США и конспирологическое сознание американцев

12.12.2016

6 декабря издание «Вашингтон пост» сообщило, что сын одного из советников Дональда Трампа по национальной безопасности, генерала Майкла Флинна, 33-летний Майкл Дж. Флинн отстранен от должности в переходной администрации за написание твита в духе «теории заговора».1 Его фраза звучала: «Until #Pizzagate proven to be false, it’ll remain a story» и относилась к стрельбе возле пиццерии Comet Ping Pong в Северной Каролине. Хотя в этом инциденте никто не пострадал, возникла версия, что стрельба была напрямую связана с политикой, а именно, что данный ресторан был прикрытием для педофилов из Демократической партии. Данные слухи распространялись различными правыми организациями в США и были, естественно, негативно восприняты самими демократами и подконтрольными им СМИ. Трамп, видимо, решил не рисковать и в нынешней ситуации постоянного давления и многочисленных обвинений старается избегать всего, что связано с конспирологией.

Однако данная история свидетельствует о повышенном интересе американского общества к теории заговора, независимо от того, кто представлен заговорщиком. Хотя в США довольно много различных экстравагантных версий, среди которых можно обнаружить фантастические истории, что руководство страны является либо инопланетянами, либо рептилоидами, существует историческая преемственность, которая показывает, что американское сознание, будь то представитель среднего класса, фермерства или влиятельных политических кругов, глубоко пронизано идеей заговора.

Например, конспирологическое сознание демократов и глобалистов выдают недавние заявления о том, что Россия осуществляет регулярные хакерские атаки и даже повлияла на результаты избирательной кампании в США. Политологи и эксперты из различных американских аналитических центров пытаются придать наукоподобный вид данным заявлениям, которые звучат от высшего руководства этой страны. Подобные операции проделывались и в отношении других государств и даже негосударственных акторов, которые по непонятным причинам вызывают подозрение у американского истеблишмента (Венесуэла, Куба, Северная Корея, Ирак, Иран, Хизбалла, институт аятолл, Русская Православная Церковь, коммунисты, правые партии в Европе и пр.).

История зарождения конспирологии в США

Данная традиция начала формироваться в США на волне отчуждения бывших колонистов от Британской метрополии. Кроме того, мощным стимулом для осмысления причинно-следственных связей с позиции возможных заговоров послужили идеи Нового времени, связанные с десакрализацией и приписыванием всех действий исключительно человеческой воле.

Изначально поиск заговоров с последующей «охотой на ведьм» был свойственен Западной Европе, где в Средние века свирепствовала инквизиция, а в эпоху Возрождения дворцовые интриги стали нормой. В Англии (откуда была во многом позаимствована конспирологическая традиция в США) в Новое время говорили о французских, ирландских, якобитских и католических заговорах, а реальные попытки организации переворота или атаки на правительство (как, например, неудачный план взорвать парламент, где ведущая роль отводилась Гаю Фоксу) только подтверждали слухи, что подобные коварные планы действительно существуют.

Как пишет Гордон Вуд, «к 18 веку заговор стал не просто средством объяснения того, как свергаются правители; он стал общеупотребительным средством для объяснения того, как в реальной жизни поступают правители и другие люди, управляющие политическими событиями».2

А поскольку в эпоху Возрождения Бог постепенно вытеснялся из общественно-политической жизни, то теперь контроль над всеми процессами (и обещания управления природными стихиями в будущем) возлагался на человека. Такая механицистская парадигма сводила все действия исключительно к людским целям и мотивам.

Ныне все зарождалось в человеческом разуме и зависело от моральных норм, предрассудков и убеждений. Поэтому все социальные процессы начали сводиться к проявлениям индивидуальных страстей и интересов.

Одни призывали к обузданию подобных страстей, предлагая конкретный план общественно-политических действий (а поскольку другие таких планов не предлагали, то в качестве уполномоченных лиц по контролю они предлагали самих себя), а другие обвиняли первых в попытках узурпации власти с целью тирании и угнетения.

