ООН и социальная политика
Первостепенные задачи организации
Согласно Уставу ООН, с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений между нациями, ООН «содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития»[1].
Сразу же после вступления в должность Кофи Аннан объявил, что его главной задачей станет реформа ООН. И для этого имелись все основания. К середине 1990-х годов стало очевидно, что созданная на волне итогов Второй мировой войны организация в своем нынешнем виде уже не успевает за стремительным ходом событий и не может адекватно отвечать новым задачам и вызовам. Проникающая во все ткани международной жизни глобализация и демократизация международных отношений, активное вовлечение в политику гражданского общества требовали более динамичной ООН[2].
Основным документом на данный момент стала Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятая резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года. Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия[3]:
Цель 1
Ликвидация крайней нищеты и голода
Задача 1: Сократить вдвое за период 1990 и 2015 годов долю населения, имеющего доход менее 1 доллара США в день
Задача 2: Обеспечить полную и производительную занятость и достойную работу для всех, в том числе для женщин и молодежи
Цель 2
Обеспечение всеобщего начального образования
Задача 1: Обеспечить, чтобы к 2015 году у детей во всем мире — как у мальчиков, так и у девочек — была возможность получать в полном объеме начальное школьное образование
Цель 3
Поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин
Задача 1: Ликвидировать, желательно к 2005 году, неравенство между полами в сфере начального и среднего образования, а не позднее чем к 2015 году — на всех уровнях образования
Цель 4
Сокращение детской смертности
Задача 1: Сократить на две трети за период 1990–2015 годов смертность среди детей в возрасте до 5 лет
Цель 5
Улучшение охраны материнства
Задача 1: Сократить на три четверти за период 1990–2015 годов коэффициент материнской смертности
Задача 2: Обеспечить к 2015 году всеобщий доступ к услугам в сфере охраны репродуктивного здоровья
Цель 6
Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями
Задача 1: Остановить к 2015 году распространение ВИЧ/СПИДа и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости
Задача 2: Предоставление к 2010 году возможности пройти лечение от СПИДа всем, кто в этом нуждается
Задача 3: Остановить к 2015 году распространение малярии и других основных болезней и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости
Цель 7
Обеспечение экологической устойчивости
Задача 1: Включить принципы устойчивого развития в cтрановые стратегии и программы, и обратить вспять процесс утраты природных ресурсов
Задача 2: Снизить масштабы сокращения биологического разнообразия путем значительного уменьшения темпов его утраты к 2010 году
Задача 3: К 2015 году сократить вдвое долю населения, не имеющего постоянного доступа к чистой питьевой воде и основным санитарно-техническим средствам
Задача 4: К 2020 году обеспечить существенное улучшение жизни как минимум 100 миллионов обитателей трущоб
Цель 8
Формирование глобального партнерства в целях развития
Задача 1: Удовлетворять особые потребности наименее развитых стран, стран, не имеющих выхода к морю, и малых островных развивающихся государств
Задача2: Продолжать создание открытой, регулируемой, предсказуемой и недискриминационной торговой и финансовой системы
Задача3: В комплексе решать проблемы задолженности развивающихся стран
Задача 4: В сотрудничестве с фармацевтическими компаниями обеспечить доступность недорогих лекарств в развивающихся странах
Задача 5: В сотрудничестве с частным сектором, принимать меры к тому, чтобы все могли пользоваться преимуществами новых технологий, особенно информационно-телекоммуникационных.
Новые вызовы и угрозы (прежде всего международный терроризм, наркотрафик, оргпреступность, распространение ОМУ и средств его доставки, бедность, продовольственный кризис, нелегальная миграция, энергетическая и финансовая нестабильность) носят глобальный характер и требуют адекватного и справедливого ответа со стороны международного сообщества. Сложность стоящих перед международным сообществом задач требует выработки сбалансированной стратегии их решения, учитывающей взаимосвязь проблем безопасности, социально-экономического развития и защиты прав человека. Сегодня для всех очевидно, что с этими проблемами и вызовами невозможно совладать в одиночку. Неоспоримым преимуществом ООН в глазах мирового сообщества продолжает оставаться то, что она воспринимается как форум, объединяющий практически все государства и действующий в их интересах[4].
