Формирование кубинской идентичности и ее эволюция в общественно-политической системе

08.09.2021
Интервью с Еленой Марией Диас Гонсалес, профессором Латиноамериканского факультета социальных наук (FLACSO).

Савин: В одной Вашей статье отмечено, что кубинская идентичность ассоциируется с неким «своеобразием». Можете объяснить это поподробнее?

Диас Гонсалес: слова «идентичность» и «своеобразие» тесно взаимосвязаны по значению и по отношению к социальному процессу. Можно сказать, что коллективная идентичность – это процесс, посредством которого его индивиды становятся частью истории, имеют общие корни, традиции, образ жизни, обычаи, цели, убеждения, ценности, взгляды и черты. 

Стоит также отметить, чувство принадлежности, обязательство и участие в социальных и культурных практиках, которые выделяет кубинский психолог Каролина де ла Торре.  Тем не менее, идентичность – это также результат структурных основных процессов, которые оказывают воздействие на людей посредством происходящих экономических, политических и социальных событий как извне, так и внутри. В происходящих событиях значимую роль играет идеология, которая направляет, пропагандирует и формирует некий образ мыслей. 

В постоянном процессе социального формирования прочно укрепляются самооценка и коллективное сознание, которое продолжительно во временном контексте так же, как и в динамическом процессе обновления и/или утверждения. С другой стороны, таким образом формируется основной рычаг структуры, который сохраняет модели поведения, свойственные для всех образы жизни и мышления, а также формируется объективное выражение, то есть некое самовосприятие, или своеобразие.

В качестве примера кубинской идентичности можно привести следующее. Остров Куба был обнаружен Европой в конце 15 века, 1492 года, когда к его побережью приплыли испанские мореплаватели, которые шли обратным путем, чтобы приплыть в Индию. До этого времени Америку, или так называемый Новый Мир, не знала цивилизация, которая на тот момент считалась единственной в западном мире.

В привычный образ коренного населения вмешались прибывшие мореплаватели, в результате чего произошла встреча двух культур, и вместе с процессом колонизации народ подвергся жестоким условиям рабства, к которым его приговорили, а затем и к потере самой территории.

 Это раннее исчезновение рабочей силы потребовало замены из-за необходимости использования новых завоеванных земель для обогащения испанской метрополии. В связи с нехваткой рабочей силы для продолжения колонизации испанцы начали привлекать африканских рабов, чтобы осваивать плантации сахара и кофе. В период с 1790 по 1800 год насчитывается около миллиона рабов африканского происхождения, которые были привлечены на Кубу.

Эту группу людей принудительно заставили покинуть родные земли и близких людей. Но это не сломило их, а сделало сильнее, сформировало в них дух неповиновения и различные настроения борьбы за свободу, в результате чего маронам или рабам удавалось сбегать из мест заточения. В XIX веке в качестве меры защиты собственной сахарной промышленности на Антильских островах англичане начали оказывать давление на Испанию, чтобы она ликвидировала рабство. 

Таким образом, корни кубинской идентичности берут свое начало от этих трех групп, имеющих разное происхождение и культуру: испанцы, которые стремились получить богатство на новых землях и вторглись в эти территории в качестве иммигрантов; чернокожие рабы и порабощенные китайцы. Этот процесс внутреннего смешивания кубинский антрополог Фернандо Ортис называет транскультуризацией, поскольку исходные культуры были интегрированы с элементами их соответствующего происхождения, привнося традиции, обычаи, образы жизни, художественные проявления, религиозные убеждения, общие и иные ценности и черты. 

Чтобы показать это на примере, Ортис сослался на этот культурный процесс, сравнив его с традиционным кубинским блюдом «ахиако» (картофельный суп).  Это блюдо возникло в результате кормления рабов остатками пищи их покровителей, которое в то время превратилось в суп, вбирающим в себя несколько продуктов. 

Ортис подчеркивает быстроту этого процесса слияния и говорит, что культурный масштаб, который Европа пережила более четырех тысячелетий, на Кубе произошел менее чем за четыре столетия. Также подчеркивает роль черной культуры, которая характеризуется тремя проявлениями Кубы: искусством, религией и коллективной эмоциональностью, пронизывающей ее своей благодатью, очарованием и силой сопротивления, чтобы пережить бессмысленность своей истории, столкнувшейся с жестокостью рабства. И среди прочих вкладов Ортис отказался от использования расовой концепции, которую он считает обычной и неопределенной.  Согласно его мнению, все сводится к культуре. 

