Мысли во время чумы 9 - Пасха и домашний богослужебный круг
Здравствуйте, вы смотрите программу «Мысли во время чумы». В первую очередь, хотел бы поздравить всех православных с Пасхой – Христос Воскресе! Мы молились в Пасху – кто-то ходил в церковь, кто-то молился дома…
Хотел бы сделать несколько замечаний, как я сам со своей семьей провел Пасху. Мы молились дома – начиная с утра Великой Субботы вычитали и пропели все службы, потом ночью полностью провели службу – канон Великой Субботе, потом утреннюю пасхальную службу, и особое богослужение на пасхальной обеднице.
Это интересно – в первый раз мы встречали Пасху дома, ранее это было на службе. В каком-то смысле это колоссальный опыт: когда мы понимаем, что служба – это не просто обряд, обычай или некоторая привычка нашей жизни, а когда Воскресение Христово связано именно с нами. Когда мы поставлены в подобные условия, мы должны уметь все делать сами.
Для меня это огромный урок. Я и так стараюсь читать богослужебные тексты, молитвы и службы дома – но, конечно, не всегда получается полный круг, а в праздники я впервые был поставлен в ситуацию, когда службу нужно было проводить самим. Это удивительное чувство, когда ты сам произносишь все молитвы, которые положено произносить всем верующим (за исключением иерейских молитв). Домашняя служба – колоссальный опыт, который известен русскому старообрядчеству – когда в течению многих столетий они были не по своей воле лишены священства. Многие говорят: они потеряли иерархию. Но это была не просто воля, как у протестантов, отказаться от иерархии и стать беспоповцами. Это была необходимость, перед которой были поставлены люди, не желавшие отказываться от древних устоев. Это было нечто противоположное протестантизму – это было не новаторство, а радикальная верность прошлому, когда за любой элемент православного учения, за любое высказывание и формулу люди были готовы отдать жизнь. Вот это была вера. Люди, русские старообрядцы, которые были лишены соборной молитвы, иерейского таинства и богослужения, красоты и стройности, удивительной гармонии русской православной службы, они с опорой на себя старались сохранить знаменное пение, всю полноту церковного круга, чтобы церковь не иссякла.
Это обращает нас к роли мирянина – его роль в старообрядчестве была главной. Мирянин был основой церковной традиции – и священники, которые, например, переходили к беглопоповцам, уже потом учились у мирян, что такое старая служба, у мирян они узнавали о полноте Традиции и полноте богослужений. Миряне-старообрядцы, русские православные люди, несли на себе богослужебную Традицию.
Это удивительно. Эта Пасха напомнила мне об этом: мы, миряне, обычные православные люди, мы не просто второстепенная часть Церкви – мы и есть Церковь. Да, слава Богу, в нашей православной церкви есть священники, иереи, вся полнота иерархии восстановлена – но религия не в иерархии, православие не в иерархии. Иерархия – необходимая часть Церкви, но это лишь часть. Только все вместе - народ и клир - образуют Церковь.
Сегодня мы привыкли – как они решат, как батюшка скажет, как иерархия скажет – да, это важно. Но на самом деле Церковь – не только они, не только священники, архиереи, диаконы, это все вместе, все православные христиане. И на каждом из нас лежит вся тяжесть ответственности быть христианином – а быть христианином значит понимать наши молитвы – не только их возносить, но и понимать их значение, уметь их произнести, уметь их спеть. По крайней мере, подпеть, если нет полного представления. Понять о чем идет речь. Разбираться в службах, где заканчивается одна часть и начинается другая.
Опыт ответственности за домашнее богослужение в таких критических условиях – совершенно уникальный опыт, который мы должны продолжать. Это не значит, что не надо ходить в церкви – как только они откроются, нам надо туда идти, присутствовать на соборных богослужениях, стоять на службах. Но мы должны осознать, какое это великое счастье, что это есть.
А этого могло и не быть в каких-то критических условиях – в советский период было крайне проблематично, сейчас в эпоху коронавируса это стало недоступно. То, что, казалось бы, на расстоянии вытянутой руки, это великое чудо, надо ценить возможность пойти в церковь, быть частью соборной молитвы. Это настоящее счастье, которое мы недооцениваем, когда оно дано нам слишком легко. Поэтому я думаю, нам нужно осознать, чего мы лишились на Пасху и период карантина, насколько это важно для нас, насколько это прекрасно, насколько это жертвенно со стороны священников, которые неустанно занимаются этим трудом, и духовничеством, и служат службы, свою жизнь отдавая за нас. Мы должны по-настоящему уважать призвание этих людей – речь идет об огромном, колоссальном напряжении. Вот попробуйте подобрать все тропари, кондаки к этому дню, все воззвахи, все гласы для одной службы. Вы поймете, что это целое искусство, это мастерство – это огромный мир, и мы даже не подозреваем о его существовании.
