Роль восточного христианства в мировом политическом процессе
После распада Советского Союза на всем постсоветском пространстве началось возрождение религиозной жизни. В настоящее время строятся новые храмы, открываются ранее закрытые монастыри, действуют духовные учебные заведения, которые ежегодно выпускают сотни церковно- и священнослужителей. Все это требует выработки государственной политики в отношении религиозных организаций, что невозможно без серьезного изучения данного вопроса. Многие государственные структуры столкнулись с отсутствием в их рядах квалифицированных кадров, эксперты и исследователи – с отсутствием теоретической базы, от которой они могли бы оттолкнуться в своих работах, поскольку многое, что писалось на протяжении многих лет в Советском Союзе относительно религии, носило атеистический пропагандистский характер.
В настоящее время ситуация на постсоветском пространстве начинает меняться: появляются первые научные работы по политологии, посвященные религии. Однако, как и на Западе, они в основном касаются ислама и католицизма. В первую очередь, это связано с одной из главных проблем современности – распространением международного терроризма и той доминирующей ролью, которую играет Римско-католическая церковь в христианском мире. В этой связи растет актуальность данной статьи, затрагивающей такую важную и практически неразработанную тему, как восточное христианство. Ее целью является определение роли восточного христианства в мировом политическом процессе. Изложенный в статье материал будет полезен для дальнейшего исследования данной темы, а также для выработки концепции обеспечения государственной безопасности.
На постсоветском пространстве известен только один исследователь, который занимается подобной темой. Однако в своей научной деятельности он ограничивается лишь изучением Русской православной церкви. Это преподаватель Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России П.И. Касаткин. Тема его кандидатской диссертации – «Роль Русской православной церкви в современных мировых политических процессах». В данной работе, которая успешно прошла защиту в 2010 г., П.И. Касаткин исследует «роль Русской православной церкви в современной мировой политике, ее место в современных мировых политических и межцивилизационных процессах, а также тот вклад, который она вносит в международные, межкультурные и межцивилизационные связи и отношения» [1]. Учитывая тот факт, что в недавнем прошлом он преподавал в православной Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия, можно сделать предположение о его глубокой религиозности и принадлежности к православию. Возможно, именно это и послужило причиной его одностороннего подхода к рассмотрению вопроса.
Как это свойственно многим православным верующим людям, П.И. Касаткин убежден, что в современном мире Русская православная церковь самостоятельна в принятии своих решений, и в своей деятельности она опирается исключительно на свое вероучение. Он отмечает активность церкви на мировой политической арене и отводит ей роль морально-нравственного ориентира. К примеру, в заключении своей работы он пишет: «Русская церковь декларирует необходимость этически-положительного выстраивания мировых процессов, указывая на нравственную недопустимость развития дискриминации какой бы то ни было социальной группы в процессе глобализации» [1].
Понятие и сущность мирового политического процесса достаточно подробно раскрыты в статье белорусских исследователей С.И. Симановского и А.П. Мельникова. В частности, они пишут, что мировой политический процесс «предстает как становление, функционирование и развитие мировой политической системы, совокупность всех политических процессов в современном мире» [2, с. 84]. Мировой процесс тесно связан с глобализацией – построением единого экономического, политического и культурного пространства, где свободно могут перемещаться капитал, люди и идеи. Основной движущей силой глобализации являются транснациональные корпорации (ТНК), обладающие огромными финансовыми ресурсами и большим политическим весом.
В мире насчитывается около 500 ТНК, составляющих ядро мировой экономической системы [3, с. 15], большинство из которых относятся к США. Американские ТНК тесно связаны с государственными структурами своей страны. «Несмотря на сложные и изменчивые формы симбиоза государства и бизнеса, его механизм прост. С одной стороны, государство использует транснациональные монополии как один из ключевых инструментов эффективной реализации своих национальных целей за пределами собственной территории. С другой стороны, сами эти цели вырабатываются государством под сильнейшим воздействием монополий и выражают их собственные интересы» [4].
Американские ТНК заинтересованы в том, чтобы их страна играла ключевую роль в глобализационных процессах, а также распространяло свое экономическое, политическое и культурное влияние на весь мир. Это отчетливо прослеживается в высказывании одного из богатейших людей США Д. Рокфеллера: «Глобальная взаимозависимость – это не политическая фантазия, она является конкретной реальностью, необратимый характер которой придали революции, произошедшие в этом веке в области технологий, средств связи и геополитики. Свободное движение инвестиционных капиталов, товаров и людей через границы будет оставаться фундаментальным фактором в мировом экономическом росте и повсеместном укреплении демократических институтов. Мир сегодняшнего дня нуждается в руководстве, и наша страна должна его предоставить» [5, с. 311]. Для распространения своего влияния на весь мир США используют различные методы и средства. Это также касается и религии. По свидетельству бывшего госсекретаря США М. Олбрайт, Соединенные Штаты активно используют религиозный фактор в своей внешней политики, особенно по отношению к тем странам, где религия играет заметную роль [6, с. 97–101].
