Ситуация в Сербской Православной Церкви
Предварительные замечания
Наиболее важная деталь анализа нынешней ситуации в Сербской Православной Церкви (СПЦ) –это контекст, в котором мы будем рассматривать проблему экуменизма как геополитический (а также духовный и культурный) инструмент расширения влияния атлантистской цивилизации над православным миром (в историческом контексте Византией) и евразийской зоны. Мы понимаем экуменизм как одно из самых разрушительных явлений сербской духовной целостности и, следовательно, сербской национальной идентичности и интересов (традиционализма и евразийства, как элементов сербской идентичности).
Единение Церквей православного мира сейчас можно легко увидеть и проследить по глобальной геополитической обстановке. Православные Церкви, которые находятся в атлантистских геополитической и геостратегической зонах (ЕС и НАТО) более склонны к (пост)модернизму (экуменизму и синкретизму) и более открыты для общения, опираясь на экуменизм православного мира, с патриархом Константинопольским Варфоломеем I (Болгарская церковь в контексте Совета на Крите представляет собой позитивный пример, подчиняющийся этому общему правилу). Таким образом, Русская православная церковь воспринимается в Сербии как истинный носитель византийского наследия и как наиболее прочно укоренившийся антипода экуменическим и модернистским тенденциям внутри православия.
Основная демаркационная линия внутри Сербской Православной Церкви в последнее время связана с антагонизмом между традиционалистами и модернистами (экуменическими и синкретическими элементами) в СПЦ.
Экуменическое лобби часто получает содействие или, в некоторых случаях, непосредственно является близким к атлантистским центрам силы (в чисто духовном и теологическом смысле: к Ватикану и различным протестантским церквям, но и в смысле услуг, участвующих в проведении специальной войны против Сербии, в первую очередь некоторых разведывательных служб США, Госдепа, а также некоторых служб ЕС, среди которых на первом плане находится Великобритания).
Сейчас экуменическое лобби представляет большинство в пределах Священного Синода СПЦ, а также среди его священства. Тем не менее, важно подчеркнуть, что явные и подлинные экуменические идеи среди епископов относительно редки. Существует примерно такое же количество явных традиционалистов и крайних антиэкуменистов среди епископов. Поэтому эти два взаимоисключающих порядка равны с точки зрения количества. Большинство епископов СПЦ являются простыми последователями (различных краткосрочных интересов) «общего климата» и «не пересекают красную черту» в богословском и литургическом смысле в подходе к ереси. Экуменическое лобби, несмотря на то, что оно не более многочисленно по сравнению с антиэкуменической группой, имеет в данный момент заметное влияние на патриарха Иринея.
Поскольку большинство епископов – последователи общего климата, и, следовательно, не столь важны для контекста этого анализа, мы остановимся на двух противоположных взаимоисключающих пунктах, связанных с экуменизмом – это епископы, которые активно выступали за или против этого явления.
Епископы против экуменизма
Епископ Иоанникий (Мичевич) / Vladika Joanikije Budimljanski / – Епископ Будимлянско-Никшичской епархии с 2002 г. Родился в 1959 г. в Велимье. Окончил Богословский факультет в 1990 году и получил степень доктора философии в Белграде. Стал монахом в Монастыре Челия Пиперска в 1990 г. В 2002 г. он стал епископом Епархии Будильиье и Никшич с приходом в Монастыре Джурджеви-Ступови. С 2005 по 2007 год, член делегации СПЦ при Русской Православной Церкви и Патриарха Московской и всея Руси Алексия II и митрополита Смоленского Кирилла (ныне патриарх). Как представитель Сербской Православной Церкви, он следовал пути правой руки Иоанна Крестителя от Москвы до Нижнего Новгорода. В качестве члена делегации города Беране, участвовал в создании и подписании официальных братских отношений этого города с городом Кострома в России.
Епископ Милютин (Кнежевич) / Vladika Milutin Valjevski / – Епископ Епархии Валево с 2006 года Родился в 1949 г. в селе Мижака недалеко от города Валево. Стал монахом в монастыре Кона в 1962 г., в возрасте 13 лет. После был монахом в монастыре Острог, он заканчивает первый год богословского факультета в Белграде. После этого он отправляется в США, где он успешно окончил факультет православной теологии Либертвиля. В мае 2003 года он стал епископом Австралии и Новой Зеландии. В 2006 году он стал епископом Валево. Его здоровье было подорвано в результате автомобильной аварии, которая произошла в 2013 году в возрасте 65 лет.
Епископ Ефрем (Милутинович) / Vladika Jefrem Banjalučki / – епископ Епархии Банялуки (в Сербии) с 1980. Родился в селе Буснови близ Приедора в 1944 году, стал монахом в монастыре Липлье в 1967 г. Он закончил с отличием Московскую православную академию в 1975 г. С 1978 г. по 1980 г. занимал позицию епископа Моравички и в 1980 году он становится епископом Банялуки.