Перешагнув свой 65-летний рубеж, организация продолжает оставаться реальным центром согласования позиций мирового сообщества в борьбе с нынешними и будущими угрозами.
§1.2 Структура ООН
С момента образования ООН количество государств – членов Организации постоянно увеличивается: с 51 в 1945 г. до 193 в настоящее время. Уровень приема новых государств в ряды ООН отражает общемировые тенденции второй половины XXв.
В качестве главных органов ООН выступают: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный Совет, Совет по Опеке, Международный суд и Секретариат. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Генеральная Ассамблея
Все государства – члены ООН представлены в Генеральной Ассамблее – своего рода «всемирном парламенте». Именно здесь рассматриваются все наиболее острые мировые проблемы, все страны могут выразить свои мнения и достичь понимания относительно того, как им следует действовать. При этом все члены имеют одни и те же права и привилегии, равно как одни и те же обязанности и обязательства. Генеральная Ассамблея является главным совещательным органом.
Генеральная Ассамблея в соответствии с гл. IV Устава ООН наделена рядом важных функций, прежде всего в рассмотрении таких основных вопросов, как укрепление международного мира, смягчение международной напряженности, сокращение вооружения и разоружение.
Каждое государство – член ООН располагает в Генеральной Ассамблее одним голосом. Решения по таким важным вопросам, как вопросы мира и безопасности, прием новых членов и проблемы бюджета, требуют большинства в 2,3 голосов. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.
Решения Генеральной Ассамблеи не имеют обязательной юридической силы для государств-членов, но голосование отражает мнения и суждения авторитетного сообщества, мирового общественного мнения.
В последние годы предпринимаются особые усилия, направленные на то, чтобы решения Ассамблеи принимались на основе консенсуса, а не официального голосования.
В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства – не члены ООН, которые имеют своих постоянных наблюдателей при ООН (Швейцария, Ватикан), а также наблюдатели и представители ряда международных организаций (Лига арабских государств, ЕС и др.)[5].
Совет Безопасности
С момента образования Совета Безопасности не было ни одного важного международного события, на которое бы он не обратил внимания. Именно по результатам деятельности Совета Безопасности можно говорить об удачах и неудачах работы ООН и в целом о ее влиянии на развитие международных отношений. В соответствии со статьями 24-26 Устава ООН СБ наделен большими полномочиями в части предотвращения вооруженных конфликтов и создания условий для мирного пути их разрешения, а также налаживания сотрудничества между государствами.
В последние годы в ООН обсуждается вопрос об изменении членского состава Совета с тем, чтобы он отражал современные политические и экономические реалии. С этой целью была создана рабочая группа Генеральной Ассамблеи ООН по реформе Совета Безопасности, состоящая из представителей всех государств-членов, которая рассматривает и прорабатывает возможные изменения.
В настоящее время государства-члены призывают к расширению состава Совета, а также к изменению методов, посредством которых Совет Безопасности осуществляет возложенные на него обязанности. Находящиеся на рассмотрении Генеральной Ассамблеи вопросы включают такие предложения, как увеличение числа постоянных и непостоянных членов, ротацию или совмещение мест в Совете, изменение права вето и совершенствование методов работы Совета[6].
Экономический и социальный совет
Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) учрежден Уставом ООН в качестве главного органа по координации экономической и социальной деятельности ООН и специализированных учреждений и институтов ООН. ЭКОСОС состоит из 54 членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей на 3 года[7].
Основная работа Совета проходит постоянно в течение года в его вспомогательных органах – комиссиях и комитетах, которые регулярно проводят свои заседания и отчитываются перед Советом.
