Три больших спора в теории международных отношений

10.06.2013

Большие споры – это столкновение ряда теорий, придерживающихся одной парадигмы с рядом теорий другой парадигмы. В результате таких споров теории изменились, появились новые теории.

Теория международных отношений как область теоретического знания основывается на трех больших спорах и благодаря им имела свое развитие в процессе их появлений.

Первый большой спор в международных отношениях – это когда столкнулись две крупные парадигмы: политический реализм и либеральный идеализм, который был начат в 1939 г. книгой Эдварда Карра и продолжен Гансом Моргентау. В споре победил политический реализм, а в  книге Г. Моргентау сформулировал принципы политического реализма:

·                   существуют объективные законы МО, (т.е. общество управляется объективными законами, а не желаниями, где главной задачей является найти эти законы и показать)

·                    в основе поведения участником МО лежит интерес, выраженный в терминах власти (сила) (т.е. поведение участников МО определяют национальные интересы, но не прямо, а преломляясь через сознание лидеров);

·                    содержание интереса не является неизменным;

·                    политическая и обыденная мораль должны быть разведены;

·                    в политике нельзя сказать заранее, что аморально, а что высоконравственно;

·                    основой морали является умеренность и благоразумие;

Также необходимо осознавать, что природа человека плюралистична.

Обозначим положения и представители политического реализма.

Итак, Возник в 1939 году с книгой Э. Карра «20 лет кризиса». Суть в том, что идеи либерального идеализма не отражают реального положения дел. И работа Ганса Моргентау «Политическое отношение между нациями. Борьба за власть  и мир» (1948).

Перечислим oсновные положения политического реализма:

1.                 Главными участниками МО являются суверенные государства.

2.                 Специфика МО состоит в том что они носят анархичный характер.

3.                 Главным международным процессом является война. МО развертываются в тени войны. Мир – ограниченное и случайное явление.

4.                 Основная цель государства в международной политике – обеспечение собственной безопасности

5.                 Главное средство достижения целей государство на международной арене  - сила.

6.                 Природу МО изменить невозможно.

Достоинства политического реализма:

1.      Концептуальная стройность.

2.      Опора на объективные законы общественного развития.

3.      Беспристрастный анализ МО.

4.      Отсутствие абстрактных идеалов, бесплодных и опасных иллюзий.

Недостатки:

1.                 Сводит МО только к отношению между государствами.

2.                 Сводит МО к силовому противоборству государств за обладание властью.

3.                 Государства рассматриваются как взаимозаменяемые политические тела, которые ничем не отличаются кроме размера.

4.                 Он недооценивает такие факты как культура, духовные ценности, цивилизации.

Первой возникла либерально-идеалистическая парадигма. Основные положения были зафиксированы в трех документах:

·                    Устав Лиги Наций Вудра Вильсона (1918).

·                    Пакт БрианаКеллога (1928).

·                    Доктрина Страймсона (1932).

Основные положения либерального идеализма:

1.                Участниками МО представляет собой достаточно широкий круг акторов.

2.                Специфика МО – возможно равноправное участие.

3.                Основные процессы – возрастание взаимозависимости и формирование единого мирового сообщества.

4.                Цели – приоритет общечеловеческих ценностей.

5.                Средства – правовое регулирование МО, рост числа и роли международных организаций.

6.                В будущем возможно создание единого мирового сообщества.

После первой мировой войны в 1919 году было создана Лига наций (В.Вильсон).  В  пункте 14. «Должно быть образовано общее объединение наций на основе особых статутов в целях создания взаимной гарантии политической независимости и территориальной целости как больших, так и малых государств».   Лига наций была тесна связана с постоянной палатой международного правления. Куда входили следующие положения:

- международная нестабильность причиняет ущерб всем государствам, следовательно, все имеют общую цель – сохранить мир и всеобщую безопасность;

  - мир неделим и взаимозависим;

 - открытые международные договоры;

 - свобода мореплавания;

- уничтожение препятствий для международной торговли;

- сокращение национальных вооружений до минимума в целях государственной безопасности.

ЛИГА НАЦИЙ, первая всемирная организация, в цели которой входило сохранение мира и развитие международного сотрудничества. Формально была основана 10 января 1920 и прекратила существование 18 апреля 1946 с образованием ООН. В Лиге наций нашли свое практическое выражение идеи и проекты, предлагавшиеся начиная с 17 в. вплоть до Первой мировой войны. Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги» 

Это был первый шаг к мировому господству.

