«Мониторить Кавказ и давить на Россию»

19.09.2013

Международная кризисная группа (МКГ) в начале сентября издала доклад под названием The North Caucasus: The Challenges of Integration (III), Governance, Elections, Rule of Law. Данный документ является третьей частью проекта, который носит одновременно исследовательский и рекомендательный характер. Первая часть, которая вышла в октябре 2012 г., была посвящена этноконфликтам, а вторая – исламскому фактору, боевикам и контртеррористической деятельности в регионе. Стоит отметить, что предыдущие доклады сыграли определенную роль в формировании общественного мнения о политических процессах, в частности, у организаций и общин региона, которые оппозиционны властям (речь идет не только о России, но и соседних странах, которые, так или иначе, связаны с Северным Кавказом либо по линии этнополитики, либо в контексте религии, либо по вопросам геополитики и региональной безопасности).

В первую очередь выводы, представленные в данном докладе, предназначаются для России – как федеральных, так и Северо-Кавказских властей, но также и для различных европейских учреждений - ПАСЕ, Совет Европы и пр. При этом рекомендация для ЕС заключается в одном предложении – продолжать мониторить регион Северного Кавказа и оказывать давление на Россию для полного выполнения всех решений Европейского суда по правам человека.

А сами выводы доклада и мнение, которое хотят донести МКГ, вполне предсказуемы.

Указано, что "аутентичное улучшение качества управления на Северном Кавказе возможно только тогда, если будут установлены демократические институты, такие как выборы, независимая судебная система и верховенство закона. Честные выборы, предшествующие конкурентному политическому процессу, являются необходимым условием для того, чтобы государственные чиновники были ответственными".

Данный тезис явно направлен на утверждение, что на Северном Кавказе нет демократических институтов, а вместо них - коррупция, насилие, клановые войны, безработица, терроризм и экстремизм под личиной исламизма, о чем неоднократно говорилось на страницах доклада. При этом отмечается, что "борьба с преступной деятельностью клановых сетей должна быть энергичной и последовательной, но строго в рамках закона. Первые шаги в Дагестане дают основания для оптимизма и должны быть продолжены".

Но тут же говорится, что "дефицит демократической легитимности и подотчетности, грубые нарушения прав человека и безнаказанность чиновников внесли большой вклад в распространение конфликта".

Кроме того, авторы настаивают на дальнейшей децентрализации: "функционирование федеральной системы со степенью децентрализации и соответствующим региональным представительство в Думе в Москве будет способствовать интеграции Северного Кавказа с остальной Россией. Такая интеграция необходима для безопасности страны, здоровых межнациональных отношений и стабильности. В то время как конфликт на Северном Кавказе выражается через насильственный мятеж и напряженные межэтнических отношения, отсутствие демократических учреждений, верховенства закона и доверия народа к государству подпитывают нестабильность..." Опять видим указание на отсутствие демократии. Хотя не совсем понятно как авторы намерены реализовывать децентрализацию одновременно с интеграцией. По крайней мере, опыт ЕС говорит об обратном. Культурные автономии и права общин урезаются перед лицом бюрократической машины Еврокомиссии и Совета Европы, навязывающих свои "ценности" и правила всем членам ЕС. Указано и на важность укрепления толерантности и мультикультурализма. Хотя этот проект оказался провальным в ведущих странах Европы, о чем признались главы Великобритании, Франции и Германии, не совсем понятно, зачем его хотят навязать России. Может быть, наоборот, для ухудшения ситуации на Северном Кавказе, чтобы в этом можно было обвинить федеральные власти?

На фоне поддержки албанцев в Косово в ущерб сербским интересам довольно странным выглядит и рекомендация правительствам Северного Кавказа более лаконично и комплексно решать проблемы территориальных споров.

Конечно же, мы ни в коей мере не отрицаем необходимость улучшения общего климата в республиках. Более активное взаимодействие с местными общинами, борьбу с терроризмом и религиозным экстремизмом, и запуск различных социальных, политических и экономических программ нужны, однако это необходимо делать не через призму евроцентричной геополитики, а с учетом традиционного уклада, общероссийской идентичности и национальных интересов нашей страны в регионе, которые могут противоречить интересам других акторов, например, Турции или Азербайджана.