Епископ Никанор (Богунович) / Vladika Nikanor Banatski / – Епископ Епархии в Банате с 2003 года. Родился в Медведжи в Далмации (сегодня Республика Хорватия) в 1952 году, он стал монахом в монастыре Крка в 1975 году, окончил по богословию в Загорске, Россия в 1979 году, а 1981-1982 учился в аспирантуре в Германии с 1981 г. по 1982 г. Он находился под пристальным взглядом СМИ, а также некоторых священников СПЦ из-за обвинений в некоторых финансовых махинациях. Существует серьезное предположение, что это обвинение было инициировано со стороны проэкуменистов СПЦ для того, чтобы разрушить ее целостность, так как он имеет твердую антиэкуменисткую позицию.
Епископы за экуменизм
Епископ Лаврентий (Трифунович) / Vladika Lavrentije Šabački / – Епископ Епархии Шабаце с 2006 года. Родился в селе Богошитца близ Крупани в 1936 году. Он окончил школу Богошитцы в Белграде и Богословский факультет. В течение двух лет был священником в Ружице в Белграде, после чего священником в церкви в Купресе и после того, профессором богословия в монастыре Крка. Он стал епископом Западной Европы и Австралии в 1969 г. В Лондоне. Говорит на английском, немецком и русском. Близкий друг католических епископов и представителей Ватикана в Сербии - Ф. Перко и с его преемник С. Хосевар. На православной радиостанции «Glas Crkve» (Голос Церкви) под его администрацией в Шабаце он вел несколько регулярных еженедельных программ для католической церкви. Он персонально поддерживает печать книги пятидесятников «Knjiga života» («Книга жизни») и заявил публично, что «эта книга может служить учебным пособием для религиозного образования в школах в Сербии». В июне в 1998 году при его поддержке и авторизации в городе Богатич в его епархии была организована встреча и семинар Центра стратегических и международных исследований Вашингтона по «Межрелигиозному диалогу и подготовке кадров для решения конфронтации». Встреча была закрытого типа, а участниками являлись православные, католики, мусульмане, пятидесятники, а также кришнаиты. Его монастырь недалеко от города Любовия получал пожертвования от Ватикана, в том числе золотой крест, который был установлен на крыше монастыря. Он организовал там межрелигиозную встречу в 2000 году под названием «Бог един», где участвовали католикам, мусульмане, различные протестантские секты, а также множество мелких религиозных организаций и сект, несколько десятков в общей сложности. Он стал известен общественности после события 2000 года, когда он возглавил делегацию из 36 церковных чиновников во время визита в Ватикан. Тогда он поцеловал руку Папы, к тому же принял участие в благоприятном диалоге с ним.
Епископ Григорий (Дурич) / Vladika Grigorije Zahumsko-Hercegovački i Primorski / – Епископ Епархии в Захумье и Приморье с 1999 г. Родился в 1967 г. в Ворес в Боснии. Он закончил Богословский факультет в Белграде в 1994 году, учился на аспирантуре в Афинах, Греции с 1995 по 1997 год, под руководством Джона Зизиуласа. Он хочет пересмотреть епархиальную организацию СПЦ с целью обретения большей независимости его епархии и, следовательно, в конечном итоге автокефалии «боснийской православной церкви». Активно участвует в политической жизни, а также в различных деловых и, возможно, незаконных махинациях (строительная компания Манько, компания Агрокоп, компании Попово Поле, приватизация гостиницы Леотар при очень подозрительных и незаконных обстоятельствах, изменение статуса монастыря Тврдош на завод по производству вина, и т.д.). Близок к Милораду Додику и Александру Вучичу. Хорошо известен по организации «ифтара» для мусульман в Биело-Поле близ Мостара в 2016 году.
Епископ Ириней (Булович) / Vladika Irinej Bački / – епископ Епархии Бачка с 1990 года. Родился в 1947 году в Станишиче в Бачке. Был монахом в монастыре Острог в 1969 г. и 1970 г. Он провел десятилетие, с 1970 по 1980 год, в Афинах в аспирантуре исследовательского факультета Богословия. Получив степень доктора философии в Афинах в 1980 году, едет в Париж, в Русский институт Св. Сергия. Является профессором Нового Завета на Богословском факультете в Белграде, одним из ведущих членов комиссий СПЦ по диалогу с Римско-католической церковью, в Синодальной комиссии СПЦ по диалогу с католическими хорватскими епископами Сербии и Черногории, член комиссий по определению религиозного образования правительства Республики Сербии, Союза библейских теологов Греции, Совета религиозных лидеров Европы по «религии мира». Один из самых образованных епископов Сербской православной церкви. Кроме того, один из выдающихся и ведущих про экуменистов в Сербской Православной Церкви. Очень осторожен, и из-за этого редко критикуется со стороны средств массовой информации. Многие епископы и первосвященники находятся под его влиянием, распространения экуменизм в СПЦ.
