Концепция ритма у Петра Савицкого

13.04.2023
55 лет назад закончил свой земной путь один из основателей евразийства Петр Николаевич Савицкий. Его многие идеи все еще нуждаются в дальнейшем развитии, как и классическое евразийство в целом.

В работах Петра Николаевича Савицкого, от писем и стихотворений до научных публикаций часто используется концепция ритма. Идея применения ритма к истории, очевидно, является не случайной, особенно, если учитывать этимологию и значение этого слова.

В позднеантичной и средневековой философии идея ритма разрабатывается, прежде всего, в теории музыки и поэзии. Однако, как видно из трактата Августина "О музыке", концепция ритма применима ко всем видам искусства, эстетике в целом, проводя нить к идеям Платона о прекрасном. Впрочем, сам Платон даже философию в качестве высочайшего из искусств относил к мусическим искусствам, куда входили поэзия, танец, изобразительное искусство, театр и риторика. Даже мудрость понималась как "прекраснейшее и величайшее созвучие" или симфония.

Августин заимствует у Варрона фразу Musica est scientia bene modulandi - обращаем внимание на последний глагол - modular, происходящий от слова modus, т.е. мера. При этом, модуляция по Августину относится к движению и является некой опытностью или знанием (peritia) правильно организованного процесса движения. В итоге, это знание свободного движения, которое совершается ради красоты самого движения. А в шестой книге он говорит о вечных неизменяемых числах, а также месте и роли искусства на пути к высшим идеалам.

Августин пишет, что "числами пронизано все бытие от грубых материальных предметов до высших сфер духа... С небесными телами связаны земные предметы в круговороте времен и объединены в единую космическую мелодию. Нам может показаться многое неупорядоченным и расстроенным, но поскольку мы не можем обозреть целого из своего отрезка времени, поэтому м создается видимость, что гармония нарушена. На самом деле вечная красота и упорядоченность вселенной не поддается восприятию и постижению".

Необходимо пояснить, что в древнегреческом языке слово ритм являлось родственным слову число — ρυθμός и αριθμός соответственно. Рифма как созвучие в окончании нескольких слов, используемая в стихосложении, также имеет это же происхождение. А в латинском языке число и ритм обозначаются одним словом - numerus.

Безусловно, Савицкий владел древнегреческим и латинским языками, поскольку они входили в программу классического гимназического образования в Российской Империи. Сложнее определить, когда именно возник интерес к ритму, рифме и числу в качестве выражения определенной концепции. Если учесть интерес Петра Николаевича к церковному зодчеству, который он проявлял с детства, здесь тоже можно найти причины постоянного обращения к теме ритма.

Уже в первом сборнике евразийцев "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев" (1921 г.) в статье "Поворот к Востоку" чувствуется эстетический импульс - П.Н. Савицкий говорит о пластичном мире, который открыт для человеческой воли, чтобы возможное сделать действительным.

А в статье "Миграция культуры" (этот же сборник) видна попытка выработать определенную модель, которая бы зафиксировала периоды культурно-географических перемещений - "наша схема стремится установить культурно-климатический fait nouveaux каждой из рассматриваемых эпох". Этим вновь открывшимся обстоятельством, по Савицкому, неизменно является распространение культуры.

Рецензия Василия Никитина на книгу Георгия Вернадского с комментарием Савицкого, названная "Ритмы Евразии", опубликованная в издании "Евразийская хроника" в 1927 г. имеет такую фразу, как "аккорд монголо-русской ритмики".

В публикации П.Н. Савицкого более позднего периода, уже после Кламарского раскола, в статье "Ритмы монгольского века" (1937 г.) говорится - "стоит присмотреться к индивидуальному историческому облику временных отрезков, его составляющих... Одни отрезки времени заполнены исключительно признаками процветания, другие, наоборот, показателями упадка. В чередовании периодов одного и другого типа и выражается "волнообразное" движение исторической кривой". Применяется термин конъюнктура при сравнении событий в Литве и на Руси. Савицкий ставит задачу обратить внимание на важность и плодотворность изучения ритма исторической жизни и предложить некоторые приемы и методы такого изучения.

Сама работа обозначена как предварительного, ориентировочного характера. Савицкий призывает к сотрудничеству и созданию ряда исследований, чтобы воссоздать полную "картину-систему" русской, и не только русской истории.

Здесь мы видим определенную аналогию с французской исторической школы "Анналов", заложенной Марком Блоком и Люсьеном Февром. Фернан Бродель значительно позже использовал подобную концепцию, чтобы отслеживать динамику исторических циклов различных систем и их наложений друг на друга. Он же ввел в науку термины "длительная временная протяженность" и "геоистория", хотя изначальный импульс к подобным интерпретациям был заложен именно Савицким.

Наконец, давайте рассмотрим самые поздние работы, которые выражены в поэтической форме.

28 ноября 1956 г. в письме Гумилеву к своему тексту он прикладывает восемь стихотворений, три из которых напрямую связаны с рассматриваемым нами вопросом.