С учетом всех этих элементов, относящихся к корням, чтобы понять кубинскую самобытность необходимо понимать также структурное многообразие ее формирования, процесса борьбы за независимость и ликвидации рабства, которое было на Кубе в XIII и XIX веках, на первом этапе против метрополии Испании, а затем против господства неоколониализма правительства Соединенных Штатов. Этот контекст знаменует собой интенсивный период в истории Кубы, который начинается с провозглашения Карлосом Мануэлем де Сеспедесом войны за независимость и ликвидации рабства. В этот период происходят две войны, которые велись против испанской армии; первая, растянувшаяся на десять лет (1868/1878), с генералом Антонио Масео, мулатом необычайного мужества и этики, и генералом доминиканцем Максимо Гомесом, который принял кубинскую борьбу как свою, как основных лидеров. Сорвав эту первую борьбу, Хосе Марти, наш национальный герой, вызвал то, что он назвал необходимой войной, и вместе с генералами предыдущей войны, организовал в 1895 году новую битву, в которой оказался победителем перед превосходящим врагом по количеству и оружию. Но этот процесс был прерван вмешательством правительства США, которое установилось в новой зарождавшейся республике, навязывая свое экономическое и политическое господство. Таким образом, назревало, столкнувшись с большими препятствиями, но прежде всего с целью достижения суверенитета, чувство принадлежности и прогрессивного общего сознания национальной идентичности. 

 Борьба Фиделя Кастро и других соответствующих лидеров, таких как Рауль Кастро и аргентинский партизан Эрнесто Че Гевара развернулась против диктатуры Фульхенсио Батисты в 50-х годах, укрепив преемственность этого процесса, впоследствии достигла революционного триумфа 1 января 1959 года. Революционный процесс, в результате которого за 60 лет произошло огромное количество социальных преобразований и преодоление неблагоприятных условий, навязываемых правительством Соединенных Штатов путем блокады острова, укрепил лучшие черты кубинской самобытности.

Савин: Какую роль сыграли Советский Союз и Россия в формировании современной кубинской идентичности?

Диас Гонсалес: После триумфа кубинской революции в 1959 году острову пришлось противостоять различным агрессиям со стороны правительства США, а именно пресечению покупки кубинского сахара и отказу торговле топлива. На этом фоне СССР разработала важные политические меры, необходимые для правительства Кубы. Это стало невероятным открытием для кубинского народа, в результате чего сформированные противником стереотипы посредством воздействия СМИ потерпели крах, и людям пришла по душе социалистическая идеология. В первые годы нередко даже говорили: «Если Фидель коммунист, то внесите меня тоже в этот список, я согласен с ним». В это время наблюдалось прогрессивное признание общества, показывавшее совершенно иные ценности и модели поведения перед лицом врага, стремящегося уничтожить революцию.

Эта помощь на протяжении многих лет укреплялась различными соглашениями, особенно связанными с поставкой вооружения для обороны страны. Эти важные договоры, совместное путешествие в космос кубинца Арнальдо Тамайо в 1980 году вместе с Юрием Романенко стали основными этапами участия СССР в нашей истории. Кубинский народ начал ценить и глубже знакомиться с историей русской революции, особенно отдавая почтение героической обороне русских солдат от фашистских войск во Второй мировой войне.

Русская культура распространилась по всем частям страны. Так, Кубинский институт Книги опубликовал такие значимые произведения русской мысли, как полные собрания Ленина. Также было опубликовано другое сокровище русской литературы: «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, рассказы Чехова. Русский кинематограф тоже не остался в стороне, знакомя кубинцев с огромным количеством культовых фильмов и с представлениями самого русского народа. Среди таких фильмов, которые тронули сердца многих кубинцев, выделяются: «Девять дней одного года», «Когда улетают аисты», «Москва слезам не верит».  Помимо этих культурных процессов, в Кубу также наносили визит многие русские гости, которые без каких бы то ни было условий предлагали свою помощь в различных областях культуры и науки, обещая при этом лишь огромное будущее народу.

В то время поколение юных революционеров впервые получило возможность познакомиться с докторами наук различных областей, я, например, до сих пор храню в памяти воспоминание, о котором я рассказываю многим коллегам, - о познании и любви русской души - сильной, необъятной и щедрой.

Познакомиться с Виктором Вольским, тогдашним директором Института Латинской Америки, героем Второй мировой войны и просто человеком твердых этических убеждений, было большой честью, то же самое стоит сказать и про других русских деятелей из различных сфер и специальностей. Посетить места культурного наследия Москвы, побывать на Красной площади и увидеть храм Василия Блаженного, подняться по его устаревшим ступенькам, словно сквозь время, удивляясь и поражаясь силе времени, воочию увидеть важные достижения на представленной Введенской ярмарке, или побывать в Большом театре и увидеть балет «Дон Кихот», - все это незабываемый опыт. Особенно очень трогательны воспоминания о том, как незнакомые люди помогали мне в различных ситуациях и простодушно радовались, когда узнавали о том, откуда я.

На Кубе сохранилось много всего русского, одним из наиболее отражающих символов дружбы двух наций считается православный храм Казанской Божией Матери, крупнейшее физическое сооружение этой религии в Латинской Америке, возведенное с золотыми куполами в 2008 году на берегу Гаванского залива. В 2016 году Папа Римский Франциск и русский православный Патриарх Кирилл встретились в кубинской столице и обнялись в знак мира и братства. 

