Экономические воззрения христианских конфессий

28.12.2016

С точки зрения христианской Церкви, история цивилизации — это истории падшего человека. В преддверии христианства в Римской империи положение гражданина определялось, прежде всего, его богатством. Все другое ценилось лишь постольку, поскольку способствовало обогащению или услаждало жизнь богатых. Разница между нравственными и безнравственными средствами обогащения существовала лишь в теории, не останавливая устремленных к наживе. Имеющие экономическое могущество образовали замкнутое сословие со своими особыми принципами и господской моралью. Низшее сословие Рима было пропитано неизлечимым презрением к труду и если трудилось, то лишь под давлением нужды. Отношения к местным богам человек строил по форме торга: я тебе — ты мне. Это было наследием республики

Христианское вероучение изменило отношение к миру и экономике. Скромность, ограничение в потреблении, взаимопомощь, добродетель утверждались образцом для подражания. Безудержное стремление к накоплению богатства стало осуждаться. Немало состоятельных людей продавали свое имущество и раздавали вырученные средства нуждающимся. Создавались поселения с общим пользованием имуществом. Богатство стало восприниматься как обуза, ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Лк. 18:25). Каждое дело начиналось с молитвы благодарности к Господу. Экономики христианских стран пропитывались религиозной нормой нравственности.

Однако различия в догматическом богословии, разделившие Церковь на три конфессии своеобразно отразились на последующем экономическом построении стран. В XI веке западная ветвь формально выделилась в католическую. Позднее, в XVI веке, в лоне католической Церкви возник еще один, внутренний церковный раскол. Рождение протестантизма и последовавшая затем Реформация оказали сильнейшее воздействие на развитие экономик государств в последующие 500 лет.

С точки зрения православной Церкви католическая ветвь, а за ней и протестантская, выбрав рациональное понимание учения Христа, исказила его, дав начало упрощенному, правовому, т.е. внешнему, подходу к вопросу спасения. Учение о сотериологии, искуплении и спасении человека, обретении им Царства Божия стало основополагающим в отношении к собственности, труду, богатству, фундаментом поведения человека в экономике.

Православие

Церковь учит, что кратковременная деятельность человека предназначена только для спасения его Души. В этот период человеку следует стремиться уподобить свою жизнь Господу Иисусу Христу, принесшему добровольную жертву во искупление, оправдание и спасение человека. Им указан путь спасения души и дана надежда в вере восстановить союз Бога с человеком и достичь нетленного состояния.

Православное вероучение делает акцент на спасительной роли жертвы Христа. Крещение, прощая, очищая предшествующие грехи, дает человеку лишь встать на путь спасения души, само же спасение достигается последующим понуждением себя к исполнению заповедей Божьих (Мф. 11:12). Обóжением, приобщением к Богу, человек спасается от рабства тления и смерти, вошедшими в жизнь через грехопадение первых людей (Прем. 2:24).

Имея рождение от первого человека, Адама, грехом глубоко исказившего человеческую природу, все люди имеют расстроенную душу и тело. Смерть, страсть и тление, как повреждение первозданной чистоты, вошли в суть человеческого естества: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих (Прем. 1:13). Через подвиг страдания Христос восстановил в себе самом эту человеческую природу и стал примером для человечества. Благодаря крещению и последующему исполнению евангельских заповедей, при помощи Господа, человек получает начало вечной жизни в самом себе. От его свободной воли зависит, прорастет ли это зерно в нем или засохнет (Мк. 4:3–8; 18–20). Мир — совокупность страстей и мудрование плоти, влекущих к иному, чем потребно духу, они друг другу противятся (Гал. 5:17). Огранивая себя свободной волей от соблазнов мира, устремляя все помыслы и действия к Богоподобию, посредством живой, сердечной веры, добрых дел и церковных таинств, человек может спастись, преодолеть тление и смерть.

Православие указывает на труд человека, как обязательное занятие. От бездействия множатся пороки. Но не просто труд, а труд со смирением. Именно смирение является необходимым свойством, приобретаемым человеком для спасения души в деятельности, ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что. Труд не самоцель. Там, где нет любви и смирения, нет и пользы от труда. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6). Труд благословен, когда являет собой соработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире и человеке. «Бог дал тебе руки не для того, чтобы ты принимал от других, а чтобы трудился и сам давал нуждающимся», — учит святитель Иоанн Златоуст (†407).

Замысел Бога о мире и человеке — святость. Даже если труд не увенчался ожидаемым результатом, то эта внешняя неудача, этот провал оборачивается полезным плодом.

Неудачи остужают, приводят в нормальное состояние, отрезвляя от искушений и гордыни. Подвижник и отец Церкви Ефрем Сирин (†373) говорит: «Для пропитания себя будем работать в уповании на Бога. Не скорби о труде; многие, ничего не делая, тяготились самою беззаботностью».