Например, работают 9 функциональных комиссий, являющихся совещательными органами: Статистическая комиссия, Комиссия по народонаселению и развитию, Комиссия социального развития, Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщин, по наркотическим средствам, по предотвращению преступлений и уголовному правосудию, по науке и технике в целях развития, по устойчивому развитию. Их задача состоит в подготовке рекомендаций по вопросам, входящим в круг их ответственности и компетенции.
Существуют пять региональных комиссий, определенных ООН по группам стран: Экономическая для Африки (Аддис-Абеба, Эфиопия), Экономическая и социальная для Азии и Тихого океана (Бангкок, Таиланд), Европейская экономическая (Женева, Швейцария), Экономическая для Латинской Америки и Карибского бассейна (Сантьяго, Чили), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (Бейрут, Ливан). Основная задача этих комиссий – оказание помощи в экономическом развитии каждого региона и укреплении экономических отношений стран данного региона как между ними, так и с другими странами мира.
Существуют четыре постоянных комитета, Комитет по программе и координации, по населенным пунктам, по неправительственным организациям, по переговорам с межправительственными учреждениями.
Помимо упомянутых выше комиссий и комитетов имеются следующие вспомогательные органы: Детский Фонд ООН, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Программа развития ООН, Фонд ООН в области народонаселения, Мировая продовольственная программа, Международный научный и исследовательский институт по улучшению положения женщин[8].
Сотрудничество ООН с международнымиакторами
Хотя ООН является международной межправительственной организацией, ее Устав предлагает пути привлечения к работе других субъектов мировой политики, сотрудничество с которыми становится все более важным для решения глобальных проблем. Различные структуры, выражающие интересы гражданского общества: международные неправительственные организации, транснациональные корпорации (ТНК), профсоюзы, профессиональные ассоциации вносят вклад в работу ООН, и их участие становится все более активным. ООН также расширяет сотрудничество с исследовательскими и академическими институтами, молодежными и другими ассоциациями.
Такие неправительственные организации, как Международная амнистия, Международная кампания за запрещение противопехотных мин и Форум демократических лидеров стран Азии и Тихоокеанского региона, являются одними из самых видных участников работы ООН.
Почти 1520 МНПО, активно работающих в области экономического и социального развития, обладают консультативным статусом при Экономическом и социальном совете (ЭКОСОС) – главном органе, отвечающим за выработку политики по экономическим и социальным вопросам, а их представителей могут приглашать для выступлений на его заседаниях[9].
§1.3 Вопросы реформирования системы организации
Глобализация и технический прогресс создают широкие возможности для того, чтобы люди налаживали связь друг с другом, общались и обменивались опытом. Вместе с тем глобализация, движимая корпоративными интересами, ведет к усилению неравенства между странами и в самих странах, подрывает местные традиции и культуру и увеличивает разрыв между богатыми и бедными, отбрасывая на обочину общества многих людей в городах и деревнях. Глобализация слишком больно ударила по интересам женщин, коренных народов, молодежи, подростков и инвалидов. Беднейшие страны продолжают выплачивать огромные суммы в порядке погашения задолженности богатейшим странам в ущерб здравоохранению, образованию и жизни детей. Надо сделать так, чтобы глобализация была благом для всех, чтобы она искоренила нищету и голод во всем мире; установила мир на планете; содействовала защите и поощрению прав человека во всем мире; обеспечила защиту окружающей среды на нашей планете; заставила соблюдать во всем мире социальные стандарты на рабочих местах. Это произойдет лишь в том случае, если всемирные корпорации, международные финансовые и торговые учреждения и правительства будут находиться под эффективным демократическим общественным контролем. В качестве гарантов такой подотчетности Секретариат видит более сильную и демократичную Организацию Объединенных Наций и развитое гражданское общество.