В данном контексте довольно интересным видится исследование профессора Колумбийского университета Ричарда Хофстедера «Параноидальный стиль в американской политике»3, где он показал, что целые поколения американцев мыслили на языке заговоров на протяжении всей истории США. В статье, впервые опубликованной в 1964 г., Хофстедер отмечал, что «идея параноидального стиля как силы в политике будет малоуместна или иметь низкую историческую ценность, если бы она применялась только к людям с серьезными умственными расстройствами. Именно использование параноидальных способов выражения более или менее нормальными людьми и делает это явление столь значительным… В истории Соединенных Штатов можно найти (параноидальный стиль), например, в антимасонском движении, у нативистов и в антикатолическом движении, у некоторых выразителей аболиционизма, которые видели Соединенные Штаты в тисках заговора рабовладельцев, у многих паникеров среди мормонов, у некоторых писателей из Аграрной и Популистской партий, которые выстроили большой заговор международных банкиров, в экспозиции заговора производителей боеприпасов времен Первой мировой войны, в популярной левой прессе, у современных американских правых, а также по обе стороны расовой полемики среди Советов белых граждан и черных мусульман. Я не предлагаю пытаться проследить вариации параноидального стиля, который можно найти во всех этих движениях, но ограничусь лишь несколькими ведущими эпизодами в нашей прошлой истории, в которой (этот) стиль проявился в полном и архетипическом блеске».4

Американский историк Джеймс Хатсон рассматривает американское поведение в целом как продукт проявления зависти и подозрительности к правительственной власти.

При этом он отмечал, что боязнь злоупотреблений политической властью делала американские конспирологические взгляды «вполне заслуживающими доверия», по крайней мере, примерно до 1830-х гг. После этого внимание переключилось на неправительственные организации и группы, в частности масонов и римско-католическую церковь.5 В 19 веке страхи перед различными заговорами объединяли многочисленные группы в США. Если Авраам Линкольн верил в воображаемую подрывную деятельность, то что говорить об антимасонской лиге или протестантских деноминациях. При этом последние находили олицетворение козней дьявола и всевозможных темных сил непосредственно в политической деятельности как внутри США, так и за ее пределами. Конечно, можно найти и рациональное объяснение такому феномену, увязав этот страх с симптомом тяжелых социально-психологических перегрузок, в которых находилось американское общество в тот период времени.6

ХХ век и новые мифы

Но ХХ век также был полон идей о заговоре. В начале века особые страхи в США вызывали Германия, Российская империя и Китай. Достаточно упомянуть работу Брукса Адамса «Новая империя», изданную в 1902 г., где он говорит о необходимости недопущения объединения интересов России, Германии и Китая.7

С Российской империей дела были особенно сложные из-за паспортного вопроса, что привело в 1911 г. к разрыву со стороны США русско-американского договора о торговле и мореплавании 1832 г. Это произошло под воздействием еврейского лобби в США, которое со второй половины 19 в. активно отстаивало права европейских и русских евреев. Естественно, что столь влиятельные организации (не без участия крупного капитала, в частности денег Джейкоба Шиффа из Американского еврейского комитета, который финансировал антироссийскую кампанию в СМИ и даже шантажировал президента Тафта8), поскольку они могли вынудить руководство страны выполнить их требования, автоматически попадали в разряд мировой закулисы в глазах американских граждан, которые не имели отношения к этим лобби-группам.

Эпоха Великой депрессии резко поляризовала американское общество, тогда как Голливуд и истеблишмент пытались спроецировать свое видение решения проблем. В зависимости от места проживания и социального положения американские граждане находили собственных «козлов отпущения» в лице республиканцев, банкиров, спекулянтов, мигрантов. Впрочем, религиозные проповедники считали, что причина неурожая на протяжении нескольких лет не иначе как бич Божий, обрушившийся на американский народ за его грехи.