Все материальное — это собственность Бога (Пс. 23:1), человек лишь управитель, верный или неверный. Не только труд человека входит в отношения между человеком и природою, но привходит в эти отношения и освящающая их благодать Святого Духа. Поэтому делами суетными человек ничего не зарабатывает для души, и не делам бывает награда, а рождающемуся от них смирению. «И если не будет такового — напрасны и добродетели и труд», — говорил преподобный Исаак Сирин (†700). Все материальное, что приобретает человек, — на деле не богатство. Все это тленно. Человек смертен, и все благополучие человека может быть ниспровергнуто вмиг.

Даже имея богатство, человеку следует трудиться, проявляя заботу о нуждающихся. Имущественное положение человека само по себе не является свидетельством угодности или неугодности Богу.

Христос Спаситель указал нестяжание, как пособие к совершенству, полезное для некоторых, а не как необходимое для всех. Праведность в использовании богатства, согласно с волей Божией, не в приобретении и обладании, а в дарении и жертвенной помощи ближнему. «Ежедневное пропитание приобретай не припрятанными деньгами, но собственным трудом», — наставляет преподобный Иоанн Кассиан († 435). Бедность сама по себе не спасительна, ведь порою только недостаток средств ограничивает приобретения, не собственная воля, а воля в очах Божиих всегда имеет более веса, чем необходимость. Страсть стяжательности может быть и при крайней видимой нищете. Поэтому следует всегда довольствоваться необходимым, меняя собственное отношение к Богу, Который пребывает неизменным в любви к Своему созданию.

Господь промыслом ставит каждого человека на то место, которое ему наиболее полезно. Ставит в ситуации, которые оздоравливают душу человека, — в ситуации, наиболее полезные для спасения души, когда через труд человек может познать себя. Святитель Игнатий Брянчанинов наставляет: «не волнуйтесь, но в спокойствии духа предавайтесь воле Божией. Бог ведает, что творит, и все, что творит, творит по великой благости Своей, по премудрейшим и неисследимым судьбам Своим. Говорите чаще себе: “Буди воля Божия!” В сию успокоительную и священную мысль да погружается ум Ваш и сердце».

Католицизм

Учение католической Церкви раскрывает события Библии иначе. Первый человек своим грехом бесконечно оскорбил Господа и вызвал гнев Божий и этим преступлением отпал от Бога, подпав под власть дьявола. Господь Иисус Христос совершил искупительную жертву, принес выкуп, удовлетворив правосудию Божьему. Вера и добрые дела освобождают человека от наказания за грех, потому что Христос жертвой Своей на кресте уже принес искупление и удовлетворение за всех грешников. Какой род умилостивительной дани более угоден Богу – дела или вера – особо занимал умы богословов. В случае недостаточности собственных благих дел христианин может заимствовать прощение грехов из кладовой Церкви «божественной благодати» в силу заслуг Христа и святых, indulgentia — отпущения грехов без нравственного покаяния.

Хозяйственная деятельность воспринимается как исполнение вмененной человеку Творцом обязанности управлять миром (Быт. 1:28). Господь как высший и абсолютный собственник даровал человеку право пользоваться землей, и человек законно осуществляет это право. Делать это ему следует не только в собственных интересах, но и для роста общего блага. Стремление человека к личному обогащению признается естественным, однако пристрастие к богатству порицается.

Поступательно логика рассуждений привела католическое учение с позиции отказа от частной собственности, как бремени для вхождения в Царство Божие (Мф. 19:21), к смягчению, потому как владеющий имуществом больше уделяет внимания сохранности и порядку, чем когда этим владеют многие, и, «мир между людьми лучше гарантируется, если каждый довольствуется тем, что имеет; действительно, мы констатируем частые ссоры между теми, кто владеет вещью сообща и нераздельно».

В ведении хозяйства добродетелью является упорядоченное ведение и бережливость, которые также засчитываются в Царстве Божьем. Необходимость труда продиктована потребностью материального поддержания и приобретением возможности в нужный момент прийти на помощь нуждающемуся.

Поэтому обладающий достаточным имуществом уже может не работать, посвящая время созерцанию Царства Божия. Порицалось как избыточное богатство, так и чрезмерная бедность, как состояния, затрудняющие совершенствование человека: богатство затрудняет «сохранение подлинной любви», а бедность вынуждает людей больше всего заботиться о выживании. Сословия и профессии людские определены Божественным провидением в виде склонности к различным профессиям. «Мы должны молиться, чтобы все было по воле Бога, и мы должны трудиться, как если все зависит от нас», — говорит учитель Фома Аквинский.

Ростовщичество католической Церковью сперва однозначно осуждалось, вплоть до отлучения от Церкви, ведь время является даром Божиим и не может быть предметом торга в виде уплаты процентов.

Возвращаться должна та сумма, что давалась заемщику. Позднее было допущено несколько случаев, когда взимание процента не считалось грехом; например, риск утраты капитала ссудодателем. И после признаны допустимыми и частная собственность, и рыночные цены, и займы, пусть и с низким процентом — до 5% (Лев X, 1515), и рента (Пий V, 1568). Признан и риск случайности, ставший основой будущего страхования.

