Куба-США: конец санкций или удушение революции?

22.12.2014

В среду 17 декабря Барак Обама издал указ о восстановлении полных дипломатических отношений с Кубой и открытии посольства США в Гаване. Эти и другие распоряжения, включая возможное исключение Кубы из списка стран, спонсирующих терроризм, уже переданы госсекретарю США Джону Керри. Как указывает издание "Нью Йорк Таймс", этому предшествовали 18-месячные секретные переговоры, которые проходили при посредничестве Римского папы Франциска. [1]

Изменение кубинской политики Вашингтона подается Белым домом в контексте "обновления нашего лидерства в Северной и Южной Америке, завершения устаревшего подхода в отношении Кубы, содействия более эффективному изменению, которое поддерживает кубинский народ, а также наших интересов национальной безопасности".[2]

Американские СМИ отмечают, что в переговорах затрагивался вопрос освобождения американского шпиона Алана Гросса, который был выпущен на свободу и на военном самолете США отправлен домой. Однако умалчивается, что в обмен в США были освобождены трое из пяти кубинских героев, ранее задержанных в США и получивших большие сроки, вплоть до пожизненного заключения, так как не пошли на сделку с властями США. Важно отметить, что именно Куба выступила инициатором обмена своих граждан на Алана Гросса, но американские СМИ подают информацию таким образом, что это победа Вашингтонской дипломатии. Обама радостно заявил, что Гросс отпразднует праздник Хануки у себя дома. Впрочем, миссию Алана Гросса оценивают по-разному. В частности, как "результат дисфункциональной, скеротичной и безмозглой политики".[3] Гросс был направлен Американским агентством по развитию в качестве неподготовленного и не знающего ситуации, при этом он изначально нарушал кубинское законодательство, пытаясь провезти на Кубу запрещенную для ввоза аппаратуру.

Упоминается освобождение еще одного агента ЦРУ Рональдо Саррафа Трухильо, который просидел в кубинской тюрьме около 20 лет, а также готовность Гаваны освободить 53 заключенных, которых США считают политическими.

При этом есть и много спекуляций в отношении России. «Улучшение отношений между Соединенными Штатами и Кубой также может подорвать ожидания России, что Гавана будет на ее стороне в политической и дипломатической конфронтации, которые бывшие сверхдержавы ведут друг против друга», - пишет издание «Лос Анжелес Таймс».[4]

«Вашингтон Таймс» отмечает, что разведка США была обеспокоена недавними соглашениями между Кубой и Россией в области обороны и безопасности.[5] Особенно их беспокоила возможность использования Кубы в качестве одной из баз для стратегической авиации России, так как министр обороны Сергей Шойгу заявил о постоянном присутствии в районе Тихого океана. Венесуэла ранее предоставляла свой аэродром Майкетиа возле Каракаса для самолетов Ту-95, способных нести на борту ядерное оружие.

Куба в качестве базы для российского стратегического оружия является старым кошмаром для Белого дома. В свое время разведывательно-аналитический центр Стратфор был обеспокоен, что если Россия сможет установить ракеты и авиацию на Кубе и в Венесуэле, то при случае сможет парализовать экономику США, так как Мексиканский залив, через который проходит основная часть грузов, можно будет легко блокировать.

Другие СМИ не обошли внимание интерес России к размещению на Кубе станций ГЛОНАСС, визит Президента России Владимира Путина во время его латиноамериканского турне и другие аспекты двусторонних отношений, которые являлись логическим продолжением советской эпохи.

Но если отбросить все спекуляции и попробовать сделать прогноз, то можно прийти к следующим выводам.