До начала Второй мировой войны особая подозрительность среди военно-политического руководства была в отношении Японии, хотя еще в начале века США поддерживали эту страну во время конфликта с Россией.

Эра Маккартизма известна «охотой на ведьм», только теперь преследовали не женщин за их трудно доказуемую связь с нечистой силой, а лиц, симпатизировавших коммунистическим идеям. Это накладывалось на расовые проблемы внутри США и более широкое идеологическое противостояние.

Убийство Джона Кеннеди и Мартина Лютера Кинга, появление СПИДа, глобальное потепление, роль Трехсторонней комиссии в международной экономике - подобные случаи обязательно рассматривались с позиции теории заговора. Соответственно, в рамках конспирологического сознания убийства были осуществлены или подстроены агентами ЦРУ, врачи по заказу федерального правительства разрабатывали смертельные вирусы (эта тема в дальнейшем развивалась и обогащалась новыми фактами и домыслами), а более широкие феномены рассматривались как некое прикрытие и обоснование интересов крупных компаний и лобби-групп.

Впрочем, Уотергейтский скандал показал, что республиканцы действительно стояли за организацией прослушки в комнате, где вели переговоры демократы, а ЦРУ в 50-х гг. прошлого века проводило эксперимент MKULTRA, где испытывало ЛСД и другие наркотические препараты с целью получения «контроля над мозгом».9 Также является признанным фактом план операции Министерства обороны США Northwoods, направленной против Кубы с целью организации провокации с последующей вооруженной агрессией против острова Свободы.10

Отдельным эпизодом является инцидент в Роузвелле (Нью-Мексико) в 1947 г., и официальная версия гласит, что тогда приземлились инопланетяне, а правительство США держало эту информацию в секрете.

Следует добавить, что опубликование рассекреченных документов как из официальных источников, таких как Государственный департамент, Министерство обороны, ФБР и ЦРУ, так и документы различных международных групп типа Билдербергского клуба и Римского клуба, показывают, что определенные секретные планы по самым разным вопросам разрабатывались и воплощались в реальность, хотя многое и раньше тоже связывали с абстрактной конспирологией и фантазиями отдельных авторов.

В последнее время наиболее распространенными темами в США, связанными с заговором, являются теракты 11 сентября 2001 г. (9/11, Truth Movement), влияние неоконсерваторов на принятие решений по вторжению в Ирак в 2003 г., а также любые факты, касающиеся корпоративного влияния и военно-промышленного комплекса США. Естественно, что утечки, распространенные с помощью ресурса WikiLeaks, дают дополнительную почву для циркуляции мнений, что американский истеблишмент ведет какую-то тайную игру и работает не в интересах американского общества, а для обеспечения преференций различных финансовых и промышленных групп.

Страхи и манипуляции неолибералов

Скандалы, связанные с финансированием предвыборной кампании Хиллари Клинтон, связи фонда семьи Клинтон с всевозможными структурами и участие в сомнительных проектах также показали, что у некоторых организаций истинные цели значительно расходятся с заявленными принципами. Правда, в последнее время такой уровень коррупции особо никого не удивляет, тем более что в США лоббизм защищен законом.

А поскольку данные случаи также попадают в ранг категорий теории заговора, то со стороны представителей научного сообщества США, которые связаны с политикой, ведутся попытки представить конспирологию как «подраздел широкой категории ложных верований», - как пишет Касс Санштейн в научной публикации, изданной в 2008 г. под эгидой Гарвардского и Чикагского университетов (Law & Economics Research Paper Series Paper No. 387)11

Здесь необходимо сделать пояснение. Касс Санштейн - американский юрист и ученый, член Демократической партии. В 2008 г. он активно противодействовал попытке импичмента Биллу Клинтону. Занимал в Белом доме в 2008 – 2012 гг. пост администратора отдела информации и регуляторной политики. Санштейн также является разработчиком теории «наджизма» - последнего направления в бихевиористской социологии США.12 Ее смысл заключается в том, что людей нужно направлять для совершения каких-либо действий. Но так, чтобы они принимали такое «подталкивание» как собственные решения. Для этого нужно создавать видимость альтернативных выборов. Именно по причине влияния Санштейна Барак Обама 15 сентября 2015 г. подписал указ о применении методов бихевиористской науки в государственном управлении и внутренней политике США.13