Протестантизм

Восставшие, в том числе, против Церковной схоластики католицизма, протестанты свое вероучение продолжили основывать на положении права, полностью умалив свободу человека в вопросе спасения. Лишь через веру в Господа Иисуса Христа происходит общение души с Богом. Господь Иисус Христос жертвой принял на Себя все грехи верующего человека, как прошлые, так и все будущие. Так как Христос уже уплатил за человеческий род весь долг, то никакого другого удовлетворения более не требуется.

Оправдание можно получить одной только верой безотносительно к добрым делам и поступкам, потому что полный греха человек ничего доброго сделать не в состоянии. Находясь в безблагодатном состоянии, человек столь порабощен грехом, что не способен даже уверовать в Бога без предваряющего действия Его благодати. Сама возможность веры и обращения к Богу является безусловным даром Божественного предопределения, не зависимого от человека.

Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству. Раз нет посредников между Богом и грешником, то человеку самому и решать, что представляют собой его религия и его вера, в меру своего разумения. Можно оставаться в грехе и быть спасенным, потому как оправдан верою. Верующему же ад не грозит, потому как «довольно с нас знания, что Христос сошел в ад и уничтожил ад для всех верующих», – говорит «Формула Согласия» (1577г.).

Спасение верующему человеку предопределено Создателем.

Время безгранично дорого, ибо каждый потерянный час труда отнят у Бога, а не отдан приумножению Его славы. Бесполезная трата времени расценивается как грех. Именно упорный труд служит превентивной мерой против всех серьезных искушений. Богатый ты или бедный, и те и другие должны работать, так как заповедь Господа о труде остается в силе.

Профессия и место, которое занимает человек, являются данными свыше. Полезность профессии и, следовательно, угодность ее Богу определяется по ее нравственности, важности для общества и… доходности. Доход воспринимается как перст Божий. Для Бога следует людям трудиться и… богатеть. Квакерская этика требовала тщательного и методичного выполнения своих профессиональных обязанностей. Деятельный труд превратился в религиозный долг. Важен не труд как таковой, а именно рациональная деятельность в рамках своей профессии. Пуритане педантично считают каждого, подобно рабу в евангельской притче, обязанным отчитываться о каждом доверенном ему пфенниге. И если человек истратит что-либо не во славу Божью, а для собственного удовольствия, то это, по меньшей мере, вызывает сомнение в богоугодности его поступка. Богатство не только морально, но и предписано. Бедность воспринимается как нанесение ущерба славе Божьей. Человек должен следить за доверенным ему Богом имуществом и получать с него доход. Чем больше имущество, тем выше ответственность в его сохранении. Господь избрал от начала, тех, кто спасен будет и дарует им, еще в этой жизни, материальное благополучие: God blesseth his trade!

Бог выносит Свое оправдание человеку, в результате — путь спасения принимается не в духовных подвигах и устремлению к святости, а в правовом уходе от наказания.

Любые религиозные устремления человека оказались парализованы предрешенностью его судьбы. С другой стороны, предопределение неизбежно порождало стремление каждого узнать о своей предопределенности ко спасению в будущем. Акцент полностью сместился на поиск внешних признаков своего избранничества, своего спасения, которые искали в успехе дела. Высвободившие силы души были направлены на активное освоение земных ресурсов, на обустройство жизни на земле, активность в миру приобрела характер освященного труда. Произошла сакрализация накопительства. Не только накопление стало считаться полезным — предпринимателя приравняли к священнослужителю. Отношения между человеком и Богом стали оцениваться на равных, в диалоге.

Реформация усвоила новое протестантское мировоззрение, проявившееся в особенно резких формах в учении Кальвина, получившего более широкое развитие в Нидерландах, Швейцарии, а позднее в США. Авторитет Бога и Церкви был заменен личным сознанием и личной совестью. Собственные усилия в развитии дела стали считаться причиной роста благосостояния. Это положило основание для быстрого промышленного развития протестантских стран. Для духа наживы и страстей барьер нравственных ограничений был снят: человек «делает себя» сам — self made man.

Христианские ценности сложно понять народам, не принявших это вероучение. Для жителя Китая непривычно слышать о благодати «нищего духом» в уповании на Царство Небесное. Привычное и искреннее желание другим богатства и счастья не согласовывается с евангельским словом о том, что удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Практичность и прагматичность рационалистического мышления ориентирована на посюстороннюю жизнь, пусть и не всем выпадает богатство и счастье, не у всех много сыновей и здоровья, тут ничего не поделаешь.

Поступательная адаптация вероучения Христа к рациональному воззрению человека направляла хозяйственную деятельность ко все большей заботе о хлебе насущном. Созерцательное молитвенное поведение первого тысячелетия сменилось логической схоластикой католиков и переродилось в бурную внешнюю деятельность аскетов протестантизма...