В своей записке, озаглавленной «Реформа Организации Объединенных Наций: меры и предложения: Ассамблея тысячелетия, система Организации Объединенных Наций (Специальная комиссия) и Форум тысячелетия»[10], Генеральный секретарь выразил мнение, что, если Организации Объединенных Наций суждено продолжать играть жизненно важную роль в предстоящем столетии, настоятельно необходимо, чтобы она использовала творческие возможности населения мира и заручилась его поддержкой.
В Декларации и Программе действий Форума тысячелетия «Мы, народы: укрепление Организации Объединенных Наций в двадцать первом веке» перед организацией поставлены следующие задачи[11]:
1) укреплять координирующую роль Генеральной Ассамблеи, с тем, чтобы она могла выполнять задачи, возложенные на нее в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций;
2) принять такие меры, которые позволят Совету Безопасности в большей степени представлять все международное сообщество. Постоянное членство в Совете Безопасности создает определенные проблемы, поскольку оно препятствует преобразованиям и не позволяет учитывать изменения, происходящие в сегодняшнем мире. Таким образом, Организации Объединенных Наций следует приступить к постепенному переходу от существующей системы постоянного членства к более гибкой системе, предполагающей большую степень ответственности ее членов. Совет следует немедленно расширить за счет избрания в него новых членов, из числа государств-членов различных регионов мира, в отношении которых будет применяться принцип ротации;
3) ограничить, а затем перейти к ликвидации практики использования вето. Организация Объединенных Наций должна стремиться к ограничению этого права. Сначала можно было бы расширить рамки использования «голосования по процедурным вопросам», в отношении которых в Уставе не предусмотрено применение вето. Его использование должно быть ограничено лишь вопросами мира, о которых идет речь в главе VII Устава. Совершено недопустимо, чтобы право вето применялось в отношении таких вопросов, как выборы Генерального секретаря. Следует добиваться полной отмены вето в качестве необходимого шага в направлении ликвидации постоянного членства;
4) разработать более эффективные механизмы, не требующие применения силы для предотвращения развязывания войны и других угроз миру и безопасности народов. Это потребует гораздо более институционального и аналитического подхода к изучению причин войны и путей предотвращения конфликтов. Наряду с другими мерами Совет Безопасности должен предпринимать более активные усилия по предотвращению конфликтов из-за сырьевых и других основных ресурсов. Для этого в Секретариате необходимо создать гораздо более крупный отдел по предотвращению и урегулированию конфликтов, а также фонд, способный оперативно выделять средства для смягчения социальных и экономических кризисов, которые влекут за собой конфликты;
5) рассмотреть вопрос о создании парламентского органа Организации Объединенных Наций, связанного с Генеральной Ассамблеей. В связи с этим следует рассмотреть предложение о создании консультативной парламентской ассамблеи. Членский состав любого парламентского органа, учреждаемого в Организации Объединенных Наций, должен формироваться на выборной основе, а деятельность такого органа должна носить открытый, демократический характер;
6) принять меры для гарантии и облегчения участия представителей неправительственных организаций из развивающихся стран и стран Восточной Европы, а также представителей коренных народов;
7) укреплять контакты Организации Объединенных Наций с гражданами посредством предоставления большего объема ресурсов отделениям по связям с неправительственными организациями в рамках всей системы Организации Объединенных Наций, а также посредством укрепления сети информационных центров Организации Объединенных Наций в качестве необходимого механизма мобилизации поддержки деятельности Организации среди народов мира.
Серьезная попытка структурной перестройки и укрепления ООН была предпринята К.Аннаном в связи с 60-летием Организации в 2005 году. В докладе «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех» Аннан вновьпризвал к расширению состава Совета Безопасности ООН и улучшению методов работы Генеральной Ассамблеи[12].
Конечно, адаптация и обновление ООН необходимы, и этого никто не оспаривает. Ведь за более чем полвека серьезно изменился политико-географический ландшафт мира. Структура и функции ООН в период ее становления формировались в принципиально иной международной обстановке, однако если брать в целом, время подтвердило правильность сделанного выбора. В последние годы отмечается объективное повышение роли многосторонней дипломатии, международных институтов и механизмов в мировой политике и экономике. И это понятно, поскольку усилилась взаимосвязь государств, растет их понимание важности действовать совместно.
