Понятие Империи: Языческий Рим

03.02.2020

Обычно термин империя используется для обозначения могущественной страны, в которой одна этническая группа жестоко правит другими. Примерами этого могут быть колониальные империи Испании, Франции или Великобритании. Термин империя также может использоваться для обозначения наиболее могущественных стран в своем регионе, которые достигли контроля над этим регионом через военные действия; примеры таких наименований включают все китайские «империи» от Цинь до Цин, великих моголов в Индии, или татаро-монголов. Однако, данные использования термина Империя являются более поздними и ошибочными, возникшими во времена европейской эпохи модерна. Тем не менее, изначальное значение и характеристики термина «Империя» выходят далеко за рамки этих упрощенных определений, которые прилипли к нашему воображению. Таким образом, исследуя и раскрывая глубинные этимологические и исторические корни термина «Империя», возможно преодолеть ошибочные определения, навязываемые нам ещё с эпохи модерна.

Есть три основных этапа, сквозь которые эволюционировал сам термин. Первый этап - языческий римский - «imperium», берет свое начало во времена Римской монархии и заканчивается Константином Великим. Второй этап - это римское определение «imperium» и «βασιλεία» через христианство, который проходит от Константина Великого до Константина XI Палеолога. Наконец, последний этап - православное «царство», который начинается с Ивана IV и заканчивается Николаем II.

В этой первой статье я бы хотел предложить Вам рассмотреть вопрос о введении термина «Империя» в Древнем Риме, охватывая периоды с момента основания Рима в 753 г. до Р.Х. до 312 г. от Р.Х., являющимся датой победы Константина Великого на Мильвийском мосту.

Термин «империя» или «imperium» происходит от латинского глагола «imperō» - командовать или управлять, который в свою очередь происходит от праиндоевропейского корня «per» - командовать или производить.

Учитывая данную этимологию, «imperium» обозначал политическую власть, которая позволяла человеку командовать другими людьми, предлагать новое законодательство или командовать армией. Кроме того, корень «per» предполагает первенство и вертикальные иерархические отношения между императором - тем, кто держит «imperium» - и теми, кто исполняет его команды. Основное применение слова «imperium» в период Римской монархии (753–509 гг. до Р.Х.) и Римской республике (509–27 гг. до Р.Х.) имело военную коннотацию, подразумевая позицию генерала армии, предоставляющую магистрату юридическую власть командовать войсками.

Важно отметить, что «imperium» - это понятие, рождённое и употребляемое внутри конкретного общества, наделяющее человека полномочиями над группой нижестоящих в социальной иерархии людей. Например, римские монархи всегда избирались группой патрициев, которые также передавали им «imperium» как легальное право командовать. Таким образом, «imperator» или император хоть и являлся первым человеком в обществе, но его полномочия зависели от благосклонности этого самого общества, создавая своего рода социальный договор. Превосходный пример «imperium» как социального договора можно найти в еще одном институциональном законе Древнего Рима - «pomerium» или померий. Померий был юридической границей города Рима, который в Римской республике был запрещен для входа любому, кто командовал армией - то есть генералам и императорам. Любой император, вошедший в ворота померия, автоматически расторгал свой социальный контракт, терял «imperium» и переставал быть командиром армии. Таким образом, очень важно понять, что как при Римской монархии, так и республике, «imperium» был синонимичен с юридической властью, которой наделяло человека общество.

Померий

Померий

Переходя к периоду правления Августа, мы подходим к периоду римской истории, обычно называемому Принципат; этот период от Августа до Карина характеризуется продолжением использования социального договора как способа легитимизации власти через понятие «imperium». В связи с этим, Римская империя, на самом деле, это римское государство, управляемое командиром, чья легитимность исходит от общественного одобрения. Действительно, хотя роль сената и консулов значительно уменьшилась, внутренняя деятельность римского общества осталась такой же, как и во времена республики. Примером этому являлась растущая важность военного класса для назначения и поддержания в должности императора. В частности, преторианская гвардия, превратившаяся в элитное армейское подразделение телохранителей для самого императора, благодаря непосредственной близости к правителю, была в состоянии организовывать военные перевороты и даже однажды продала на аукционе титул императора Дидию Юлиану. Апофеозом влияния армии стал кризис третьего века, за период которого римское государство сменило почти 30 императоров за менее, чем 50 лет. Императоры-претенденты обычно избирались их легионами в обмен на денежное вознаграждение и повышение по службе. Механизм получения власти, а также социальное положение «императора», остались теми же, как и при республике; император - это всё ещё была общественно избираемая должность, предусматривающая выполнение социального контракта. Кроме того, некомпетентность или непопулярность императора часто приводили к избранию новых претендентов, переворотам и убийствам, ещё больше укрепляя идею социального договора между «императором» и его подчиненными.