Необходимо отметить, что доклад представлен без авторства. Хотя в материале и даются ссылки на источники, не совсем понятно, кто занимался сбором данных, ведь на Северном Кавказе необходимо иметь своих людей. Хотя эмиссары МКГ в этом регионе явно имеются, данный подход не совсем понятен. Возможно, что МКГ заранее пытается снять с себя ответственность либо за недостоверность фактов, изложенных в работе, либо за возможные последствия, к которым могут привести пафосные выводы доклада.

Вместе с тем, нужно обратить внимание не только на сам текст, но и на структуру самой организации. Выявив, кто входит в ее состав, можно будет проследить связь с регионом и интересами участников. А список членов МКГ довольно «звездный», даже, скорее «звездно-полосатый» - столь велико участие граждан США в этой структуре.

Среди советников организации значатся Збигнев Бжезинский, один из самых старых израильских политиков Шимон Перес, ликвидатор последствий войны в Ираке в 1991 г. и проводник интересов Запада в переговорах с Югославией в 1999 г. Марти Ахтисаари, саудовский принц Турки аль-Фейсал, девятнадцатый премьер-министр Канады Ким Кэмпбэл и многие другие власть имущие. Там же был замечен отечественный либерал Григорий Явлинский. В исполкоме заседают бывший глава Верховного командования НАТО Уэсли Кларк, старый добрый человек-инструмент США в ООН Кофи Аннан, филантроп-спекулянт Джордж Сорос, бывший генсек НАТО Хавьер Солана. Можно обнаружить и бывшего министра иностранных дел Игоря Иванова. Учитывая явно прозападную направленность возглавляемой им структуры "Российский Совет по международным делам" (в самом названии можно узреть неудачный клон американского Совета по международным отношениям), вполне вероятно, что его роль состоит не только в качестве свадебного генерала, а, возможно, в предоставлении нужной информации западным партнерам по линии того же РСМД.

Между тем, одним из основателей МКГ является Мортон Абрамович, бывший помощник госсекретаря США и бывший посол США в Турции. Ряд аналитиков отмечало, что он лоббирует интересы Турции, в том числе турецкое присутствие на Кипре.  Еще один сторонник Анкары - другой основатель Стефан Соларц, он же - член Американо-турецкого комитета. Также в члены исполкома МКГ входят два турецких политика и ряд европейских деятелей, занимающихся ангажированием Турции в ЕС, что говорит о явных протурецких интересах организации. Более того, некоторые исследователи обращали на ее антиармянский характер.

Кстати, Бжезинский и Соларц - сопредседатели “Американского комитета для мира в Чечне” – структуры, ответственной в свое время за открытую поддержку и передачу средств чеченским боевикам. Еще один советник МКГ Кеннет Адельман также входит в этот комитет.

Интересы корпораций также явно представлены в МКГ. Карла Хиллз - бывшая глава торговой палаты США, экс-директор нефтяной компании "Шеврон" и ныне исполнительный директор консультационной компании Hills & Company.  “Шеврон-Тексако” значится одним из спонсоров МКГ. По странному стечению обстоятельств "Шеврон" имеет интересы на Южном Кавказе, особенно в Азербайджане.

Корпоративно представлены также Dow Chemical, Silk Road Finance Ltd, BP, Anglo American PLC, Talisman Energy и многие другие.

Интересно, что в президентский совет входят три анонимных актора. Можно предположить, что среди них есть и ЦРУ, которое активно и незримо присутствует во многих подобных проектах, претендующих на международное значение.

 Ознакомившись с докладом, возникает желание подготовить собственные рекомендации как для России, так и для ЕС. Нам необходимо реализовать комплексные меры по улучшению безопасности, особенно в преддверии Олимпиады в Сочи. Активизировать взаимодействие власти с локальными общинами, проводить консультации с аналитическими центрами, занимающимися вопросами Северного Кавказа. Вместе с тем, желательно ограничить допуск в регион агентов организаций, подобных МКГ, чтобы они не создавали там свои деструктивные сети, которые в дальнейшем могут быть использованы для дезинтеграции региона и подрыва территориальной целостности.

А ЕС – заниматься своими внутренними проблемами, включая права человека, которые нарушаются по многим пунктами и во многих странах этого сообщества.

Научное общество кавказоведов