Инструменты ООН сегодня не только востребованы, но, как показывает практика, порой просто незаменимы. Поэтому, если говорить о преобразованиях, то осуществляться они должны при непременном условии сохранения незыблемости основных положений Устава ООН, выдержавших испытание временем[13].
Выводы
В современном мире не существует альтернативы ООН, занимающей центральное место в универсальной системе международно-правового регулирования, а также являющейся «несущей» конструкцией в системе коллективной безопасности и сотрудничества нового тысячелетия. Неоднократно человечество убеждалось в том, что, какими бы сложными и комплексными не были вызовы и угрозы, с которыми оно сталкивается, искать их решение необходимо с помощью инструментов ООН и на основе принципов и норм международного права.
ООН является центром дипломатических контактов и проведения международных дискуссий, встреч, конференций. Своей работой ООН обеспечивает необходимые условия для мирного разрешения споров. Во время международных кризисов ООН делает все, чтобы ослабить напряженность и содействовать успеху переговоров.
ООН содействует укреплению мира всеми своими действиями: предпринимает усилия по защите прав человека, осуществляет превентивные дипломатические меры для того, чтобы предотвратить конфликт, оказывает помощь в проведении выборов и поддерживает процессы демократизации, содействует экономическому и социальному развитию, предоставляет гуманитарную помощь, занимается репатриацией беженцев, помогает восстанавливать государственные инфраструктуры и содействует процессу восстановления.
В годы «холодной войны» ООН играла роль инструмента предупреждения конфликта между США и СССР, в то время как ее миротворческие операции были, в основном, неэффективны. После прекращения конфронтации число и результативность миротворческих операций резко возросли, однако ООН не приобрела необходимых ресурсов для адекватного решения проблемы международной безопасности. На повестке дня встал вопрос о реформировании организации.
Несмотря на всю, порой очень жесткую, критику в ее адрес, очевидно, что этот механизм следует не разрушать, а совершенствовать, адаптируя кновым мировым реалиям, сохраняя межгосударственную природу организации и незыблемость ее Устава.
[1] Устав ООН. Ст.55.
[2]Гатилов Г.М. Организация Объединенных Наций на службе человечества. – М.: Издательство «Информиздат», 2011. С. 20.
[3] Резолюция A/RES/55/2, Генеральная Ассамблея, 18 сентября, 2000г.
[4]Гатилов Г.М. Организация Объединенных Наций на службе человечества. – М.: Издательство «Информиздат», 2011. С. 29-30.
[5]Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации: Учебное пособие / Под.ред. П.А.Цыганкова – М.: Альфа-М: «ИНФРА-М», 2009. С. 188-189.
[6]Там же. С. 192-195.
[7] Основные факты об Организации Объединенных наций. – М.: Издательтво «Весь мир», 2005. С.12.
[8] Основные факты об Организации Объединенных наций. – М.: Издательcтво «Весь мир», 2005. С.15
[9] Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации: Учебное пособие / Под.ред. П.А.Цыганкова – М.: Альфа-М: «ИНФРА-М», 2009. С. 182-183.
[10] Реформа Организации Объединенных Наций: меры и предложения: Ассамблея тысячелетия, система Организации Объединенных Наций (Специальная комиссия) и Форум тысячелетия. Генеральная Ассамблея ООН. A/52/850. 31 марта, 1998.
[11]Реформа Организации Объединенных Наций: меры и предложения: Ассамблея тысячелетия Организации Объединенных Наций// Форум тысячелетия Организация Объединенных Наций. A/54/959. 8 августа, 2000.
[12]Гатилов Г.М. Организация Объединенных Наций на службе человечества. М.: Издательство «Информиздат», 2011. С. 21-22.
[13] Новиков А.А. Основа нового миропорядка// Наша власть: дела и лица. 2010. № 6 (108).