Геополитика малых стран Карибского бассейна

04.03.2021

На сегодняшний день не существует единого определения термина «малое государство». Его пытаются идентифицировать по многим признакам: небольшая площадь страны, нехватка ресурсов, малый военный потенциал и низкое ВВП, а также в сравнении с другими региональными государствами. Обращают внимание также и на численность населения. Однако здесь тоже нет единого мнения. Согласно американскому специалисту по истории дипломатии Э. Плишке, численность населения «малых стран» не должна превышать 5 млн. Содружество Наций предлагает определять «малое государство» как государство с количеством населения в 1,5 миллиона человек и менее. По данным Всемирного банка, в Карибском бассейне таких государств одиннадцать: Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Ямайка[1]. Все эти страны – бывшие колонии Британской Империи. Кроме того, к «малым государствам» Карибского бассейна можно отнести такие страны как Гваделупа, Мартиника (заморские департаменты Франции), Аруба, Нидерландские Антиллы (Кюрасао и Синт-Мартен; колонии Нидерландов), Пуэрто-Рико (территория, свободно ассоциированная с США). Все семнадцать государств входят в Ассоциацию государств Карибского бассейна.

Главными особенностями данной группы стран являются «сравнительно узкие внутренние рынки, небольшой производственно-экономический потенциал, во многих случаях и по сей день представленный прежде всего сельскохозяйственным производством при довольной узкой его экспортной специализации[2]». Поэтому малые страны остаются открытыми для внешней торговли и международного рынка, даже если ввиду географических причин это приводит к более высоким экономическим и административным издержкам.

Утверждается, что у малых государств немного возможностей изменить свое положение в более широкой мировой системе и, следовательно, природой системы им предопределено действовать на периферии в мировой арене. Проблема слабости и потенциала малых островов Карибских государств в отношении их развития и международных отношений является ключевой проблемой для этих государств. Проблемы, связанные с их небольшими размерами, включают также и экологию, открытую экономику, слабый институциональный потенциал и ограниченные возможности[3]. Это приводит к их зависимости от более сильных стран региона или ввиду исторических причин от бывших метрополий (таких как Великобритания, Франция, Испания и др.). В политической системе такая зависимость сочетается с уязвимостью к внешнему давлению и манипуляциям. Согласно отчету Консультативной группы Содружества: «Малые государства не имеют военной или экономической мощи; они вынуждены полагаться на дипломатические средства, чтобы донести до других стран характер своих национальных интересов в различных областях международных отношений, которые имеют жизненно важное значение для их выживания[4]».

Кроме того, островные малые государства Карибского бассейна политически устойчивы, в них сохраняются традиционные политические системы.

Так, например, Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Ямайка – унитарные парламентские и конституциональные монархии, в основе политических устройств которых лежит Вестминстерская модель. Главой государства является королева Великобритании, а на местах ее представляет генерал-губернатор. Гваделупа и Мартиника являются заморскими территориями Франции. Президент назначает префекта, который осуществляет управление департаментом. Государства Аруба, Нидерландские Антиллы (Кюрасао и Синт-Мартен) являются бывшими территориями Нидерландов, сейчас это самоуправляемые государства со значительной автономией, однако Нидерланды осуществляют оборону и внешнюю политику этих государств.

Для малых государств Карибского бассейна, обычно входящих в число самых слабых государств международной системы, дипломатия играет центральную роль в их международных отношениях. Эти государства обычно мало прибегают к огромной военной или экономической мощи, и поэтому дипломатия остается единственным эффективным средством, с помощью которого такие государства могут пытаться воздействовать на международную систему и взаимодействовать с ней в своих интересах[5].

