Критерии и показатели информационного суверенитета

20.02.2023

Несмотря на несколько десятилетий активной технологической перестройки общественных институтов, роль и место государства в цифровом пространстве все еще остаются малоизученными. Особенно это касается правого статуса государства в киберпространстве. Занимаясь исследованием данной проблематики, автор обнаружил термин «информационный суверенитет». Под ним понимается право государства действовать самостоятельно в информационном пространстве, обеспечивая собственную информационную безопасность от угроз, исходящих извне. Концепция информационного суверенитета развивалась более сорока лет и преодолела четыре этапа своего становления от технически-правового осмысления положения государства среди потоков данных до международных норм в области контроля за цифровой инфраструктурой.

К критериям информационного суверенитета относится наличие технологической базы и средств для ее защиты, существование национальной платежной системы, осуществление пропаганды и повышение имиджа страны в информационном пространстве, распространение в нем отвечающих интересам государства идей.

Интересны подходы Китая, США и России к вопросу организации и защиты информационного суверенитета, поскольку каждый из них может считаться уникальным и напрямую зависит от национального представления об информационном пространстве. В КНР информационный суверенитет достигается за счет тотального контроля за информацией, отсутствием полного доступа к иностранным источникам и мощной системой сетевой защиты. Наиболее известным примером является проект по фильтрации информации «Золотой Щит», также носящий неофициальное название «Великий Китайский файрволл» по аналогии с Великой Китайской стеной. США пользуются своим лидирующим положением в сфере технологий, активно привлекают к сотрудничеству частный сектор и имеют оснащенные кибервойска для защиты информационного суверенитета. Одной из задач американской стратегии национальной безопасности является сохранение своего доминирующего положения на рынке высокотехнологичной продукции. В России обеспечение государственного суверенитета в информационном пространстве достигается за счет Доктрины информационной безопасности и Стратегии национальной безопасности, в которых в качестве мер по его защите приводятся развитие отечественного сегмента Интернета, повышение устойчивости стратегических объектов к хакерским атакам, развитие информационных технологий и международное сотрудничество с целью развития правовой основы, обеспечивающей справедливое и безопасное использование киберпространства.

Актуальными тенденциями, которые так или иначе влияют на выработку поведения государств в информационном пространстве, можно назвать следующее:

  • Разработка различными странами комплекса мер по формированию устойчивой и безопасной информационной среды вызвана возросшей ролью информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизни людей. Повсеместная цифровизация экономических, социальных, политических, культурных процессов подразумевает наличие правовых и технологических механизмов их осуществления, а также инструментов по защите преобразованной информации;

  • Пандемия коронавируса в разы ускорила внедрение информационных технологий в жизни людей, особенно это коснулось организации рабочих условий. Усиление информационного компонента в государстве потребовало дополнительных расходов и дополнительных решений по формированию его устойчивой структуры. Конец эпидемии вряд ли повлияет на желание мировой элиты лишить себя всех преимуществ, созданных информационно-коммуникационными технологиями за последние годы, так как они стали хорошей площадкой для дополнительного надзора за деятельностью собственных граждан;

  • Рост случаев кибершпионажа, хакерских атак и использования возможностей социальных сетей по управлению социальным сознанием. Странам со слабо развитой ИКТ-инфраструктурой почти нечего противопоставить технологически развитым конкурентам.

Информационный суверенитет любого государства подвержен ряду универсальных угроз. Среди них наиболее опасными являются следующие:

  • технологическая уязвимость (отсутствующая либо слаборазвитая национальная технологическая база и/или зависимость от импорта высокотехнологичной продукции. В случае спланированной масштабной хакерской атаки объекты критической информационной инфраструктуры могут быть выведены из строя.

  • информационная война, которая на сегодняшний день активно ведется рядом государств. Ее суть заключается в подтасовке фактов, манипулированием данными и формированию искаженной картины мира, где образ выбранной для дискредитации страны выставляется в негативном ключе;

  • использование социальных сетей как платформы для организации противозаконной деятельности. Одним из примеров является использование мессенджера Telegram для координации протестных движений на территории Белоруссии летом-осенью 2020 года. Высокий уровень анонимности, предоставляемый этим мессенджером, позволяет не только скрыть свою личность, но и обеспечить относительную безопасность и конфиденциальность в передаче информации. Анонимностью также пользуются и террористические ячейки, торговцы запрещенными веществами; распространяется детская порнография и иной запрещенный контент;

  • Неконтролируемое обращение криптовалют. Так как криптовалюта ничем не обеспечена, а, значит, не способна управляться, то это создает определенный риск для экономики государства. Несмотря на снижение стоимости ключевых криптовалют, исходящая от них угроза никуда не исчезает, а их рынок требует оценки правового регулирования со стороны государства;

  • мошенничество в интернете, которое включает в себя разные по масштабу правонарушения и преступления. Киберпреступность продолжает развиваться, а убытки от нее расти.

Для минимизации потенциального и фактического урона от вышеуказанных угроз представлен комплекс следующих мер:

• Увеличение финансирования национальной высокотехнологичной промышленности и исследований;

• Наращивание военного потенциала в области цифровых технологий, использование опыта других государств в аналогичных условиях;

• Проведение активной политики в информационной сфере, направленной на борьбу с ложными сообщениями;

• Осуществление контроля и борьбы с противоправной деятельностью в социальных сетях и мессенджерах;

• Проведение последовательной политики в области оборота криптовалют;

• Осуществление политики в сфере просвещения населения по вопросам информационной безопасности, правилам безопасного взаимодействия граждан с цифровыми технологиями, умелого их использования. Информационная грамотность наиболее важна для людей пожилого возраста, так как именно эта категория населения в силу своего низкого показателя присутствия в информационном пространстве чаще всего подвергается обману со стороны мошенников.

Подводя итог данному исследованию, нельзя не задаться вопросом об этике. Безусловно, суверенитет государства – неотъемлемая часть современного мира и залог безопасности общества. Однако, в стремлении достичь этой безопасности правительства многих стран заходят дальше, чем изначально планировали. Отсюда вытекает необходимость дальнейшего осмысления концепции присутствия государства в информационном пространстве с технологической, юридической и морально-этической точек зрения.