          За время существования лиги наций, ей удалось урегулировать 40 политических конфликтов. Также были большие достижения в социальной и гуманитарной областях, в сферах международной экономической политики и финансового регулирования международных сообщений и системы транзита. Улучшение системы здравоохранения во многих странах мира, научные сотрудничества. К успехам следует отнести установления контроля распространения опиума и работорговлей, особенно среди женщин. А также успехи в защите прав детей и молодежи.

          Однако были и неудачи. К ним следует отнести следующие положения:

                   - усилия по разрешению основных противоречий путем исполнения 16 параграфа, устава лиги о коллективной безопасности привели к ее ослаблению и прекращению ее деятельности;

                   - исключение СССР из лиги наций в 1939 году привело к тому, что там осталась только одна великая держава – Великобритания.

          Уже перед сентябрем 1939 года ни одна из стран не обращалась к Лиги наций. В итоге к январю 1940 года Лига прекратила свою деятельность по урегулированию политических вопросов.

                   Вильсонизм и либеральные традиции доминировали в учебных курсах. В 1930г. в США из 24 специалистов по международным отношениям, имеющих ранг профессора , 18 изучали право и организации. Большинство аналитиков были убеждены, что сила не позволит сохранить мир. Именно поэтому они ставили на разум и организации. Серьезным ударом, который оставил эту традицию и став началом в международных отношениях:

          Эдвард Халлет Карр « Кризис 20века» (1939 г.)

          Ганс Моргентау « Политика вокруг науки» (1947 г.).

Г. Моргентау « 6 признаков политического реализма»:

1.                 объективные законы – рациональная политика. Оснавана на личной природе человека;

2.                 Интерес, выраженный в терминах власти;

3.                 Содержание понятие не является неизменным;

4.                 моральные значения политического действия.

5.                 что хорошо и плохо в политике;

6.                 плюрализм человеческой природы.

Книга Моргентау надолго закрепила в данной науке доминирующие позиции теории политического реализма. Казалось, что наконец-то создана (или, по крайней мере, что скоро будет создана) дисциплина, сочетающая целостность и непротиворечивость теоретических позиций с эффективными конкретными методиками и техниками анализа действительности в столь важной сфере общественной практики.

Реалисты критиковали идеалистов (Лига Наций и В.Вильсон с его 14 пунктами).

 Идеалисты говорили, что государство должно стремиться к сотрудничеству, каждая нация имеет право на самоопределение, а в рамках этого нужен институт – Лига Наций, все МО основаны на выгоде. Реалисты же их критиковали и говорили следующее: 1) интересы у всех наций различны 2) стремление к выгоде – это утопия; отношения войны и мира 3) государство играют наиглавнейшую роль в МО, поэтому нельзя создать институты. Они говорили, что идеи идеалистов пагубны, т.к. государство позволяет проводить таким государствам как, например, фашистская Германия свои интересы, политику.

Итак, реалисты настаивали на фундаментальности национальных государств и обосновывали принцип «анархии в международных отношениях». Либералы же настаивали  на эффективности наднациональных структур и приводили примеры в поддержку Лиги Нации. В ходе этих дебатов сформировался целый ряд базовых теоретических концептов, часть которых признавалась всеми школами, а часть оспаривалась некоторыми из них.

В 50-60-е годы ХХ века возникает 2 большой спор в МО (некоторые учёные называют его дискуссией). Модернизм и традиционализм -  спор о методах, который не затрагивал содержания сущности МО.

