Строительство газопровода ТАПИ официально открыто

Лидеры Туркменистана, Афганистана, Пакистана и Индии на специальной церемонии 13 декабря дали старт строительству газопровода стоимостью в $ 10 млрд.  1800-километровый трубопровод направлен на снижение дефицита энергии в Южной Азии и снятие напряженности в конфликтном регионе. Годовая мощность трубопровода составит 33 миллиардов кубических метров, и планируется запустить его в конце 2018 года.

Важно отметить, что несколько крупных западных энергетических компаний вышли из проекта. Окончательно отказались ExxonMobil и Chevron. Только Dragon Oil из ОАЭ, которая уже работает в нефтяной отрасли Туркменистана будет инвестировать в проект, что было подтверждено в ноябре. Туркменгаз владеет 85% акций в проекте. Афганистану, Пакистану и Индии принадлежит по 5%.

Предыстория

Идея проекта была разработана в 90-х годах. Меморандум о взаимопонимании между Туркменистаном и Пакистаном был подписан в марте 1995 года после чего сразу же началось соперничество. Корпорация "Бридас" из Аргентины заинтересовалась проектом, но американская "Юнокал" и Саудовская "Дельта" перехватили инициативу, подписав сепаратное соглашение с Туркменистаном. В августе 1996 был создан концорциус CentGas во главе с США. В январе 1998 года Талибан также подписал этот проект, но после нападения Аль-Каиды на объекты США и оглашения их связей с Усамой бен Ладеном "Юнокал" вышла из консорциума. После терактов 11 сентября 2001 года и американского вторжения в Афганистан британские и американские компании снова проявили интерес к проекту. Но теперь США опять высказывают сомнения, что газопровод вообще будет запущен. Индия присоединилась к проекту в 2006 году в связи с быстро растущими энергетическии потребностями. Последние 7 лет прошли в дискуссиях между участниками проекта о транзитных сборах, утверждении соглашений в парламентах и технических вопросах по организации национальных операторов проекта.

Интересы
Основным источником доходов Туркменистана является экспорт нефти и газа, что составляет 90% от экспортной выручки страны. За последние несколько лет она упала из-за снижения цен на нефть. С другой стороны Туркменистан чувствуют рост зависимости от Китая, т.к. 75% экспорта газа идет в эту страну (трубопровод Центральная Азия - Китай). Напряженные отношения возникли между российским "Газпромом" и Туркменистаном, и российский монополист был обозначен в туркменских СМИ как "ненадежный партнер". Россия ранее использовала туркменский газ для транзита в европейские страны.
 
Афганистан и Пакистан заинтересованы в использовании этого проекта для получения доступа дешевого газа, создания рабочих мест и получения дополнительных прибылей от Индии за транзит.
Ожидание Индии понятно - это подъем отраслей, которые нуждаются в больших поставках энергоресурсов. Из-за географических особенностей (горы и, по крайней мере, две страны-транзитера) для Индии не так просто получить российский газ, как делает Китай.
 
Еще одним региональный актором является Иран. Существует проект ИПИ (Иран-Пакистан-Индия), который до сих пор остается на бумаге. Тегеран ранее критиковал роль Запада в проекте ТАПИ и утверждал, что США пытается изолировать Иран.
 
Также есть соседние страны, которые ничего не получат от этого проекта. Турция и Азербайджан - два государства, которые хотели бы получить больше газа из Туркменистана для собственных нужд и транзита в Европу. Теперь ясно, что Туркменистан смотрит на восток.
 
Казахстан и Узбекистан также вне игры.
 
Западные интересы состоят в контроле каждого актора в регионе, а также управлением их интересов и конфликтов. Так как все западные компании не будут участвовать в ТАПИ, а Госдепартамент не будет способствовать ему как ранее, то остается меньше пространства для операционной деятельности Вашингтона.
География и политика
Трубопровод ТАПИ первоначально планировалось запустить с туркменского Давлатабада через Фарьяб, Мазари-Шариф, Саманган, Парван, Кабул, Джелалабад и Пакистан, а затем в Индию. Но направление было изменено и окончательный вариант пройдет через афганский Герат, провинции Гильменд и Кандагар в пакистанский город Кветта, а затем войдет в Индийскую территорию через Пенджаб.  Безопасность трубопровода по-прежнему является приоритетным направлением, так как в Афганистане и Пакистане осуществляется деятельность талибов и исламистских вооруженных групп, включая террористические организации, которые раньше устраивали атаки в Индии.
 
9 декабря Индия подтвердила, что передаст четыре боевых вертолета Ми-25 в Афганистан, что будет первой передачей Кабулу со сторны Нью-Дели систем смертельного оружия. Россия дала согласие на эту передачу. До сих пор, Индия ограничивалась только подготовкой персонала и поставками нелетальной амуниции в Афганистан.
 
А в 2014 году афганское правительство объявило, что предоставит 7000 сотрудников службы безопасности для защиты трубопровода на территории своей страны.
 
Секьюритизация Пакистана связана с Китаем. Из-за морского порта Гвадар, который управляется Китаем и транспортных маршрутов внутри страны там будут размещены китайские вооруженные силы и охранные фирмы, чтобы контролировать этой жизненно важный маршруты из побережья на юге до пакистано-афганско-китайской границы на севере.
 
Интересно, что церемония открытия прошла в историческом городе Шелкового пути - Марии - ранее известном как Мерв. Так как Китай стоит во главе проекта "Новый Шелковый путь", а у США есть инициатива с таким же названием, явно, что эта зона связана с активным соперничеством за маршруты поставок энергоресурсов, товаров и инвестиций.
Прогноз

ТАПИ может быть использован в качестве двигателя экономического и социального развития в регионе и расширения сотрудничества между государствами региона. В результате мы можем увидеть появление нового центральноазиатского геополитического полюса, отделенного от Большого Ближнего Востока. Это будет возможно только после того, как конфликты в Афганистане и Пакистане прекратятся или, хотя бы, будут заморожены, а другие страны Центральной Азии также косвенно будут способствовать сотрудничеству. Регион также может быть объединен под евразийской интеграцией, по крайней мере, даже без роли России это может коснуться южной части Евразии. Но Россия, как и Иран, и Китай, могут укрепить этот проект. На саммите БРИКС/ШОС в Уфе было объявлено, проект Евразийского экономического союза будут сопряжен с китайским проектом "Нового Шелкового пути". Китай также разрабатывает морскую часть этого проекта, более известную как "нить жемчуга". Ролевое взаимодействие и сотрудничество по вопросам региональной безопасности может быть выгодо всем участникам, если они последуют идее многополярности и будут уважать интересы друг друга.