Использование США религиозного фактора в своей внешнеполитической деятельности носит системный характер. Существует ряд научных центров, которые занимаются сбором, обработкой и анализом информации, получаемой из различных источников, и на основании полученных результатов вырабатывают рекомендации для Белого Дома и Государственного департамента США. Среди таких научных центров можно выделить Совет по международным отношениям (Council on Foreign Relations), Институт глобального сотрудничества (Institute for Global Engagement), Международный центр религии и дипломатии (International Center for Religion and Diplomacy), Центр Беркли Джорджтаунского университета (Berkley Center for Religion, Peace, and World Affairs), а также Экуменический институт Боссе (Bossey Ecumenical Institute). Все эти центры являются частными и финансируются американскими ТНК через различные фонды.
Глобальным проектом, который сегодня реализуется в религиозной сфере, является экуменизм. Выстраивается единое христианское пространство, делается попытка преодолеть культовые и богословские различия между всеми церквями. Экуменическое движение развивается и расширяет свои границы во многом благодаря деятельности Всемирного совета церквей и Римско-Католической церкви.
С самого начала Всемирный совет церквей создавался при непосредственном участии представителей политической и финансовой элиты США. В первой Ассамблеи, состоявшейся в 1948 г. в Амстердаме, принял участие будущий госсекретарь США Дж. Ф. Даллес. Он запомнился многим участникам тем, что призвал христианских лидеров к уничтожению социализма [7]. Финансовую поддержку всемирному экуменическому движению сначала оказывал Дж. Д. Рокфеллер-младший, а затем его сын Д. Рокфеллер. Они считали, что экуменизм будет способствовать укреплению и расширению гегемонии США во всем мире [5, с. 311–312].
В настоящее время Всемирный совет церквей включает в себя 345 церквей-членов из более чем 110 стран мира [8]. Из восточных церквей туда входят: Ассирийская церковь Востока; Русская, Кипрская, Финляндская, Японская, Александрийская, Албанская, Чешских земель и Словакии, Польская, Иерусалимская, Элладская, Румынская, Американская, Сербская, Константинопольская и Антиохийская православные церкви; Сиро-Яковитская, Эфиопская, Коптская, Эритрейская и Сирийская маланкарская ортодоксальные церкви; а также Армянская апостольская церковь. Многие из них имеют своих представителей в руководящих органах Всемирного совета церквей.
Экуменический институт Боссе является одним из ведущих научных центров, который готовит теологов и лидеров экуменического движения. Он располагается в поместье, которое было приобретено на средства Дж. Д. Рокфеллера-младшего. С 2001 г. директором института является священник Румынской православной церкви Иоанн Саука. К примеру, в этом институте обучался будущий митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), который впоследствии стал постоянным членом Синода Русской православной церкви [9].
Римско-Католическая церковь не является членом Всемирного совета церквей, однако активно участвует в его работе. Она также самостоятельно осуществляет контакты с восточными церквями. При этом восточные католические церкви, несмотря на то, что имеют свою иерархию, подчиняются Папе Римскому.
Многие эксперты отмечают, что Ватикан является союзником США по многим внешнеполитическим вопросам. Так, например, об этом написал в своей работе С.Б. Филатов: «Мало того, при ориентации на демократические ценности наиболее соответствующей современной социальной доктрине Ватикана оказалась именно американская (а не английская, французская и т.д.) система общественного устройства… Наиболее авторитетный теолог XX в. француз Ж. Маритен (1882–1973), провозглашенный Иоанном Павлом II «истинным учителем церкви», писал о США: «Американская цивилизация есть фокус, к которому направлены все действительно прогрессивные силы истории, после того упадка, который пришел на смену Средним Векам». Сам Иоанна Павел II почти в этих же выражениях говорил о США во время визита в эту страну» [10, с. 113–114].
По мнению историков, существует ряд факторов, которые способствовали сближению США и Ватикана. Во-первых, в 1936–1937 гг. США «превратились в главный источник финансирования Св. Престола» [11, с. 20]. Во-вторых, в 1940 г. Ватикан переместил свой золотой запас в американский Форт-Нокс [11, с. 20]. В-третьих, на протяжении всей Второй мировой войны главным международным банком Ватикана являлась Федеральная резервная система США [11, с. 20]. В-четвертых, Ватикан обладал разветвленной информационно-разведывательной сетью, «возможности которой создали условия для сотрудничества секретных служб обоих государств в конце войны» [11, с. 20].
