Viva la Cultura!
Культура - это "витрина" нашего общества, его яркие отличительные черты, сформированные под действием времени, а также определенных внутренних и внешних факторов, что сопутствовали ему. И в каждой из крупных культур есть некий набор тем и идей, что являются краеугольным отражений той или иной культуры. И тем интереснее проследить этот самый набор идей во всех крупных культурах, таких как отечественная, американская, британская, французская, итальянская, немецкая, японская, китайская, и… скажем, кубинская, о которой кратенько пойдет речь сегодня, и которая, забегая вперёд, ничуть не менее интересна, чем остальные вышеназванные.
Но, прежде всего, необходимо помнить, что Куба - это страна, заселением которой занимались колонисты. Когда речь идёт о подобного рода территориях, их культура, их менталитет, их правила и традиции складываются из культуры, собственно, этих самых колонистов в сочетании с местными обычаями и традициями. И, обычно, на выходе мы получаем нечто, состоящее из двух элементов - культура местного народа плюс культура тех колонистов, которые в своё время сюда прибыли.
Когда мы говорим о Кубе, этот культурный синтез произошёл не из двух культурных пластов, но из трёх, поскольку, к местному населению и к колонистам (испанцам) добавился ещё и третий пласт - африканский, состоявший из рабов, что прибывали сюда вместе с испанцами.
В результате, по прошествии уже достаточного количества времени (дя тех, кто не в курсе, обращаю внимание, что высадка Колумба на Кубе произошла в 1492, а начало заселения испанцами в 1510) мы получаем в свое распоряжении причудливую культуру, что находится на стыке трёх совершенно разных социально-исторических пластов (и это мы ещё не упоминали влияние на эту культуру социалистических начала, что произойдут в середине двадцатого века).
В целом, если определить среди многообразия тем и мыслей, что преследуют кубинское искусство на протяжении всей её истории во всех её проявлениях, если вычленить оттуда тему главную, основополагающую, то это будет тема борьбы, революции, освобождения от гнета сверху, любви к родине, патриотизму. Причем важно заметить, что эта лирика, несмотря на ярко выраженный характер середины двадцатого века на фоне социалистических настроений проявлялась в культуре Кубы ещё задолго до этого, поскольку еще за век до этого имели место быть освободительные настроения и желания быть свободной страной, а не колониальным придатком кого бы то ни было. Так было в 1886, когда, на фоне революционных настроений, в стране отменили рабство. Так было в 1897, когда Куба получила автономию, а в 1902 была провозглашена республикой, что не успокоило страну в полной мере, поскольку, вплоть до прихода ко власти господина Кастро со своей командой, происходила борьба с влиянием извне со стороны её северных соседей, то есть США.
Рабство, колониализм и расовое смешение (среди самых известных писателей этого периода стоит отметить Сирило Вильяверде и его исторический роман “Cecilia Valdes” 1839 года), также патриотизма и борьбы за независимость, широкими красками расцветший с начала шестидесятых годов есть одна из главных тем всего искусства Кубы, что нашла отражение у писателей, поэтов, музыкантов, художников, уличном искусстве, фотографов во главе с Альфонсо Кордой и его циклом фотографий Эрнесто Че Гевары. Даже создание признанной во всём мире кубинской балетной школы было отражением этой самой "борьбы", поскольку еще в 1958 деятельность национального балета была свернута в результате отсутствия интереса к нему со стороны государства, но потребность в искусстве оказалась выше.
Справедливости ради - уже в годы послереволюционные правительство всерьез озаботилось вопросами культуры и просвещения, не только начав решать вопрос всеобщей грамотности, но и всячески поощряя деятелей, готовых работать на благо построения нового общественного строя и развитию культуры страны в целом (в том числе и с темами, что были озвучены выше).
Но не стоит считать эти темы единственными, поскольку тогда мы рискуем ограничить культурную историю страны одной лишь бесконечной борьбой с внешними врагами. Как уже ранее было упомянуто, Куба вместила в себя сразу три совершенно разных культурных пласта - коренной, испанской (первые колонисты были преимущественно с Кастилии, Каталонии, Канарских островов и т.д.) и африканской. И этот своеобразный синтез, который начинал происходить, прежде всего, на плантациях, и привел к тому, что сейчас мы имеем во всех основных видах искусств.
Например в музыке, которая выявляется красноречивым отражением процессов этого самого синтеза культур. "Любовный союз между испанской гитарой и африканским барабаном", - так описывает этот стиль Фернандо Ортис, известный антрополог и музыковед, что освещал своеобразие кубинского искусства в первой половине двадцатого века. Это смешение африканских мотивов и песенных традиций испанского фольклора и привело к специфическому, непохожему на остальных, кубинскому звучанию, сальсе им румбе, как результату смеси этих самых мотивов, и рок-н-ролу как альтернативному популярному жанру молодёжи.
Отдельно стоит рассмотреть вопрос религии на территории современной Кубы. Дело в том, что, большую часть своей истории, своей религии у народа не было. Вернее сказать, её наличие преследовалось по закону. И так продолжалось вплоть до семидесятых годов двадцатого века, и закончилось лишь в 1992, когда в конституции появилась статья о свободе вероисповедания. И, несмотря на превалирующее большинство исповедующих католицизм, многие (в том числе и из этого числа) практикует Сантерию - смесь христианства и африканских религиозных течений. Другими словами, веры народов Кубы есть смесь традиционной светской церкви с такими же традиционными для церковными праздниками (что, однако, не мешает праздновать и новый год первого января, что, надо напомнить, также связано с революционными событиями), и практики обращения к вуду и колдовству, и собственные важные исторические события, одним из главных из которых является десятое октября, или день восстания против Испанского господства.
Безусловно, это - всего лишь верхушка айсберга, её верхний пласт, её начало, и первые шаги по постижению всего многообразия этой культуры. Но даже они, этим первые шаги, уже способны поразить и вдохновить, как и вся история Кубы, чей пример борьбы за свое политическое и культурное "Я" достоин восхищения и подражания…