Цифровой информационный суверенитет: 10 лидеров
При составлении данного рейтинга автор обращался к публикациям и уже составленным рейтингам информационной безопасности. Так как не существует единых критериев оценки государственного суверенитета в киберпространстве, предварительно были проанализированы индексы кибербезопасности стран мира, а их результаты легли в основу формирования нового рейтинга с упором на нормативно-правовые и идеологические факторы.
Государственный суверенитет является одной из основ существования любой страны, поэтому вне зависимости от национальных стратегий, идеологий, представлений об организации государства и общества, его укрепление и защита всегда будет находится в списке приоритетных государственных задач. Правящие элиты заботятся о своем положении и, чтобы не лишиться имеющегося у них в руках арсенала власти, стремятся обезопасить себя. Однако, нельзя сказать, что государственный суверенитет отвечает только их интересам. Его надежность также в интересах тех лиц, у кого имеется представление о государстве, как об объединяющем различные группы людей образовании. Информационный суверенитет является лишь ответом на технологическое развитие человечества, выраженный в необходимости государственного освоения киберпространства. Он непосредственно связан с обеспечением государством своей безопасности в информационном поле.
Этому посвящен рейтинг кибербезопасности «Global Cybersecurity Index», наиболее подробная версия которого была опубликована в 2020 году. Данный рейтинг был составлен экспертами Международного союза электросвязи ООН (International Telecommunication Union) [1]. Оценка кибербезопасности проводилась по 5 критериям: юридическому, техническому аспекту; организационной подготовленности; открытости для сотрудничества; развитию образовательного и исследовательского потенциала страны. Юридический аспект посвящен оценке законов и нормативных актов о киберпреступности и кибербезопасности. Технический аспект изучает реализацию технического потенциала государства при помощи национальных и отраслевых учреждений. Организационная подготовка оценивает национальные стратегии в области кибербезопасности. Образовательный и исследовательский потенциал оценивается наличием научно-исследовательских, образовательных и подготовительных программ, а также сертифицированных специалистов и госучреждений, способствующих наращиванию потенциала в сфере информационной безопасности. Открытость к сотрудничеству охватывает оценку партнерских отношений между государствами и предприятиями.
В Африке из числа опрошенных стран 29 имеют нормативно-правовые акты, регулирующие защиту личных данных в Интернете. Не имеют таковых 11 государств. В Северной и Южной Америке 20 государств разработали законы о защите данных, а в 13 странах эта область не регулируется. Среди арабских государств данное соотношение составляет 14 против 6. В Азиатско-Тихоокеанском регионе лишь 16 опрошенных стран имеют соответствующие законы, 18 государств не имеют. Из 9 опрошенных стран СНГ каждая имеет законодательное регулирование защиты личных данных, а в Европе это число составило 45 из 46 опрошенных стран.
Анализируя технический показатель, можно выявить, что вопросами критической инфраструктуры и отказоустойчивости:
-
в Африке серьезно занимается 10 государств, еще 4 не способны в полной мере обеспечить отказоустойчивость. Не занимается 21 государство;
-
В Северной и Южной Америке серьезно занимаются 8 стран, 6 обеспечивают бесперебойную работу лишь частично. Не занимаются 17 стран;
-
Серьезно занимаются 6 арабских государств, частично занимаются 4 и 9 не занимается вовсе;
-
В Азиатско-Тихоокеанском регионе серьезно занимаются 11 государств, 4 занимаются частично, 18 не занимается;
-
В СНГ лишь 2 страны имеют серьезный подход, еще 2 не могут обеспечить отказоустойчивость, 5 государств не способны наладить должное функционирование критической инфраструктуры в целом;
-
В Европе 30 стран обеспечивают бесперебойную работу критической инфраструктуры, 6 делают это частично, 6 не имеют таких возможностей.
Говоря о дискуссиях по вопросам государственной информационной безопасности на национальном уровне, следует привести следующую статистику. В Африке лишь 7 государств ведут аудиты угроз в киберпространстве, не занимаются данным вопросом 34 государства. В Северной и Южной Америке аудиты проводятся в 11 странах, а в 24 их нет. Среди арабских государств такое соотношение составляет 9 стран против 13. В Азиатско-Тихоокеанском регионе 16 стран занимаются этой деятельностью, а 22 не делают этого. Среди стран СНГ это число составляет 6 стран против 3. В Европе присутствует наивысший показатель в 36 государств против 9.
Изучая число стран, имеющих механизм стимулирования развития потенциала в области кибербезопасности, можно сделать вывод, что в Африке оно составляет 6 стран против 38, в Северной и Южной Америке оно составляет 7 против 28, среди арабских государств соотношение равно 15 против 23, в странах СНГ – 3 против 6, в Европе – 30 против 16. Данная статистика свидетельствует об отсутствии должного внимания государств во всех частях мира к вопросу развития собственного потенциала в области информационной безопасности.