Кризис третьего века вызвал настолько громадный политический и экономический сдвиг внутри Рима, что быстрые и радикальные перемены стали просто необходимы. Понимая это, император Диоклетиан положил начало фундаментальному перевороту в Риме, создав новый политический строй, известный как «тетрархия», начав исторический период именуемый как Доминат. Этот период характеризуется удалением позиции императора от нижестоящих социальных классов, получая большую автономию в правлении и повышая престиж императорской должности. Диоклетиан также разделил римские земли на более многочисленные провинции внутри диоцез, тем самым уменьшив риск новых восстаний и претендентов на «imperium». Следующая реформа заключалась в разделении власти между четырьмя командирами: двумя старшими императорами и двумя младшими цезарями. Несмотря на то, что эти реформы Диоклетиана были успешны в краткосрочной перспективе для стабилизации Рима, долгосрочные последствия оказались скромными и только углубили идею социального договора между императором и его подданными. Теперь император был обязан вести себя как великодушный господин, одаривать подчинённых и продвигать бюрократов. Совершенно очевидно, что неспособность выполнять данные обязательства приводила к новым междоусобицам и претендентам на власть, как это например и случилось во времена Константина Великого. Кроме того, разделение власти на четыре при тетрархии и положило начало перманентному разделению Рима на Восточную и Западную части в 395 году от Рождества Христова. Учитывая описанные выше характеристики и легитимность власти через «imperium», раскол Рима на два представляется неизбежным. Власть как «imperium» возносит императора на позицию «первого среди равных» внутри всего римского общества. Таким образом, данное определение власти не позволяет двум людям одновременно удерживать командование или «imperium». Помимо этого, с ростом влияния императора во время Домината, престиж данной позиции оказался слишком велик, чтобы делить его между двумя амбициозными правителями.

Тетрархия

Тетрархия

В это же время нужно заметить, что Диоклетиан положил начало двум важным доработкам социального контракта, предоставляющего императорам легитимность. Первая доработка коснулась централизации государственной администрации на фигуре императора, сделав все государственные процессы зависимыми от присутствия сильного и способного правителя, как никогда раньше. Это новое положение дел полностью себя проявило после битвы при Адрианополе уже в 378 году от Рождества Христова, когда на поле битвы был убит император Валент. Смерть Валента шокировала всю восточно-римскую администрацию и привела к новому политическому управлению, в котором император практически не покидал Константинополь, чтобы сохранить государственную администрацию, «imperium» и собственную жизнь. Так продолжалось вплоть до императора Ираклия, правившего с 610 года от Р.Х. и ставшего первым римским императором, который лично командовал армией против иностранного врага со времен Валента. Второй важной доработкой социального контракта власти Диоклетиана является формальное отделение римского государства от самого города Рима. Еще со времён кризиса третьего века, столица Римского государства на практике была там, где стояли армии императора, тем самым серьезно уменьшив значение Рима как столицы. Поскольку Рим был плохо защищен от нападения претендентов на власть, владение столицей перестало давать такую же легитимность, как во времена Принципата. В свою очередь Диоклетиан закрепил новое положение дел на законодательном уровне, переместив свой двор в Никею в Восточной Анатолии. Этот шаг важен тем, что он навсегда отделил понятие законности власти или «imperium» от владения определённым местом или городом. Как мы знаем, в дальнейшей истории римского государства будут еще два крупных центра, а именно Константинополь и Москва. Однако, ни у того ни у другого из них не будет Померия, о котором я упоминал ранее, который бы имел юридическое влияние на легитимность власти.

Мне кажется подходящим на этом завершить первую часть моего исследования понятия империи, которая была сосредоточена на языческом периоде Рима. Основным выводом нужно подчеркнуть то, как латинское слово «imperium» - империя - подразумевает социальный договор, посредством которого человек получает права командовать и издавать законы. Данный социальный договор был основан на влиянии подчинённых императора, которые также являлись его избирателями. Такой строй часто приводил к восстаниям, гражданским беспорядкам и, в конечном итоге, к кризису третьего века. В следующей статье я попытаюсь объяснить, как изменилось понятие власти или «imperium», когда Рим стал христианским государством, и как Помазание на Царствие стало заменять социальный договор.