Менее важные епископы, выступающие за экуменизм:
Епископ Порфирий (Перич) /Vladika Ljubljansko-Zagrabački /
Епископ Игнатий (Мидич) / Vladika Požarevačko-braničevski i smederevski /
Раскол в СПС. Дело Артемия
Монах Артемий (Радовасльевич) был епископом Рашско-Призренской Епархии с 1991 по 2010 гг. Родился в 1935 году в селе Лелич близ Валево. Он стал монахом в Челие и его духовным отцом был знаменитый Ава Джастин Попович. Закончил Богословский факультет в Белграде и аспирантуру в Афинах.
Формально говоря, его ранг епископа был отнят у него, как и должность ответственного за Епархию (регион Косово и Метохия) и его низложили в сан монаха (впоследствии отлучили от СПЦ), по причинам финансовых злоупотреблений некоторых людей при нем (компания Неймар, компания Атос и его секретарь Симеон Виловски). Причины его смещения, вероятно, имеют более сложный характер. Скорее всего, его восприятие как неадекватного человека для главы епархии в столь нестабильной зоне, как Косово и Метохия, заключается в том простом факте, что он является националистом, а также человеком, который защищал сербские национальные интересы в Косово. Он позволял себе конкретные жесты, которые интерпретировались как попытка атаки на правительство Бориса Тадича. Одним из них был запрет на визит вице-президента США Джозефа Байдена в монастырь Высоки Дечани в 2009 году. Проблема епископа Артемия и в настоящее время активно лоббируется в церкви.
В 1994 году Синод СПЦ уполномочил епископа Артемия подготовить анализ для Синода СПЦ по присоединению к организации «Всемирный Совет Церквей», но результаты доклада показали необходимость выхода из этой протестантской группы.
В 1997 году на своей весенней сессии Синод СПЦ официально решил покинуть Всемирный совет церквей. Этому предшествовал призыв, подписанный более 300 священниками и монахами СПЦ (часть была опубликована в газете «Демократия» 20 июня 1997 года). Текст о выходе СПЦ из Всемирного совета церквей был опубликован в «Svetigora» 61 в 1997 году.
Затем, однако, случилось нечто совершенно экстраординарное: на экуменической встрече в Граце, состоявшейся после принятия решения Сербской Православной Церкви, один из епископов Церкви заявляет, что СПЦ не выйдет из ВСЦ. Это сбивает с толку Сербскую Церковь, но также и другие поместные Церкви. Желько Которанин в журнале «Святой князь Лазарь» опубликовал комментарий: «Принятый документ о выходе СПЦ из ВСЦ как знак объясняет, что это решение Собор действительно принял». В Граце был епископ Ириней Булович (упоминавшийся выше). Тогда Синод СПЦ призвал обычных людей сделать свой выбор (собрали более чем 5000 подписей) и потребовать реализации решений Синода о выходе из ВСЦ. После ряда попыток и нескольких ситуаций, мнение одного человека, епископа Иринея Буловича, изменило официальное решение Синода, а также мнение народа. Сейчас остается скрытая напряженность между епископами и священством поддерживающим, епископа Иринея и епископа Артемия, который выступает против экуменизма.
Конечным результатом этой печальной ситуации является то, что Артемий в настоящее время создает свою собственную церковь (www.eparhija-prizren.org), отдельно от СПЦ. Он имеет поддержку многих монахов (когда он был изгнан из Косово, около 120 монахов ушли вместе с ним) и строит церкви в Сербии и за рубежом (4 построено в США).
Тем не менее, этот раскол отрицательно влияет на целостность СПЦ, и, несмотря на то, что позиции Артемия близки сербским патриотам, вряд ли одно мнение общественности сможет разрешить эту проблему.
Македония
Отдельной темой можно вынести проблему раскола Македонской церкви. Последние переговоры между представителями Сербской православной Церковью и македонской стороной состоялись в мае 2015 г. Было принято решение о продолжении процесса переговоров. Но так как со стороны Сербии участвуют два экумениста (епископ Ириней Бачский и епископ Григорий Захумско-Герцеговинский, третьим является консерватор епископ Черногорско-Приморский Амфилохий), надежд на возвращение македонских раскольников в лоно Сербской православной церкви мало. Со стороны Македонии переговоры ведет викарный епископ Стобийский Давид.