград в обустройстве мира по собственным лекалам, США устремились перестраивать границы стран Восточной Европы, Ближнего Востока, Северной Африки, создавая новые независимые государства, непризнанные автономии, в которых руководство находилось под полным контролем Вашингтона. Война в Югославии, Ираке, Афганистане, Сирии, Ливии, Йемене – вот только широко известный во всем мире перечень горячих точек, унесших жизни сотни тысяч ни в чем не повинных людей, и оставившие беженцами миллионы. Кроме того, продолжая политику сдерживания в отношении России, коллективный Запад во главе с США устраивает серию цветных революций в странах постсоветского пространства. Киргизия, Грузия, Армения, Украина, Молдова становятся главными театрами геополитического противостояния Запада с Россией.

В результате безответственной и преступной политики Соединенных Штатов, многие мусульманские народы оказались заложниками политических интриг прозападно - ориентированных элит, которые разделили общую в своей вере мусульманскую умму на несколько политически враждебных друг другу лагерей. Кроме того вследствие усиления напряженности на Ближнем Востоке активизировались различные негосударственные акторы экстремисткой и террористической направленности. Преступные деяния различных джихадистких движений, включая Аль-Каиду (13) и ИГИЛ (14), породили новые препятствия в адекватном восприятии доброго наследия традиционного ислама, сопровождавшиеся откровенной ненавистью к мусульманам и оголтелой исламофобией.

В контексте геополитического фактора, возрождение ценностей традиционного ислама наталкивается на несколько серьезных вызовов. С одной стороны, провозглашение универсальности западно-либеральной модели общества и связанные с ней процессы глобализации выдвигают бескомпромиссные требования по адаптации вековых исламских ценностей в соответствии  с шаблонами западной культуры, которая в большей степени проявляется в так называемой реформаторской деятельности ориентированных на Запад активистов. С другой стороны, ведется последовательная и вполне осознанная поддержка всех возможных псевдо-исламских радикальных, экстремистских и террористических движений и организаций с целью дискредитации последователей традиционного ислама и демонизации ислама в целом, которая сопровождается последовательной пропагандой исламофобии.

Создается некая дихотомия, где деструктивный эффект двух не связанных, на первый взгляд, между собой направлений нацелен на сдерживание позитивных устремлений представителей традиционного ислама. Популяризация «реформаторами» таких идей, как «либерализация ислама», «главенство  индивидуализма над большой семьей», «гендерное равенство», «отказ от традиций религиозно-правовых школ», «актуальность текущей жизни над будущей» осуществляется на фоне радикальных и экстремистских лозунгов псевдо-исламских течений по ужесточению религиозных норм, отказа от всех форм светского образа жизни и народных традиций, а также пребывание в постоянном состоянии войны (джихада) против «неверных».

Все это создает непрекращающуюся  социально-экономическую и политическую нестабильность, дезорганизируя  общество с невозможностью планировать хоть какие-либо позитивные и конструктивные задачи на будущее. 

Для противодействия угрозам и вызовам обусловленные геополитическим фактором, возникает необходимость установить теоретико – методологическую основу традиционного ислама научным базисом формирования контента в информационном пространстве. В результате все имеющиеся тенденциозно выраженные медиаобразы ислама будут парированы и скорректированы согласно научной методологии традиционного ислама. Именно в таком случае образ традиционного ислама будет представлен в информационном пространстве в адекватном и в неискаженном виде, что обеспечит духовный суверенитет и здоровую почву для дальнейшего развития ислама в интересах не только российских граждан, но и всего человечества.

______

1.В переводе с арабского языка означает «люди сунны и согласия общины».

2. Абу́-ль-Ха́сан‘Али ибн Исма‘и́ль аль-Аш‘а́ри(873,Басра—936,Багдад)—выдающийся мусульманский мыслитель,богослов,основатель одной из школ каляма,получившей название по его имени — ашариты.

3.Абу Мансу́р Муха́ммад ибн Муха́ммад ибн Махму́д аль-Матури́ди ас-Самарканди́ (870,Матурид,близ Самарканда —944,Самарканд) — исламский мыслитель, основатель и эпоним одной из школ калама — матуридизма.

4. «Богословско-правовая школа».

5.Ханафи́тский мазха́б или ханафизм-одна из четырёх каноничных правовых школ в суннитском исламе.Основателем является Абу Ханифа и его ученики: Мухаммад аш-Шайбани, Абу Юсуф и Зуфар ибн аль-Хузайл.

6. Шафии́тский мазха́б-одна из правовых школ в суннитском исламе,основателем которой является Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии. Этот мазхаб сложился под сильным влиянием ханафитского и маликитского мазхабов и воспринял их особенности.

7. Малики́тский мазха́б — суннитский мазхаб, основателем которого считается Малик ибн Анас.

8. Ханбали́тский мазха́б(приверженцы мазхаба называются ханбали́тами‎)-одна из четырёх каноничных правовых школ(мазхабов)в ортодоксальном суннитском исламе.Основателем-эпонимом мазхаба является Ахмад ибн Ханбаль-один из самых известных специалистов по хадисам.

9. Абу Джа‘фа́р Ахма́д ибн Муха́ммад ат-Тахави́ (843/853,Таха—935,Египет) — известный мусульманский суннитский учёный,один из авторитетов ханафитского мазхаба.

10. Наджмудди́н Абу́ Хафс У́мар ибн Муха́ммад ан-Насафи́ (1067,Насаф—1142,Самарканд) — исламский богослов,правовед ханафитского мазхаба,хадисовед,толкователь Корана.

11.Сад ад-дин Macуд ибн Умар ат-Тафтазани (‏1322,Тафтазан,Хорасан — 1390,Самарканд ) — арабо-мусульманский философ,видный представитель позднего калама. Его сочинения по логике,юриспруденции,поэтике,грамматике,математике,риторике и коранической экзегетике пользовались популярностью в качестве учебных пособий.

12.«Зрелая мудрость в разъяснении догматов ан-Насафи».

13. Запрещена на территории РФ.

14. Запрещена на территории РФ.