Тайная история Русской земли
Периферия часто оказывала значительное влияние на творческое мировоззрение многих талантливых деятелей русской художественной культуры. Провинция как социокультурный фактор играет решающую роль в формировании реалистического изображения повседневной жизни в высоких эмигрантских кругах. Идиллическое изображение провинциальной жизни в творчестве многих авторов вызывает чувство ностальгии по дому, тоску по традиции.
Фильм Леонида Савина «Глубинка» является захватывающим странствием в историю такого провинциального города, тонкими нитями связанного с культурной и социальной жизнью страны. Повествуя о богатой истории Кувшиновского района Тверской области, режиссер затрагивает не только биографии знаменитых людей, родившихся здесь, но и открывает перед зрителем уникальную жизнь местных жителей.
В центре внимания – родительский дом советского лингвиста Сергия Ивановича Ожегова. В Кувшиново, на родине этого знаменитого человека, нет большей исторической достопримечательности, чем дом его детства. К сожалению, большинство зданий в городе, находящихся сейчас под контролем муниципалитета, прибывают в аварийном состоянии. Фильм стремится обратить внимание на плачевное состояние культурных ценностей глубинки, требующих особой заботы и внимания – местные власти часто предпочитают сносить старые здания, а не реставрировать их. Примечательно, что на фоне этой тенденции дом Ожегова остается нетронутым. Любопытно, что первый рассказ Максима Горького начинался именно с этого дома: кроме того, что раннее творчество писателя оказалось на столе у лингвиста, быт кувшиновцев описан в знаменитом романе «Жизнь Клима Самгина».
Когда-то в городе было немало барских усадеб. Творчество Николая Львова занимало собой разные районы Тверской области, уроженцем которой был архитектор. Важное место во всем повествовании занимает родовое имение Бакуниных в Прямухино (нынче музей дворянского рода), в которой родился и провел свои ранние годы известный анархист, представитель русского революционного движения, Михаила Бакунин. В музее представлена генеалогия тринадцати поколений рода. На древе отражены: Татищев, Полторацкий, Голенищев-Кутузов, Оленьев и многие другие дворянские фамилии, состоявшие с Бакуниными в родстве. История сестры Михаила Бакунина, Екатерины Бакуниной, также отражена в фильме. В рассказе о ней повествуется не только об особом воспитании и талантах Бакуниной, но также и о ее героизме, о том, как будучи светской «кисейной» барышней она в числе сестер Крестовоздвиженской общины отправилась в бараки осажденного Севастополя помогать раненным. Екатерина Михайловна помогала легендарному хирургу Николаю Пирогову во время осады Севастополя, продемонстрировав уникальное мужество, смелость и отвагу. Позже Николай Пирогов будет выделять вклад Екатерины Бакуниной в деле русских сестер милосердия.
В Кувшиново родилось множество выдающихся людей: профессор Стариков, профессор Молчановский; Бакунины, Ожегов. Но кроме того, Кувшиново хранит память о десятке Героев Советского Союза. Среди них нам представлена история Анны Тимофеевой-Егоровой, женщины-летчицы штурмовой авиации во время Великой Отечественной войны. Ее отвага лишний раз демонстрирует на какой героизм способна русская женщин в боевых условиях.
Выступая в качестве режиссера, Леонид Савин великолепно передает атмосферу глубинки в репортажной, скромной манере погружая зрителя в тихую историю города. Демонстрация природного ландшафта Кувшиново отражает жизненный ритм глубинки, а фольклорные элементы, взятые в форме народного творчества, отражают душу этого места.
Любопытно, что иностранцы, посмотревшие «Глубинку», нередко делились таким мнением, будто они именно в провинции находят «настоящую» Россию. Очевидно, что потаенная жизнь, показанная в «Глубинке», предлагает иную призму для понимания страны: сведения о повседневной жизни, традициях и уникальных культурных аспектах, раскрытые во всем многообразии культурного ландшафта действительно вызывают чувство аутентичности, обеспечивая более глубокое понимание русского народа.