Среди крупных островных государств Карибского моря нет регионального лидера, на который могут ориентироваться более слабые страны. «Хотя Куба и Доминиканская Республика по геополитическому потенциалу и соответствуют званию претендента на региональное лидерство, у них отсутствуют необходимые для этого лидерства материальные ресурсы[6]». Поэтому малые страны Карибского бассейна попадают в зависимость от внешних игроков, которые проводят здесь общую региональную политику. На данный момент существует три возможных внерегиональных лидера:

  1. США. Американское правительство считает, что события в Карибском регионе непосредственно влияют на внутреннюю безопасность Соединенных Штатов. По мнению Дж. Буша, карибские страны являются «жизненно важными партнерами в вопросах безопасности, торговли, здравоохранения, окружающей среды, образования, региональной демократии и других вопросов[7]». Отношения между Соединенными Штатами и странами Карибского бассейна характеризуются обширными экономическими связями, сотрудничеством в области безопасности, а также большой программой внешней помощи со стороны США.
  2. Венесуэла. Главный инструмент интеграции – это венесуэльская нефть.  Программа «Petrocaribe» действует с 2005 года, Венесуэла поставляла свою нефть ряду стран Карибского региона. Кроме того, данная программа была направлена на преодоление ориентации малых стран Карибского бассейна на США. Летом 2020 г. Венесуэла заявила о намерении реанимировать программу «Petrocaribe» в целях взаимной интеграции латиноамериканских стран[8].
  3. Бразилия является региональным лидером всей Латинской Америки, но при этом имеет устойчивые отношения с малыми государствами Карибского бассейна, о чем свидетельствуют высокие показатели торгово-экономического взаимодействия. Однако в интеграции Бразилия уступает двум первым возможным внерегиональным лидерам ввиду отсутствия региональных проектов со странами Карибского бассейна.

В настоящее время одним из векторов внешней политики малых стран Карибского бассейна является сотрудничество со странами ЕС. К основным направлениям деятельности относятся демократия, в частности, права человека, безопасность, торговля, инвестиции, инновации, образование, а также изменение климата. Для Карибского бассейна ЕС является ключевым инвестиционным и торговым партнером.

ЕС стремится укреплять здесь свои позиции и влияние ввиду возрастающей роли данного региона на мировой арене и его экономических перспектив.

Сотрудничество с Китаем также является одним из приоритетных внешнеполитических направлений стран Карибского бассейна. Существует 6 направлений развития кооперации по программе «1+3+6» Си Цзиньпина, они связаны с экономическими интересами, это энергоресурсы, инфраструктура, сельское хозяйство, промышленность, научно-технические инновации и информационные технологии. Карибские государства ввиду своего потенциального экономического развития привлекательны для иностранных инвестиций, чаще всего в индустрию туризма и портовой инфраструктуры. Кроме того, развивается и дипломатическая сфера. «Так, например, в июле 2014 г. председатель КНР Си Цзиньпин побывал на Кубе, в июне 2013 г. — Тринидаде-и-Тобаго, а в июле 2011 г. и феврале 2009 г. он, будучи тогда еще заместителем председателя КНР, посетил Кубу и Ямайку соответственно[9]».

Таким образом, малые страны Карибского бассейна имеют высокий экономический потенциал для иностранных инвесторов, поэтому этот регион является привлекательным для многих «больших государств» и объединений: США, Китай, ЕС, а также для Венесуэлы и Бразилии.

Список источников и литературы:

  1. Абади Мохаммед М. Малые страны в условиях глобализации. Terra economicus. 2011. Т.9, №3, Ч.3. стр. 148-151. https://cyberleninka.ru/article/n/malye-strany-v-usloviyah-globalizatsii/viewer
  2. Special feature: The Caribbean small states http://www.oecd.org/dev/americas/LEO-2019-Chapter-6.pdf
  3. Solange Cross-Mike. Caribbean Diplomacy: Research on Diplomacy of Small States.  http://archive1.diplomacy.edu/pool/fileInline.php?IDPool=352
  4. Wouter P. Veenendaal, Jack Corbett. Why Small States Offer Important Answers to Large Questions // Comparative Political Studies. – 48 (4) – P. 527-549 https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/0010414014554687
  5. Small states. Economic Review and Basic Statistics Volume 20. https://read.thecommonwealth-ilibrary.org/commonwealth/economics/small-states_c4ee33bd-en#page1
  6. А. Навасардян. Особенности дипломатии малых стран (Макивеллизм как прототип дипломатии малых государств с их потенциалом). // 21-й век. 2014. – №4 (33) – с. 5-11.  https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-diplomatii-malyh-stran-makiavellizm-kak-prototip-diplomatii-malyh-gosudarstv-sootnoshenie-diplomatii-malyh-gosudarstv-s-ih/viewer
  7. Report of the Commonwealth Consultative Group. Vulnerability: small states in the global society.” London: Commonwealth Secretariat, 1985. p. 68
  8. Голиней В. А. Региональная система стран Карибского бассейна. // Латинская Америка, 2020. – Т.3. – С. 45-63. https://arxiv.gaugn.ru/s0044748x0008392-0-1/?reader=Y
  9.  Ельникова В.Д. Основные направления межрегионального сотрудничества Европейского Союза со странами Латинской Америки и Карибского бассейна (на примере саммитов ЕС–СЕЛАК). // Проблемы постсоветского пространства, 2019 – №6, Т. 1 – С. 33-42. https://doi.org/10.24975/2313-8920-2019-6-1-33-42
  10.  Лексютина Я.В.  Китай и карибские острова: от намерений к действиям. // Латинская Америка: Наука, 2015. – №6. – С. 42-53. https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/1865/1/%d0%9b%d0%b5%d0%ba%d1%81%d1%8e%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%b0.%d0%9a%d0%b8%d1%82%d0%b0%d0%b9%20%d0%b8%20%d0%ba%d0%b0%d1%80%d0%b8%d0%b1%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5%20%d0%be%d1%81%d1%82%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0.pdf
  11. Caribbean Region: Issues in U.S. Relations. // CRS Report for Congress. https://www.everycrsreport.com/files/20060125_RL32160_85e7e0bdea8e10b99bab82887ac85a84dfcb8a69.pdf
  12.  Венесуэла хочет реанимировать проект Petrocaribe по поставкам топлива в страны Карибского бассейна. 30.06.20. Neftegaz. https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/602626-venesuela-khochet-reanimirovat-proekt-petrocaribe-po-postavkam-topliva-v-karibskie-strany/

[2] Абади Мохаммед М. Малые страны в условиях глобализации. Terra economicus. 2011. Т.9, №3, Ч.3. стр. 148-151. https://cyberleninka.ru/article/n/malye-strany-v-usloviyah-globalizatsii/viewer

[3] Solange Cross-Mike. Caribbean Diplomacy: Research on Diplomacy of Small States.  http://archive1.diplomacy.edu/pool/fileInline.php?IDPool=352

[4] Report of the Commonwealth Consultative Group. Vulnerability: small states in the global society.” London: Commonwealth Secretariat, 1985. p.68

[5] Solange Cross-Mike. Caribbean Diplomacy: Research on Diplomacy of Small States.  http://archive1.diplomacy.edu/pool/fileInline.php?IDPool=352

[6] Голиней В. А. Региональная система стран Карибского бассейна. // Латинская Америка, 2020. – Т.3. – С. 45-63. https://arxiv.gaugn.ru/s0044748x0008392-0-1/?reader=Y

[7] U.S. Department of State, Congressional Budget Justification, Foreign Operations, FY2006, “Third Border Initiative,” p. 548.

[8] Венесуэла хочет реанимировать проект Petrocaribe по поставкам топлива в страны Карибского бассейна. 30.06.20. Neftegaz. https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/602626-venesuela-khochet-reanimirovat-proekt-petrocaribe-po-postavkam-topliva-v-karibskie-strany/

[9] Лексютина Я.В.  Китай и карибские острова: от намерений к действиям. // Латинская Америка: Наука, 2015. – №6. – С. 42-53.