Делая оценку открытости к сотрудничеству, следует привести следующие цифры. В Африке 19 государств имеют двусторонние соглашения о кибербезопасности, 24 таковых не имеют. Участвуют в международной деятельности 29 стран, не участвуют 15. В Северной и Южной Америке двусторонние соглашения заключены 7 странами, не имеются у 28. Участие в международной деятельности принимают 22 государства из 35 опрошенных. Среди арабских государств такой показатель составляет 12 стран из 22 с имеющимися договоренностями и 14 из 22 стран, ведущих международную деятельность. В Азиатско-Тихоокеанском регионе 26 стран из 48 заключили двусторонние соглашения и 22 участвуют в международной деятельности. Среди стран СНГ 7 из 9 имеют двусторонние договоренности и 8 участвует в международной деятельности. В Европе – 41 из 46 и 45 из 46 соответственно.
Подводя итоги, авторы рейтинга суммировали общее число набранных каждой страной баллов за соответствие 5 критериям и составили таблицы, подразделяющиеся на глобальный и региональный уровень.
Глобальный уровень |
||
Страна |
Общее число набранных баллов |
Место |
США |
100 |
1 |
Великобритания |
99.54 |
2 |
Саудовская Аравия |
99.54 |
2 |
Эстония |
99.48 |
3 |
Республика Корея |
98.52 |
4 |
Сингапур |
98.52 |
4 |
Испания |
98.52 |
4 |
Россия |
98.06 |
5 |
ОАЭ |
98.06 |
5 |
Малайзия |
98.06 |
5 |
Литва |
97.93 |
6 |
Япония |
97.82 |
7 |
Канада |
97.67 |
8 |
Франция |
97.6 |
9 |
Индия |
97.5 |
10 |
Региональный уровень |
||
Африка |
||
Страна |
Общее число набранных баллов |
Место |
Маврикий |
96.89 |
1 |
Танзания |
90.58 |
2 |
Гана |
86.69 |
3 |
Нигерия |
84.76 |
4 |
Кения |
81.7 |
5 |
Бенин |
80.06 |
6 |
Руанда |
79.95 |
7 |
ЮАР |
78.46 |
8 |
Уганда |
69.98 |
9 |
Замбия |
68.88 |
10 |
Америка |
||
США |
100 |
1 |
Канада |
97.67 |
2 |
Бразилия |
96.6 |
3 |
Мексика |
81.68 |
4 |
Уругвай |
75.15 |
5 |
Доминиканская Республика |
75.07 |
6 |
Чили |
68.83 |
7 |
Коста-Рика |
67.45 |
8 |
Колумбия |
63.72 |
9 |
Куба |
58.76 |
10 |
Арабский мир |
||
Саудовская Аравия |
99.54 |
1 |
ОАЭ |
98.06 |
2 |
Оман |
96.04 |
3 |
Египет |
95.48 |
4 |
Катар |
94.5 |
5 |
Тунис |
86.23 |
6 |
Марокко |
82.41 |
7 |
Бахрейн |
77.86 |
8 |
Кувейт |
75.05 |
9 |
Иордания |
70.96 |
10 |
АТР |
||
Республика Корея |
98.52 |
1 |
Сингапур |
98.52 |
1 |
Малайзия |
98.06 |
2 |
Япония |
97.82 |
3 |
Индия |
97.49 |
4 |
Австралия |
97.47 |
5 |
Индонезия |
94.88 |
6 |
Вьетнам |
94.55 |
7 |
КНР |
92.53 |
8 |
Таиланд |
86.5 |
9 |
Новая Зеландия |
84.04 |
10 |
СНГ |
||
Россия |
98.06 |
1 |
Казахстан |
93.15 |
2 |
Азербайджан |
89.31 |
3 |
Узбекистан |
71.11 |
4 |
Белоруссия |
50.57 |
5 |
Европа |
||
Великобритания |
99.54 |
1 |
Эстония |
99.48 |
2 |
Испания |
98.52 |
3 |
Литва |
97.93 |
4 |
Франция |
97.6 |
5 |
Турция |
97.5 |
6 |
Люксембург |
97.41 |
7 |
Германия |
97.41 |
7 |
Португалия |
97.32 |
8 |
Латвия |
97.28 |
9 |
Нидерланды |
97.05 |
10 |
В таблице прослеживается, что на глобальном уровне страны Африки не вошли в первую десятку самых защищенных стран мира. Маврикий занял 17 позицию. Возглавляют же рейтинг как на глобальном, так и на региональном уровне США и Великобритания. Это во многом предопределяется их первопроходческой ролью в освоении компьютерных технологий. В десятке лучших стран по кибербезопасности из 15 государств почти половина являются странами Евро-Атлантического региона. В обновленных данных от 2021 года Россия поднялась в глобальном рейтинге на 5 место [2].
Основываясь на данных из приведенного рейтинга, автор предлагает собственный рейтинг, посвященный информационному суверенитету. Для него, в первую очередь, важны такие критерии как имеющаяся нормативно-правовая база, регулирующая информационное пространство; наличие развитой и бесперебойно функционирующей критической инфраструктуры, способной выдержать хакерские атаки, активная деятельность государства в киберпространстве.