Учитывая, что за решением Обамы стоят интересы не только различных НПО типа Human Rights Watch и католической церкви, но также Торговой палаты США и агропромышленного комплекса, можно сделать вывод, что экономический фактор в новой политике Вашингтона в отношении Гаваны будет существенным. А при том, что Куба нуждается в инвестициях и товарах повседневного спроса, скорее всего, США начнут экономическую экспансию, стараясь закрепиться при помощи финансово-экономических инструментов. Вероятно, что будут использованы те же технологии, как и при создании в свое время Североамериканского соглашения по торговле и инвестициям и недавно созданного Тихоокеанского партнерства, куда удалось заманить Колумбию, Чили и Перу. В дальнейшем такая политика Вашингтона может привести к расшатыванию латиноамериканских блоков ALBA, CELAC и UNASUR. И, похоже, такую победу уже во всю празднуют в США. Джеффри Голдберг в издании "Атлантик" в недавней статье описывает свое семейное путешествие на Кубу в марте этого года. Одним из мест его визита был Залив свиней, где пытались высадиться кубинские контрреволюционеры при непосредственной поддержке ЦРУ. Голдберг пишет, что когда его дочь в магазине на Плайя Хирон увидела чипсы Pringles, она сказала: "Мы победили".[6] Данная ремарка является показательной, так как демонстрирует методы воздействия через экономику. Если условная страна начинает потреблять товары и услуги своего геополитического соперника, очевидно, что она работает на его экономику, каким бы путем эти товары и услуги не попадали. И с этих продаж, конечно же, определенный процент идет и в военный бюджет, и на нужды спецопераций. А то, что до недавнего времени США практиковали самые изощренные методы – от применения биологического оружия до организации терактов на территории Кубы, не является секретом.

А вот как видит будущее Кубы в контексте Майкл Тоттен, один из редакторов либерального издания World Affairs. "Однажды Гавана, скорее всего, восстановится. Каждый день я думал о том, как это будет выглядеть, когда не будет эмбарго и запретов на поездки, а будет свободное предпринимательство и политический либерализм. Гавана станет жемчужиной Карибского бассейна и, возможно, даже полушария. Она может испытать необыкновенный бум в индустрии туризма, частично за счет Флориды и Мексики. Путь вперед для кубинского процветания очевиден: привести столько людей, насколько возможно, к мировой экономике и, в частности, американской экономике. Очевидно, что люди хотят этого. Они смертельно больны, будучи отрезанными от большого североамериканского региона, которому они всегда принадлежали до Кастро".[7]

Здесь мы видим явное желание, чтобы Куба снова стала публичным домом США, каковым она фактически и была до кубинской революции, и, возможно, стратегическим узлом, если станет полностью подконтрольна Вашингтону.

Лагерь либеральных интервенционистов, придерживающихся точки зрения об исключительности США уже обосновали новый подход историческими фактами, удовлетворившись, что Соединенные Штаты смогут осуществлять изменения в очередной стране, непосредственно у своих границ.[8]

Теперь от размышлений политологов и журналистов перейдем к документам. И мы там увидим, что США намерены активно продвигать свои национальные интересы на Кубе уже обкатанными в других регионах методами. В официальном заявлении Белого дома значится, что "участие США будет иметь решающее значение, когда это целесообразно, и будет включать в себя продолжение сильной поддержки, направленной на улучшение ситуации с правами человека и демократических реформ на Кубе и других мер, направленных на содействие улучшению условий для кубинского народа".[9]

Если перевести на понятный язык, это означает, что Вашингтон начнет вмешиваться во внутренние дела Кубы, т.к. после восстановления дипломатических отношений и создания полноценных миссий, будет иметь более широкие возможности, чем ранее. Гуманитарные проекты и экспорт информационных материалов также числятся в списке категорий в отношении поездок на Кубу. Отдельный пунктом выделены инициативы, направленные на развитие Интернет коммуникаций на Кубе. Все это создает хорошую почву для проведения "цветной революции" на острове Свободы. Тем более, что актив из политзаключенных может стать ядром новой ручной оппозиции. Кстати, саму Кубу в США продолжают клеймить как «коммунистический режим» и «остров диктатуры», следовательно, все предпосылки для проведения массовых акций протеста.

Кубинцы знают, что США и в последние годы продолжали вести подрывную деятельность против Кубы, но использовали для этого молодежь из стран Латинской Америки - Венесуэлы, Коста Рики и Перу. Получая финансирование с 2009 г. отобранные активисты направлялись на Кубу в качестве туристов. Проект носил кодовое название ZunZuneo и в качестве методов использовался широкий набор практик ЦРУ от секретных коммуникаций до психологической обработки населения.[10]

Такие перспективы заставили некоторых аналитиков задуматься, не является ли эта сделка между Гаваной и Вашингтоном предательством идей кубинской революции?[11] Поскольку за переговорами стоял Рауль Кастро, он и попал под прицел критики идейных антиимпериалистов. А его старший брат Фидель Кастро пока не прокомментировал это историческое решение.

