Концепция ритма у Петра Савицкого
В работах Петра Николаевича Савицкого, от писем и стихотворений до научных публикаций часто используется концепция ритма. Идея применения ритма к истории, очевидно, является не случайной, особенно, если учитывать этимологию и значение этого слова.
В позднеантичной и средневековой философии идея ритма разрабатывается, прежде всего, в теории музыки и поэзии. Однако, как видно из трактата Августина "О музыке", концепция ритма применима ко всем видам искусства, эстетике в целом, проводя нить к идеям Платона о прекрасном. Впрочем, сам Платон даже философию в качестве высочайшего из искусств относил к мусическим искусствам, куда входили поэзия, танец, изобразительное искусство, театр и риторика. Даже мудрость понималась как "прекраснейшее и величайшее созвучие" или симфония.
Августин заимствует у Варрона фразу Musica est scientia bene modulandi - обращаем внимание на последний глагол - modular, происходящий от слова modus, т.е. мера. При этом, модуляция по Августину относится к движению и является некой опытностью или знанием (peritia) правильно организованного процесса движения. В итоге, это знание свободного движения, которое совершается ради красоты самого движения. А в шестой книге он говорит о вечных неизменяемых числах, а также месте и роли искусства на пути к высшим идеалам.
Августин пишет, что "числами пронизано все бытие от грубых материальных предметов до высших сфер духа... С небесными телами связаны земные предметы в круговороте времен и объединены в единую космическую мелодию. Нам может показаться многое неупорядоченным и расстроенным, но поскольку мы не можем обозреть целого из своего отрезка времени, поэтому м создается видимость, что гармония нарушена. На самом деле вечная красота и упорядоченность вселенной не поддается восприятию и постижению".
Необходимо пояснить, что в древнегреческом языке слово ритм являлось родственным слову число — ρυθμός и αριθμός соответственно. Рифма как созвучие в окончании нескольких слов, используемая в стихосложении, также имеет это же происхождение. А в латинском языке число и ритм обозначаются одним словом - numerus.
Безусловно, Савицкий владел древнегреческим и латинским языками, поскольку они входили в программу классического гимназического образования в Российской Империи. Сложнее определить, когда именно возник интерес к ритму, рифме и числу в качестве выражения определенной концепции. Если учесть интерес Петра Николаевича к церковному зодчеству, который он проявлял с детства, здесь тоже можно найти причины постоянного обращения к теме ритма.
Уже в первом сборнике евразийцев "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев" (1921 г.) в статье "Поворот к Востоку" чувствуется эстетический импульс - П.Н. Савицкий говорит о пластичном мире, который открыт для человеческой воли, чтобы возможное сделать действительным.
А в статье "Миграция культуры" (этот же сборник) видна попытка выработать определенную модель, которая бы зафиксировала периоды культурно-географических перемещений - "наша схема стремится установить культурно-климатический fait nouveaux каждой из рассматриваемых эпох". Этим вновь открывшимся обстоятельством, по Савицкому, неизменно является распространение культуры.
Рецензия Василия Никитина на книгу Георгия Вернадского с комментарием Савицкого, названная "Ритмы Евразии", опубликованная в издании "Евразийская хроника" в 1927 г. имеет такую фразу, как "аккорд монголо-русской ритмики".
В публикации П.Н. Савицкого более позднего периода, уже после Кламарского раскола, в статье "Ритмы монгольского века" (1937 г.) говорится - "стоит присмотреться к индивидуальному историческому облику временных отрезков, его составляющих... Одни отрезки времени заполнены исключительно признаками процветания, другие, наоборот, показателями упадка. В чередовании периодов одного и другого типа и выражается "волнообразное" движение исторической кривой". Применяется термин конъюнктура при сравнении событий в Литве и на Руси. Савицкий ставит задачу обратить внимание на важность и плодотворность изучения ритма исторической жизни и предложить некоторые приемы и методы такого изучения.
Сама работа обозначена как предварительного, ориентировочного характера. Савицкий призывает к сотрудничеству и созданию ряда исследований, чтобы воссоздать полную "картину-систему" русской, и не только русской истории.
Здесь мы видим определенную аналогию с французской исторической школы "Анналов", заложенной Марком Блоком и Люсьеном Февром. Фернан Бродель значительно позже использовал подобную концепцию, чтобы отслеживать динамику исторических циклов различных систем и их наложений друг на друга. Он же ввел в науку термины "длительная временная протяженность" и "геоистория", хотя изначальный импульс к подобным интерпретациям был заложен именно Савицким.
Наконец, давайте рассмотрим самые поздние работы, которые выражены в поэтической форме.
28 ноября 1956 г. в письме Гумилеву к своему тексту он прикладывает восемь стихотворений, три из которых напрямую связаны с рассматриваемым нами вопросом.
ЧРЕДОЙ ПОДЪЕМОВ И ДЕПРЕССИЙ
(путь народного восхожденья)
Восходишь ты крутой тропой,
Чредой подъемов и депрессий,
Но каждый миг — иной и свой,
Особый в качестве и весе.