Его инициировали сторонники новых подходов и новых исследовательских методов. Представители «модернизма» подвергли политический реализм резкой критики за приверженность традиционным методам, основанным, главным образом, на интуиции, исторических аналогиях и теоретической интерпретации. Данная полемика между «модернистами» и «традиционалистами» была вызвана настойчивым стремлением ряда исследователей нового поколения (К.Райт, М.Каплан, К.Дойч, Э.Хаас, К.Холсти и др.) преодолеть недостатки классического подхода и придать изучению МО подлинно научный статус. Отсюда повышенное внимание к использованию средств математики, формализации, к моделированию, сбору и обработке данных, к эмпирической верификации результатов, а также других исследовательских процедур, заимствованных из точных дисциплин и противопоставляемых традиционным методам, основанным на интуиции исследователя, суждениях по аналогии и т.п

Первым к использованию научных методов, методик в качестве, средств анализа международных отношений прибег американский ученый К. Райт. Подобный подход предполагал отказ от априорных суждений относительно влияния тех или иных факторов на характер международных отношений, отрицание как любых «метафизических предрассудков», так и выводов, основывающихся, подобно марксистским, на детерминистских гипотезах. Однако, как подчеркивает М. Мерль (Merle. 1974. Р. 91—92), такой подход не означает, что можно обойтись без глобальной объяснительной гипотезы.

Итак, «2-й большой спор» - это дискуссия потому, что он не носил парадигмального характера и оставался в целом непоколебимым.

Являлся спором о методах, не затрагивал содержания сущности МО.

·                   Представители: Куинси Райт, Мортон Каплан, Карл Дойч, Дэвид Сингер, Калеви Холсти, Эрнст Хаас.

·                   Достоинства модернизма – обогатил науку о МО новыми методами (событийный анализ, когнитивное картирование).

·                   Недостатки модернизма – редукционизм, субъективизм, потеря общих закономерностей МО. Его недостатки состоят в фактическом отрицании специфики международных отношений, фрагментарности конкретных исследовательских объектов, обусловливающей фактическое отсутствие целостной картины международных отношений, в неспособности избежать субъективизма.

Тем не менее многие исследования представителей модернистского направления оказались весьма плодотворными, обогатили международно-политическую науку не только новыми прикладными методиками, но и весьма значимыми положениями. Сделав объектом своих изысканий отдельные государственные структуры, влияющие на процесс международно-политических решений и на межгосударственные взаимодействия, и более того, включив в сферу анализа негосударственные образования (частные предприятия, компании и организации, модернизм привлек внимание научного сообщества к проблеме международного актора.

Явившись реакцией на недостатки традиционных методов изучения международных отношений, применяемых в теории политического реализма, модернизм не стал сколько-нибудь однородным течением — ни в теоретическом, ни в методологическом плане. Общим для него является, главным образом, приверженность междисциплинарному подходу, стремление к применению строгих научных методов и процедур, к увеличению числа поддающихся проверке эмпирических данных. Он показал значимость негосударственных участников международных отношений. Наконец, важно отметить и то, что модернистские исследования открыли перспективу микросоциологической парадигмы в изучении международных отношений.

В центре «третьего большого спора», начавшегося в конце 1970-х — Начале 1980-х гг., оказалась роль государства как участника международных отношений, значение национального интереса и силы для понимания сути происходящего на мировой арене.

Представители позитивизма и постпозитивизма. Третий спор затрагивал эпистемологические основания международных отношений как науки в свете постмодернистских тенденций, поставивших под вопрос базовый научный фундамент Модерна (декартовское разделение на субъект и  объект и принцип автономности сознания и реальности, на чем была основана классическая наука).

Роль государства на международной арене. Начат в 1979 году, когда вышла книга «Теория международной политики» Кеннет Уолтц. Происходит энтропия военной силы государств. Помимо государств в МО принимают участие ТНК, правительственные и неправительственные организации. Государство теряет ряд функций, но оно и приобретает ряд функций (например, контроль).Спор не закончен.

Под его воздействием в международно- политической науке возникают новые концепции — такие, как, например, концепция глобализации, которая несет на себе бесспорное влияние транснационалистских подходов, анализируется роль факторов, не связанных с политикой государства непосредственно, в частности, экономики и культуры. Все это наполняет международно- политическую науку новым содержанием и подтверждает ее несводимость к трем рассмотренным выше парадигмам. Сами эти парадигмы приобретают новые черты, сохраняя, правда, в модифицированном виде, ряд свойственных им ключевых положений.

Третьи дебаты привели к явному зазору между научно- теоретическими кругами, которые профессионально занимались международными отношениями.  Также где постмодернизм распространен довольно широко и как минимум учитывается большинством теоретиков, а также практическими политиками и функционерами, профессионально связанными со своей деятельностью в области международных отношений и где постмодернистские теории распространены довольно слабо и чаще всего не учитываются вообще.