Тем не менее, официальный тон кубинского руководства пока не обнаруживает «сдачи» позиций. Рауль Кастро в своем выступлении, посвященном вопросу двусторонни отношений с США заявил, что "мы должны научиться искусству сосуществования с учетом наших различий в цивилизованной манере". На Кубе также отмечают, что заявление Обамы пока еще не значит практическое снятие санкций с Кубы, так как этому решению будет противиться могущественное антикубинское лобби. Кроме того, Вашингтон подозревают в изменении тактики, а не целей. Конечная цель останентся той же - сделать Кубу экономическим сателлитом США.[12]

Определенный интерес представляет Стратфор в своих оценках новой вехи истории кубано-американских отношений, где выражена вполне реалистическую позицию. В кратком анализе текущей ситуации нет ни слова о России. Вопрос касается ближайшего и самого важного союзника Кубы в Латинской Америке - Венесуэлы. Указано, что Куба помогает Каракасу в сфере безопасности и разведки, помогая выявлять угрозы внутри страны.

В то время как сближение Кубы с США не может немедленно изменить отношения Каракаса с Гаваной, экономические трудности и потенциал для бунтов в Венесуэле может показать улучшение отношений Кубы с Соединенными Штатами в качестве потенциальной угрозы в долгосрочной перспективе.

В конечном счете, будущее Венесуэлы будет основываться на глобальных ценах на нефть и способностях президента Венесуэлы Николаса Мадуро одновременно решать проблемы с беспорядками на улицах и претендентами в правительстве. Наступающий год будет критическим для Мадуро, и он ищет любые способы, которые могли бы обеспечить экономическую отсрочку. С Кубой, открыто взаимодействующей с Соединенными Штатами, Мадуро может иметь дополнительный стимул искать свои собственные отношения с Соединенными Штатами. Фактически, через несколько часов после того, как было объявлено о договоре между США и Кубой по заключенным, Мадуро публично заявил, что Венесуэла будет готова улучшить свои стагнирующие политические связи с Соединенными Штатами.

 «Мадуро будет начинать не с нуля. Ранее в этом году, он назначил кандидата на должность посла в США... также появились сообщения, что Каракас ведет переговоры о возобновлении совместной деятельности с администрацией США по борьбе с наркотиками...» - подводит выводы Стратфор.[13]

Кроме Венесуэлы оптимисты-либералы рассчитывают на аналогичный результат по отношению к Исламской Республике Иран и Вьетнаму. Очевидно, что при таких подходах Вашингтон одним махом сможет решить комплексные вопросы в регионе, демонтировав идеологических соперников и втянув их в зону своего экономического влияния. Однако, Кубе и Венесуэле нужно учесть, что присутствие США в Колумбии и Мексике нисколько не решило ряд внутренних проблем, а, скорее, наоборот, усилило коррупцию, рост тяжелых преступлений и влияние наркокартелей в регионе.

         На наш взгляд нужно обратить внимание и на тот факт, что в официальных заявлениях Белого дома указано, что статус базы США в Гуантанамо во время переговоров не обсуждался. О том, что никаких изменений с базой не произойдет официально подтвердили высокопоставленные чиновники из Совета национальной безопасности США и администрации базы на Кубе.[14]

До нынешнего момента руководство Кубы не признавало легитимность нахождения там американских войск. И в свете последних рассекреченных документах о незаконно задержанных лицах, якобы подозревающихся в связях с Аль-Каидой, а также применявшихся к ним пыткам, роль этого мрачного места и дебаты вокруг него могут усилиться.