И в ритмах века ловит слух
Биенье пламенного сердца,
И в каждом вздохе веет дух
Строителя и страстотерпца.
Народный многосложный путь!
Закон борений и свершений!
Мы видим, видим — дышит грудь
И пульса чувствуем биенье.
РИТМЫ
Звените, струны золотые,
Сердечным трепетом пространств,
Гласите ритмы буревые
Неустранимых постоянств.
И в буре грозной веет мерность
Нас всех несущего крыла
И четкая закономерность
Порядка, ритма и числа.
ЧИСЛО И МЕРА
Чем глубже разум проникал
В обетованные пределы,
Тем вдохновенней постигал
Священный дух числа и меры.
Число и мера! Тайный смысл
В них бездны звездной мирозданья,
И устрояющая мысль,
И волевое указанье.
Ведь в ритмах стройных и простых
Живет и движется природа.
Растут, мужают, крепнут в них
И государства, и народы.
Периодический закон.
Животворящая идея.
Следим за бегом мерных волн,
Пред тайною благоговея.
В переписке с Львом Николаевичем Гумилевым Савицкий также неоднократно обращает внимание на тему исторических ритмов. 8 декабря 1956 г. он пишет: "Ваши «тезисы» написаны очень четко, дают почувствовать «периодическую ритмику» истории 1-го тюркского каганата. Я даже попробовал примерно ее наметить:
1. Великое «тюркское сорокалетие»: 540-е – 580-е годы. Огромное количество «подъемных» признаков – из области собственно-военной, политической, дипломатической истории. Применимы и некоторые критерии, упомянутые в моих статьях из древнерусской истории.
2. 1-й «тюркский прогиб 580-х годов.
3. 2-й «взлет», продолжающийся до 603 г.
4. «Разъединительная» депрессия – распадение каганата, подчинение восточно-тюркского каганата Китаю…
Но Вам тут и карты в руки! Вы должны «наречь имена» этим «взлетам» и «прогибам» и проследить их ритмику хотя бы до 630-х годов...
Союзы, соглашения, конечно, имеют свое – и большое – значение. Но решающим фактором, представляется мне, является внутреннее, самозаконное, «ритмическое» развитие народов («ритмическое» - в смысле «периодической ритмики» их истории)".
А вот письмо от 9 мая 1958 г.:
"Я очень, очень прошу Вас в работах этих не забывать вопроса о ритмике, о пульсе истории. Мне кажется, что проследить эту ритмику, этот пульс и для докапиталистических формаций – очередная задача исторической науки. Знаю, что в истории кочевого мира не всегда легко установить «подъемы» и «прогибы». Но многое можно сделать и тут (мы уже однажды говорили об этом в связи с историей первого тюркского каганата)".
Судя по работам Л.Н. Гумилева он прислушался к советам Савицкого и детально прописал указанные ритмы в своих трудах.
А помимо Броделя тему ритмов подхватил французский социолог Анри Лефевр, детально разработав методику ритманализа.
Лефевр идентифицирует два вида ритмов: циклические ритмы, которые включают в себя простые интервалы повторения, и чередующийся (или линейный) ритм. Примером циклического ритма является день, переходящий в ночь, и наоборот; линейный ритм мог бы быть потоком информации с телевизора. Дополнительно, ритмы могут быть вложены один в один; например, передача местных новостей с интервалами в течение дня и в течение недели, является примером вложенного ритма. Лефевр утверждает, что ритмы существуют при пересечении места, времени и связаны с выбросом энергии.
Сам ритм по Лефевру - это “локализованное время” и “темпорированное место”, что может вполне соотноситься с историческими этапами государств, экономическими, социальными и политическими программами.
По Лефевру существует четыре вида ритма:
- Аритмия - конфликт или диссонанс между или среди двух или более ритмов, тех, которые могли бы произойти (биологически) в больном человеке;
- Полиритмия - сосуществование двух или больше ритмов без конфликта или диссонанса, которые предполагают аритмию;
- Эвритмия - конструктивное взаимодействие между или среди двух или более ритмов, тех, которые происходят в здоровых существах;
- Изоритмия - наиболее редкая ассоциация между ритмами, подразумевает эквивалентность повторения, меры и частоты.
Как мы видим, оригинальные идеи нашего соотечественника были применены в западной науке, что, в целом, характерна для западного общества, постоянно занимающего или даже проводя плагиат чужих разработок и концепций.
В какой-то мере это относится и к концепции россиеведения П.Н. Савицкого, правда, в эпоху Холодной войны на Западе это направление назвали советологией. Сейчас подобные исследования уже открыто называют евразийскими, хотя большинство западных авторов стремится либо дискредитировать евразийство, либо интерпретировать его в выгодном для себя ключе. Такие инсинуации должны стимулировать российскую науку на адекватный ответ и продолжение развития идей классического евразийства.