-
США. Имеют давнюю последовательную законодательную политику в области информационной безопасности. Обладают передовыми технологиями собственного производства. Ведут повсеместную деятельность в информационном пространстве по всему миру. Контролируют ведущие платформы по обмену информацией (социальные сети, мессенджеры, СМИ, Интернет-площадки для торговли и т.д.)
-
Великобритания. Тесно сотрудничает с США и является родоначальником компьютерных технологий. Возглавляет региональный рейтинг кибербезопасности, полностью обеспечивая работоспособность критической инфраструктуры. Информационная деятельность имеет широкий охват в рамках Содружества наций [3].
-
Россия. Имеет собственные технологические разработки и в целом устойчивую к атакам критическую инфраструктуру. На протяжении двух десятилетий развивает нормативно-правовую базу и включила информационную безопасность в стратегию национальной безопасности [4]. Ведет активную деятельность в киберпространстве. Уступает США и Великобритании в технологическом и инвестиционном аспектах.
-
Саудовская Аравия. Имеет бесперебойно действующую критическую инфраструктуру, широко финансирует технологическое развитие, однако, имеет проблемы с нормативно-правовым регулированием вопросов кибербезопасности.
-
Республика Корея. Технологически развитое государство, имеет значительные инвестиции в инновации. Занимает 4 место в рейтинге ООН по кибербезопасности и имеет показатель цифрового развития в 82.23 [5].
-
Китай. Занимает 2 место в рейтинге могущества в киберпространстве по версии Harvard Kennedy School [6]. Во многом уступает западным государствам в технологическом плане, что, однако, не мешает ему вести агрессивную и активную деятельность в информационном пространстве (например кибершпионаж). Имеет развитую сеть фильтрации информации и почти полный контроль над всеми потоками данных внутри страны.
-
Индия. Занимает 10 место в рейтинге кибербезопасности ООН. Активно ведет развитие технологий и международного сотрудничества в области инноваций. Имеет представление о собственном положении в киберпространстве [7]. Однако, наблюдается сильный технологический разрыв между центральными и периферийными районами.
-
Эстония. Занимает 3 место в глобальном и 2 место в региональном рейтинге кибербезопасности ООН. Активно занимается вопросами информационной безопасности, самостоятельно формирует индексы кибербезопасности [8]. Обеспечивает бесперебойную работу критической инфраструктуры.
-
Сингапур. Занял 4 место в рейтинге кибербезопасности ООН. Занимается созданием устойчивой критической инфраструктуры, выделяя на обеспечение кибербезопасности 8% бюджета. Активно сотрудничает с региональными объединениями и имеет собственное агентство кибербезопасности [9].
-
Испания. Занимает 4 место в рейтинге кибербезопасности ООН и 9 по версии NCSI. Ведет активную деятельность в информационном пространстве. Имеет проработанную и универсальную европейскую нормативно-правовую базу по регулированию киберпространства. С 2019 года официально ввела цензуру информационного поля относительно движения Каталонии за независимость [10].
Список источников
-
Global Cybersecurity Index // ITU: Committed to connecting the world. URL: https://www.itu.int/epublications/publication/D-STR-GCI.01-2021-HTM-E;
-
Global Cybersecurity Index (GCI) // TAdviser - портал выбора технологий и поставщиков. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Глобальный_индекс_кибербезопасности_Global_Cybersecurity_Index_(GCI);
-
Democracy, government and law //The Commonwealth. URL: https://thecommonwealth.org/our-work/democracy-government-and-law;
-
Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046;
-
National cyber security index //NCSI. URL: https://ncsi.ega.ee/ncsi-index/?order=-isd;
-
National Cyber Power Index 2022 // Harvard Kennedy School. URL: https://www.belfercenter.org/sites/default/files/files/publication/CyberProject_National%20Cyber%20Power%20Index%202022_v3_220922.pdf;
-
Quest of Data Colonialism and Cyber Sovereignty: India's Strategic Position in Cyberspace // ResearchGate. URL: https://www.researchgate.net/publication/357352045_Quest_of_Data_Colonialism_and_Cyber_Sovereignty_India's_Strategic_Position_in_Cyberspace;
-
NCSI Project Team // NCSI. URL: https://ncsi.ega.ee/contact/;
-
Сингапур запускает новую стратегию по обеспечению кибербезопасности // КРУПНЕЙШИЙ ПОРТАЛ О МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЕ И ДИВЕРСИФИКАЦИИ АКТИВОВ. URL: https://internationalwealth.info/office/singapore-launches-new-cybersecurity-strategy/;
-
Опыт регулирования информационного пространства в Испании // Digital Russia | Цифровая Россия - всё об ИТ в государстве. URL: https://d-russia.ru/opyt-regulirovanija-informacionnogo-prostranstva-v-ispanii.html