Дегуманизация "по-гуманному": кибертехнологии и Иная реальность
Недавно я обратил внимание на публикацию в американском издании Wired, посвященную киборгам. Сама по себе тема не является новой, и в западных странах уже довольно много людей, которые являются последователями этой постфилософской концепции. От Донны Харауэй с ее «Манифестом киборгов», написанным в 1985 г. до принятия билля о правах киборгов в 2016 г. на конференции SXSW в Остине (Техас), когда киберактивист Рич МакКиннон предложил принять документ о правах киборогов, ставший известным как биль о правах киборгах, версия 1.0., эта разновидность субкультуры стала довольно влиятельной и претендует на одну из тенденций в современном мире.
Автор статьи Ноам Коэн напоминает, что киборг - это любой человек, который внедряет в свое тело искусственные устройства или машины. И по этому определению даже человек с кардиостимулятором будет соответствовать этим требованиям. Герой его публикации — молодой человек по имени Кай Ландре представляет совершенно иной феномен. Он решил быть постоянно подключенным к машине, потому что, по его словам, это дает чувствовать ему себя более полноценно. При этом он отдает себе отчет, что некоторые могут увидеть в этом парадокс.
По его мнению, "есть много людей, которые боятся перестать быть людьми, поэтому это заставляет людей отказываться от технологий. Они думают, что технологии не принадлежат человеческой природе... я считаю это частью нашей эволюции, так как мы на самом деле создали технологию. Это пришло нам в голову".
Ландре планирует установить в своем теле систему собственного дизайна: аппарат, который воспринимает невидимые космические лучи, которые нас окружают. Устройство, которое вскоре будет имплантировано в его руку - сейчас он носит его на своей руке - обнаруживает и преобразует эти лучи в музыкальные ноты, которые Ландре сопоставил с различными частотами лучей. Он преобразует эти ноты в вибрации набора металлических стержней, которые однажды будут имплантированы с помощью беспроводного соединения на поверхности его черепа.
По его словам "костная проводимость позволяет слышать космические лучи внутри головы без необходимости отключать одно из других чувств, которое воспринимает звук". Он даже продемонстрировал как звучит такая музыка из его головы на концерте.
Как он считает, после того, как устройства будут имплантированы, поддержание системы в заряженном состоянии будет простым делом электрической индукции. Вместо того, чтобы периодически отключать и подключать устройства, как это делается сейчас, зарядка будет происходить во время сна.
Для продвижения такой идеи нового типа имплантанта Ландре делает доклады на конференциях, однако при их технологической направленности, он описывает эти достижения как путь самопознания. Он является частью группы «трансгуманистов», которые хотят сбросить бремя того, что мы называем человеком. Иными словами, расчеловечиться.
Он связан с Фондом киборга из Барселоны и планировал пригласить съемочную группу для записи процедуры имплантации.
Ландре не является первым человеком, который решил изменить комбинацию чувств.
Нил Харбиссон стал первым официальным киборгом в 2004 г. Обладатель врожденного заболевания, из-за которого он не мог различать цвета, Харбиссон решил проблему оригинальным образом. Он подключил к своей голове устройство, которое передает цветовую гамму в звуки. С помощью этих звуков он стал различать цвета, а устройство, напоминающее внешним видом небольшую антенну, закреплено на его голове. Этот «человек с антенной» стал известен всему миру и является примером того как технологии помогли людям с ограниченными способностями. Если не учитывать такие медицинские вмешательства, как современные супертехнологичные протезы, которые призваны только компенсировать потерянные или отсутствующие возможности, «трансгуманисты» представляют более агрессивное сообщество, цели которого не определенны и возможные действия не ясны.
Если Ландре, с его слов "более раздражает быть ограниченным пятью чувствами" и он задумывается насколько хорошо было бы иметь ночное зрение, как у кошек, другие хотят почувствовать нечто более экстраординарное. А персоны, экзальтированные античными мифами и легендами, а также современными фильмами и рассказами в стиле фэнтэзи (не говоря уже об оккультных сектах), быстрее утрачивают связь с реальностью, все более полагаясь на новые технологии.
Последняя история пришла из Кореи, где женщина по имени Чан Чжи-сунь с помощью очков виртуальной реальности смогла пообщаться с умершей три года назад дочерью. Судя по комментариям самой Чан Чжи-сунь, которые она дала после сеанса виртуальной реальности, этот аттракцион ей скорее понравился. Хотя специалисты отметили, что долгосрочный психологический эффект от такого опыта еще следует изучить.
Безусловно, в этих историях есть нечто мрачное и отталкивающее. Постмодернистский разум, вероятно, примет «трансгуманистов» как данность, но как посмотреть на данный вопрос с позиции Традиции? Если в эпоху модерна наиболее проницательные мыслители предостерегали от подобных ловушек (Мартин Хайдеггер о технике), то религиозные авторы и учения еще более строги в определениях. Например, католический философ Габриэль Марсель называл человека техники не иначе как «некто», а сама техника является результатом деградации по отношению к творчеству.
«Некто» тоже является результтом деградации, а если мы его признаем, то мы его создаем, тем самым позволяя деградации воздействовать на облик реальности. А кто же сейчас не признает новшеств кибербанкинга, телемедицины и других чудес технологий?
Марсель также упоминает, что "мир, в котором торжествует техника, лишен желания и страха; ибо техника приходит на помощь любому желанию и любому страху". Следовательно, торжество техники разрушает фундаментальные основы христианства — как минимум можно говорить об отрицании Веры и Надежды. И вместо них подсовывается какой-то технологический симулякр, который основан либо на новом типе галлюцинации, либо на манипуляциях физиологическими раздражителями, которые пусть и усиливают ощущения, однако вряд ли смогут заменить глубину духовной связи человека с Богом.
Свобода выбора всегда остается за человеком. Но движение трансгуманистов и им подобные создают иллюзию свободы выбора, закрывая технологической завесой врата подлинного выбора. И эти врата стремительно закрываются.