Следует добавить, что в 2006 г. бывший госсекретарь США Г. Киссинджер, который связан деловыми отношениями с семьей Рокфеллеров, возглавил группу советников по вопросам внешней политики Ватикана [12]. Он также является участником закрытых заседаний Бильдербергского клуба и Трехсторонней комиссии, основанными Д. Рокфеллером.
В настоящее время Папский Совет по содействию христианскому единству (Pontifical Council for Promoting Christian Unity) ведет экуменический диалог с православными: Русской, Белорусской, Украинской, Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Сербской, Румынской, Болгарской, Эладской, Польской, Албанской, Финляндской, Эстонской, – и ортодоксальными церквями: Коптской, Сиро-Яковитской, Эфиопской, Эритрейской, Сирийской маланкарской, – а также с Ассирийской церковью Востока и Армянской апостольской церковью.
Действительная цель экуменического диалога, который ведет Римско-Католическая церковь с восточными церквями, раскрыта митрополитом Сурожским Антонием (Блумом) в послании Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II: «Пора нам осознать то, что Рим думает только о «поглощении» православия. Богословские встречи и «сближение» на текстах – никуда нас не ведут. Ибо за ними стоит твердая решимость Ватикана поглотить православную церковь» [13]. Данное утверждение справедливо не только по отношению к православию, но и ко всему восточному христианству. Доказательством этому служит униональная политика Римско-Католической церкви, которую она проводила в прошлом, и в результате чего появились католические: Коптская, Эфиопская, Сиро-Маланкарская, Маронитская, Сирийская, Армянская, Халдейская, Сиро-Малабарская, Греческая, Итало-Албанская, Мелькитская, Русская, – и греко-католические церкви: Албанская, Белорусская, Болгарская, Венгерская, Македонская, Румынская, Русинская, Словацкая, Украинская и Крижевецкой епархии.
Таким образом, всемирное экуменическое движение является одним из инструментов внешней политики США. Через Всемирный совет церквей и Ватикан Соединенные Штаты пытаются распространить свое влияние на восточные церкви, чтобы через них оказывать воздействие на внутренние политические процессы тех стран, где восточное христианство играет заметную роль в жизни общества. Несмотря на то, что в настоящее время в мире наблюдается процесс секуляризации, существуют страны, где происходит возрождение религиозной жизни. Это страны бывшего Советского Союза.
К примеру, на постсоветском пространстве самой многочисленной церковью является Русская православная церковь. Она активно участвует в экуменическом движении, однако большинство ее членов на данном историческом этапе не только не согласны признать главенство Папы Римского, но и не готовы по своим религиозным убеждениям одобрить его встречу с Патриархом Московским. Это понимают и в США, и в Ватикане. Поэтому Папа Бенедикт XVI и митрополит Иларион (Алфеев) договорились проводить экуменические встречи между двумя церквями под предлогом защиты социальной справедливости и христианских ценностей [14]. Теперь такие встречи регулярно проводятся, к примеру, в России и Беларуси.
Более того, в «2009 г. был учрежден Фонд имени святителя Григория Богослова. Планировалось, что благодаря его деятельности РПЦ будет иметь стабильные доходы. До 2010 г. ежегодный доход РПЦ оценивался примерно в $500 млн. Учредителями фонда выступили Председатель совета директоров ОАО «ПРОТЕК» Вадим Якунин и Председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ (ныне – митрополит) Иларион (Алфеев). Исполнительным директором был назначен Леонид Севастьянов. Он учился в Московской духовной семинарии, Григорианском университете в Риме и в Университете Джорджтауна в Вашингтоне. Какое-то время работал политическим аналитиком во Всемирном банке.
В списке важнейших партнеров Фонда Григория Богослова значится Фонд Брэдли (The Lynde and Harry Bradley Foundation), основанный в США. Географические приоритеты Фонда Брэдли – страны СНГ, т.е. каноническая территория РПЦ. Его миссия – укрепление американского демократического капитализма, помощь проамериканским организациям и правительствам, отстаивание в других странах интересов США. «Фонд Брэдли занят всемерным продвижением демократии и гражданского общества в мире, в том числе через Национальный фонд демократии, который ранее эксперты однозначно связывали с деятельностью ЦРУ и Госдепа США»» [15].