ЧРЕДОЙ ПОДЪЕМОВ И ДЕПРЕССИЙ

(путь народного восхожденья)

 

Восходишь ты крутой тропой,

Чредой подъемов и депрессий,

Но каждый миг — иной и свой,

Особый в качестве и весе.

 

И в ритмах века ловит слух

Биенье пламенного сердца,

И в каждом вздохе веет дух

Строителя и страстотерпца.

 

Народный многосложный путь!

Закон борений и свершений!

Мы видим, видим — дышит грудь

И пульса чувствуем биенье.

 

РИТМЫ

 

Звените, струны золотые,

Сердечным трепетом пространств,

Гласите ритмы буревые

Неустранимых постоянств.

 

И в буре грозной веет мерность

Нас всех несущего крыла

И четкая закономерность

Порядка, ритма и числа.

 

ЧИСЛО И МЕРА

 

Чем глубже разум проникал

В обетованные пределы,

Тем вдохновенней постигал

Священный дух числа и меры.

 

Число и мера! Тайный смысл

В них бездны звездной мирозданья,

И устрояющая мысль,

И волевое указанье.

 

Ведь в ритмах стройных и простых

Живет и движется природа.

Растут, мужают, крепнут в них

И государства, и народы.

 

Периодический закон.

Животворящая идея.

Следим за бегом мерных волн,

Пред тайною благоговея.

 

В переписке с Львом Николаевичем Гумилевым Савицкий также неоднократно обращает внимание на тему исторических ритмов. 8 декабря 1956 г. он пишет: "Ваши «тезисы» написаны очень четко, дают почувствовать «периодическую ритмику» истории 1-го тюркского каганата. Я даже попробовал примерно ее наметить:

1. Великое «тюркское сорокалетие»: 540-е – 580-е годы. Огромное количество «подъемных» признаков – из области собственно-военной, политической, дипломатической истории. Применимы и некоторые критерии, упомянутые в моих статьях из древнерусской истории.

2. 1-й «тюркский прогиб 580-х годов.

3. 2-й «взлет», продолжающийся до 603 г.

4. «Разъединительная» депрессия – распадение каганата, подчинение восточно-тюркского каганата Китаю…

Но Вам тут и карты в руки! Вы должны «наречь имена» этим «взлетам» и «прогибам» и проследить их ритмику хотя бы до 630-х годов...

Союзы, соглашения, конечно, имеют свое – и большое – значение. Но решающим фактором, представляется мне, является внутреннее, самозаконное, «ритмическое» развитие народов («ритмическое» - в смысле «периодической ритмики» их истории)".

А вот письмо от 9 мая 1958 г.:

"Я очень, очень прошу Вас в работах этих не забывать вопроса о ритмике, о пульсе истории. Мне кажется, что проследить эту ритмику, этот пульс и для докапиталистических формаций – очередная задача исторической науки. Знаю, что в истории кочевого мира не всегда легко установить «подъемы» и «прогибы». Но многое можно сделать и тут (мы уже однажды говорили об этом в связи с историей первого тюркского каганата)".

Судя по работам Л.Н. Гумилева он прислушался к советам Савицкого и детально прописал указанные ритмы в своих трудах.

А помимо Броделя тему ритмов подхватил французский социолог Анри Лефевр, детально разработав методику ритманализа.

Лефевр идентифицирует два вида ритмов: циклические ритмы, которые включают в себя простые интервалы повторения, и чередующийся (или линейный) ритм. Примером циклического ритма является день, переходящий в ночь, и наоборот; линейный ритм мог бы быть потоком информации с телевизора. Дополнительно, ритмы могут быть вложены один в один; например, передача местных новостей с интервалами в течение дня и в течение недели, является примером вложенного ритма. Лефевр утверждает, что ритмы существуют при пересечении места, времени и связаны с выбросом энергии.

Сам ритм по Лефевру - это “локализованное время” и “темпорированное место”, что может вполне соотноситься с историческими этапами государств, экономическими, социальными и политическими программами.

По Лефевру существует четыре вида ритма:

- Аритмия - конфликт или диссонанс между или среди двух или более ритмов, тех, которые могли бы произойти (биологически) в больном человеке;

- Полиритмия - сосуществование двух или больше ритмов без конфликта или диссонанса, которые предполагают аритмию;

- Эвритмия - конструктивное взаимодействие между или среди двух или более ритмов, тех, которые происходят в здоровых существах;

- Изоритмия - наиболее редкая ассоциация между ритмами, подразумевает эквивалентность повторения, меры и частоты.

Как мы видим, оригинальные идеи нашего соотечественника были применены в западной науке, что, в целом, характерна для западного общества, постоянно занимающего или даже проводя плагиат чужих разработок и концепций.

В какой-то мере это относится и к концепции россиеведения П.Н. Савицкого, правда, в эпоху Холодной войны на Западе это направление назвали советологией. Сейчас подобные исследования уже открыто называют евразийскими, хотя большинство западных авторов стремится либо дискредитировать евразийство, либо интерпретировать его в выгодном для себя ключе. Такие инсинуации должны стимулировать российскую науку на адекватный ответ и продолжение развития идей классического евразийства.