Крайне показательно, что Санштейн исказил слова о возможных причинах появления теории заговора. Он указал, что «заманчиво ответить с точки зрения индивидуальной патологии… Возможно, теории заговора являются продуктом психических заболеваний, таких как паранойя или нарциссизм. И в самом деле, не может быть никаких сомнений в том, что некоторые люди, которые принимают теории заговора, являются психически больными и склонны к бреду».14 При этом он дает ссылку на работу Хофстедера, который как раз и предупреждал, что предлагаемый им «параноидальный стиль» не относится к психологическим отклонениям и болезням, а выражает некий социальный феномен.

Явно по заказу правительства Санштейн с соавтором статьи предлагают меры по противодействию теориям заговора: «Мы можем легко представить себе ряд возможных ответов. (1) Правительство может запретить теории заговора. (2) Правительство может ввести какой-то налог финансового или иного характера для тех, кто распространяет подобные теории. (3) Правительство может принять участие в контрвыступлениях, выстраивая аргументы по дискредитации теории заговора. (4) Правительство может официально нанять надежных частных лиц, чтобы они участвовали в контрвыступлениях. (5) Правительство могло бы участвовать в неформальном общении с такими сторонами, поощряя их оказывать содействие».

Данная статья была подвергнута серьезной критике со стороны научного сообщества США.

Но можно не сомневаться, что интерес к конспирологии остался на довольно высоком уровне в коридорах американской власти. Вопрос в том, как нужно подавать и манипулировать информацией в интересах Белого дома.

И победа Дональда Трампа также показала, что идеи заговора достаточно сильны внутри американского общества. Но теперь либералы ищут виновных как внутри США (правые и консерваторы), так и вовне, пытаясь обвинить Россию в хакерских атаках и в манипуляции общественным сознанием.

И хотя прецедент с отстранением Майкла Дж. Флинна показывает, что команда Трампа пытается абстрагироваться от теории заговора, это всего лишь верхушка айсберга, так как это относится к сфере публичной политики.

Конспирология будет продолжать оказывать влияние как на среднестатистических американцев, так и на принятие решений в высших эшелонах власти.

Сноски:

2 Гордон С. Вуд. Идея Америки. Размышления о рождении США. М.: Весь мир, 2016. С. 119.

3 Hofstadter, Richard. The Paranoid Style in American Politics, and Other Essays. New York: Vintage Books, 2008.

5 James H. Hutson, "The American Revolution: Triumph of a Delusion? in Erich Angermann, et al., eds., NEW WINE IN OLD SKINS, 179 - 94.

6 Richard O. Curry and Thomas M. Brown, eds., Conspiracy: The Fear of Subversion in American History. NY: Holt, Rinehart & Winston, 1972.

8 L. Marshall to S. Wolf. Oct. 18,1916 // Louis Marshall: Champion of Liberty. Vol. 1. P. 86.

9 George Lardner Jr. & John Jacobs, Lengthy Mind-Control Research by CIA Is Detailed, WASH. POST, Aug. 3, 1977

10 Memorandum from L. L. Lemnitzer, Chairman, Joint Chiefs of Staff, to the Secretary of Defense, Justification for U.S. Military Intervention in Cuba (Mar. 13, 1962), http://www.gwu.edu/~nsarchiv/news/20010430/northwoods.pdf.

12 Sunstein, Cass R. Why Nudge?: The Politics of Libertarian Paternalism. The Storrs Lectures Series, Yale University Press, 2014.

14 http://ssrn.com/abstract=1084585 См. стр. 8-9, где дается ссылка под номером 27 на цитируемую ранее работу Хофстедера.