Однако адмирал ВМС США в отставке Джеймс Ставридис считает, что с потеплением отношений вопрос закрытия самой большой и старой военной базы в Карибском бассейне и Латинской Америке немедленно будет внесен на повестку дня со стороны Гаваны. При этом он видит возможность закрытия тюрьмы, но обязательное сохранение за США базы ВМС, так как она является важнейшим логистическим узлом для Четвертого флота, занимающегося, помимо основных функций, гуманитарными проектами, спасательными работами после и во время природных катаклизмов, а также медицинской дипломатией.

Интересно, что Ставридис предполагает, что Куба приведет простой аргумент для обоснования закрытия базы: Панамский канал был возвращен Панаме, в других странах Латинской Америки по желанию их руководства также были закрыты точки военного присутствия Пентагона, следовательно, при нормализации отношений то же самое должно быть сделано и в отношении Кубы.[15]

Впрочем, не зависимо от будущего кубано-американских отношений, данное решение Белого дома по Кубе в очередной раз показывает лицемерность американской политики. Барак Обама сказал, что "50 лет показали, что изоляция не сработала. Сейчас пришло время для нового подхода". Если для небольшой страны, которая находится всего на расстоянии 90 километров от побережья США санкции оказались неэффективными, то что говорить о России, которая во многих отношениях имеет больше преимуществ, чем Куба? Неужели Обама думает, что изоляция сработает для Москвы? Мы же должны эффективно использовать данную ситуацию для очередного укрепления своего влияния в Карибском бассейне. Опыт советско-российско-кубинского сотрудничества может быть полезен, но возможны и принципиально новые решения, направленные на ограничение политики Вашингтона.

Сокращенная версия на сайте ФСК


[1] PETER BAKERDEC. U.S. to Restore Full Relations With Cuba, Erasing a Last Trace of Cold War Hostility. The New York Times. Dec. 17, 2014

[3] JEFFREY GOLDBERG. Good Riddance to a Ridiculous Cuba Policy. The Atlantic, DEC 17 2014 http://www.theatlantic.com/international/archive/2014/12/obama-cuba-emba...

[4] CAROL J. WILLIAMS. U.S.-Cuba thaw could erode Russian influence with Havana allies. LA Times, Dec. 18, 2014 http://www.latimes.com/world/europe/la-fg-cuba-us-russia-20141218-story....

[5] Bill Gertz. Intel concerns about Russia-Cuba ties preceded Obama’s deal to dismantle sanctions. December 17, 2014 http://www.washingtontimes.com/news/2014/dec/17/inside-the-ring-us-intel...

[6] JEFFREY GOLDBERG. Good Riddance to a Ridiculous Cuba Policy. The Atlantic, DEC 17 2014 http://www.theatlantic.com/international/archive/2014/12/obama-cuba-emba...

[7] Michael J. Totten. Letter from Cuba: To Embargo or Not.

http://www.worldaffairsjournal.org/article/letter-cuba-embargo-or-not

[8] Gordon Adams. The Liberal Fallacy of the Cuba Deal. FP, December 19, 2014

http://foreignpolicy.com/2014/12/19/the-liberal-fallacy-of-the-cuba-deal...

[9] Fact Sheet on Steps to Chart A New Course in Cuba. THE WHITE HOUSE. Office of the Press Secretary. 17 December 2014 http://iipdigital.usembassy.gov/st/english/texttrans/2014/12/20141217312...

[10] US CONTRACTS LATIN AMERICAN YOUTH FOR SUBVERSION IN CUBA? 30 October 2014

http://cuba-solidarity.org.uk/cubasi_article.asp?ArticleID=183

[12] Miami Five are free, now we must end the Blockade! 21 December 2014

http://cuba-solidarity.org.uk/news.asp?ItemID=2625

[13] The United States and Cuba Begin Restoring Relations, Stratfor, DECEMBER 17, 2014

http://www.stratfor.com/geopolitical-diary/united-states-and-cuba-begin-...

[14] Carol Rosenberg. Guantanamo not part of U.S.-Cuban bargain. Miami Herald, 12/17/2014 http://www.miamiherald.com/news/nation-world/world/americas/guantanamo/a...

[15] James Stavridis. Opening Cuba and Closing Gitmo? FP, DECEMBER 19, 2014

http://foreignpolicy.com/2014/12/19/opening-cuba-and-guantanamo-naval-st...