Таким образом, мировой политический процесс тесно связан с построением единого политического, экономического, культурного и религиозного пространства. Главной движущей силой глобализации являются транснациональные корпорации, составляющие ядро мировой экономической системы, большинство из которых относятся к США. Американские ТНК тесно связаны с государственными структурами своей страны, поэтому в настоящее время США представляет собой симбиоз ТНК и государства. За пределами территории США их стратегические цели совпадают. Американские ТНК заинтересованы в том, чтобы США управляла глобализационными процессами, а также распространяло свое политическое, финансовое и культурное влияние на весь мир. Расширяя свою гегемонию, США активно и систематически использует религиозный фактор в своей внешней политике. Американские ТНК через различные фонды финансируют ряд научных центров, занимающихся вопросами религии и вырабатывающих рекомендации для Белого Дома и Госдепартамента США. Глобальным проектом, который в настоящее время реализуется в религиозной сфере, является экуменизм. Благодаря деятельности Всемирного совета церквей и Римско-Католической церкви всемирное экуменическое движение развивается и расширяет свои границы. Экуменизм – это один из инструментов внешней политики США. Через Всемирный совет церквей и Ватикан Соединенные Штаты пытаются оказывать влияние на восточные церкви, чтобы через них воздействовать на политические процессы тех стран, где восточное христианство играет заметную роль в жизни общества. В особенности это касается стран бывшего Советского Союза, где в настоящее время происходит возрождение религиозной жизни.
Список литературы:
1. Касаткин, П.И. Роль Русской православной церкви в современных мировых политических процессах: дис. … канд. полит. наук: 23.00.04 [Электронный ресурс] / П.И. Касаткин. – М., 2010. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/rol-russkoi-pravoslavnoi-tserkvi-v-sovr.... – Дата доступа: 03.04.2015.
2. Мельников, А.П. Мировой политический процесс: понятие и сущность / А.П. Мельников, С.И. Симановский // Современные интеграционные процессы и Республика Беларусь: европейский и евразийский контекст. Белорусская политология: многообразие в единстве : материалы VI междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 15–16 мая 2014 г. : в 2 ч. / Гродн. гос. ун-т им. Я. Купалы ; редкол.: В.Н. Ватыль (гл. ред.) [и др.]. – Гродно, 2014. – Ч. 2. – С. 83–86.
3. Красавцева, А.В. Роль транснациональных корпораций в мирополитических процессах глобализирующегося мира: автореф. дис. … канд. полит. наук: 23.00.04 / А.В. Красавцева; С.-Петербург. гос. ун-т. – СПб., 2007. – 22 с.
4. Делягин, М.Г. Становление глобального монополизма [Электронный ресурс] / М.Г. Делягин // Мировой кризис: общая теория глобализации / М.Г. Делягин. – Режим доступа: http://www.imperativ.net/iprog/th06.html. – Дата доступа: 03.04.2015.
5. Рокфеллер, Д. Клуб банкиров / Д. Рокфеллер; пер. с англ. – М.: Алгоритм, 2013. – 384 с.
6. Олбрайт, М. Религия и мировая политика / М. Олбрайт; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 352 с.
7. Всемирный совет церквей [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия. – Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/155520.html. – Дата доступа: 03.04.2015.
8. What is the World Council of Churches? [Electronic resource] // World Council of Churches. – Mode of access: http://www.oikoumene.org/en/about-us. – Date of access: 04.04.2015.
9. Боссе экуменический институт [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия. – Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/153249.html. – Дата доступа: 04.04.2015.
10. Филатов, С.Б. Католицизм в США (60–80-е годы) / С.Б. Филатов. – М.: Наука, 1993. – 142 с.
11. Четверикова, О. Измена в Ватикане, или Заговор пап против христианства / О. Четверикова. – М.: Эксмо, 2011. – 240 с.
12. Ротшильды и Рокфеллеры против Папы Римского [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. – Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/26038/2953678/. – Дата доступа: 04.04.2015.
13. Кураев, А. Странная любовь филокатоликов [Электронный ресурс] / А. Кураев // Вызов экуменизма / А. Кураев. – Режим доступа: http://azbyka.ru/religii/Kuraev_vyzov_ekumenizma07-all.shtml. – Дата доступа: 04.04.2015.
14. Small Steps, not Giant Leaps, in Catholic-Russian Orthodox Relations [Electronic resource] // WikiLeaks. – Mode of access: https://wikileaks.org/plusd/cables/09VATICAN100_a.html. – Date of access: 05.04.2015.
15. Широков, Е. Майдан и прозападная деятельность внутри РПЦ [Электронный ресурс] / Е. Широков // Геополитика: Информационно-аналитический портал. – Режим доступа: http://www.geopolitica.ru/article/maydan-i-prozapadnaya-deyatelnost-vnut.... – Дата доступа: 05.04.2015.