И этот мир не должен быть элементом разделения труда – вот они священники,они дьяконы, пусть служат, а они пусть поют в хоре… Ничего подобного. В полноценной Русской Православной Традиции служба была делом всех. Понимать ее, подсказывать, подпевать, внутренне проговаривать, разбирать слова молитвы, разделять, что за чем следует, уметь дома при крайней необходимости с семьей и близкими (а дом – это наша домашняя церковь) отслужить полный круг церковных молитв – это и есть быть христианином.
Крепкий христианин должен иметь минимальный набор церковных книг и молитв, уметь при необходимости продолжать церковную традицию даже в самых экстремальных условиях.
Мы не знаем, что будет в ближайшее время – многие знаки подсказывают, что мы находимся в последних временах. А в последние времена нельзя рассматривать даже такую вещь как доступ к храму как нечто автоматическое и гарантированное. Это прекрасно, когда есть такая возможность, надо ее ценить - но мы должны быть готовы ко всему, отвечать за себя, за своих близких, за свою семью перед лицом Страшного Суда и нелицеприятного судьи. Мы должны быть православными русскими христианами вне зависимости от всего. Мы должны ставить опору на Бога, на Христа, на веру и на себя. Мы и есть Церковь. Храм – это место, которое по милости Божией нам дано посещать. Да, именно там осуществляются таинства, но христианская молитвенная жизнь (в том числе Пасхальное Богослужение) это нечто иное.
Поэтому мой вывод из вынужденного заточения в карантине относительно христианства именно таков: настоящий русский православный христианин должен быть готов при необходимости в крайних условиях служить дома самому, чтобы не прерывалась Традиция, песнопения, круг, молитвенные правила, чтобы не разомкнулась связь церковного времени. Мы – Церковь. Мы – русские православные христиане. Прекрасно, что у нас есть иереи, архииереи и дьяконы, что у нас есть храмы. Но настоящие храмы – это мы сами, настоящий храм – это Христос, которому мы служим и поклоняемся там, где можем.
Поэтому я не так бы поддерживал радикальные версии о мировом заговоре, который стремится искоренить Церковь Христову и Православие. Православие искоренится, если мы перестанем быть православными христианами, если и мы отождествим религию с чем-то внешним и посторонним. Бог в нас – это не значит, что это некое неопределенное движение души. У нас вся Русская Традиция – все знаменное пение, поклоны, традиции - они сейчас нам доступны.
Давайте запасаться богослужебной литературой, давайте изучать правила богослужения, давайте, когда есть такая возможность, служить сами «беспоповским» чином – это не значит, что мы беспоповцы (мы абсолютные «поповцы», мы христиане, мы при первой возможности пойдем в церковь), но мы должны знать, что могут настать времена, когда необходимо держать веру вопреки всему. Может быть, придется молиться вместе с небольшими общинами, может по домам – кто знает? Главное, чтобы Традиция Православия не исчезала. Более того, важно обратиться к нашим корням – если сравним полноценный круг наших богослужений, это ведь не совсем то, что мы имеем в современном новообрядчестве. Современное новообрядчество – это некий эрзац богослужения, где нам дают лишь частичные, и подчас существенно измененные формы богослужений. Давайте восстановим полноценную богослужебную традицию сами, давайте поддерживать и развивать единоверие, где это является основой церковной и богослужебной практики.
Но самое главное – давайте поймем, что христианин творится отношением к Традиции в полном смысле слова. Не походом в саму церковь, не зависимостью от священника, а Христом в момент святого крещения, когда Святой Дух вселяется в наши сердца. И это факт, это надо культивировать, надо строить вокруг этого нашу жизнь – надо быть самодостаточными, «крепкими», как говорят старообрядцы, христианами. Старообрядцы – это те русские православные люди, которые столкнулись с пришествием Антихриста заранее – он приходит сейчас. И в этом плане их опыт бесценен, и ошибки их важны, и их подвиги и взлеты имеют огромное значение. Давайте, не принимая их отчаянную экклесиологию, будем многому у них учиться – стойкости в вере, православии, и учиться тому пониманию Церкви, которая является основой Православной Традиции.
Церковь – это все мы, русские православные люди.
Христос Воскресе!