Также другим проявлением русского присутствия в нашей идентичности, полагаю, можно считать и огромное количество имен русского происхождения у самих кубинцев, таких, как Наташа, Иван, Юрий, Владимир, Игорь, Алексей и многие другие. Именно это по-настоящему доказывает влияние русской культуры на кубинскую идентичность.

Савин: Учитывая постоянные попытки установить контроль над Кубой, в чем заключается роль США?

Диас Гонсалес: Отношения между нашей страной и правительством США исторически складывались в отрицательном ключе. Ранее уже был упомянут результат войны против Испании и неоколониальное вмешательство США в остров, главным и недопустимым элементом которого является присутствие с тех пор и по сей день американской военно-морской базы в Гуантанамо, навязанной так называемой поправкой Платта вопреки воле Кубы.

Агрессия правительства Соединенных Штатов против Кубы началась с самого начала революционного триумфа, а впоследствии усилилась торговой, экономической и финансовой блокадой, введенной с 7 февраля 1962 года и получившей в 1992 и 1995 годах законодательную силу под названием закон Хелмса-Бертона, который распространяет свои действия на третьи страны. Эти меры в последнее время усилились в связи с политикой экс-президента Трампа. 

В ходе 28 последовательных заседаний Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций было проголосовано за резолюцию Кубы об отмене блокады, последняя в 2019 году была принята 187 голосами против 3 при 2 воздержавшихся. Этот почти единодушный отказ в мире не вступил в силу, но показывает, насколько признано незаконное и несправедливое окружение острова.

Кубинскому народу известно это, и он страдает от этой блокады. Однако на территории США проживает много иммигрированных кубинцев: некоторые – по политическим причинам (ненависти и преследованию), другие-, большинство кубинского происхождения, мечтают об окончании блокады и возможности увидеть своих родственников на острове.

Важно понимать, что кубинский народ может отличить навязанные правительством политические причины, против которых идет постоянная борьба, от сущности самого народа США. Нам известны различные проявления дружбы, исходящие из этой страны, а также внутренние движения на самой территории США, которые призывают прекращения блокады и даже стремятся обеспечить защиту Кубе. Ярким примером тому может служить случай, произошедший в 1960 году, с Фиделем Кастро, который посетил эту страну, для того чтобы принять участие в Генеральной Ассамблее ООН. Однако некоторые отели Нью – Йорка отказали кубинской делегации в размещении, и только отель Тереза в Гарлеме предоставил им места по инициативе движения чернокожих. Там встретились Фидель и Малкольм Икс и обсудили вопросы по борьбе с гнетом. Намерение правительства уменьшить воздействие молодого кубинского руководства было соврано внутренними действиями американского народа.

В результате интеграции культур были созданы общие связи. В качестве примеров можно привести проявления в искусстве: джаз, который высоко ценится на Кубе, личности, которыми восхищались во все времена, такие как Элвис Пресли и его рок-н-ролл; Майкл Джексон и его танцы; или песни Барбры Стрейзанд, которые высоко ценятся на Кубе. В Америке также известны и ценятся кубинские деятели искусств, такие как пианист и композитор Чучо Вальдес, многократный лауреат премии Грэмми, песни Трубадура и поэта Сильвио Родригеса, кубинский балет Алисии Алонсо и многие другие.

 В качестве примера также могу поделиться личной историей: одна из преподавательниц участвовала в академическом обмене с Гаванским университетом. Она призналась мне в начале своего пребывания, что ей приходилось говорить людям на улице о своей национальности, поэтому она делала вид, что из другой англоязычной страны. Я убедила ее сказать правду, и ответ был для нее неожиданным, вместо отказа она нашла восхищение и доброту, кубинцы оценили ее храбрость при посещении острова и высоко оценили ее солидарную позицию с Кубой.

Савин: В современном мире социальные сети играют очень важную роль, в результате чего появляются многочисленные исследования, связанные с возможным влиянием киберпространства на общество и людей в целом, не говоря уже и о политическом влиянии и важном значении сетей, однако на Кубе использование социальных сетей ограничено. Какие могут произойти культурные, социальные и антропологические изменения в случае их распространения?

Диас Гонсалес: Действительно, проделаны важные исследования в этой области. Я недавно прочла синтез некоторых довольно интересных идей, которые Вы сформулировали в написанной Вами книге о киберпространстве. Также огромный вклад в это дело сделал писатель Игнасио Рамоне, приравнивающий силу СМИ к финансам.

Сама природа общения и его масштабность значительным образом повлияли на многие аспекты жизни, начиная от самого знакомства и скорости процесса и заканчивая воздействием на политику. Можно считать, что многие социальные события современности связаны или даже происходят в результате распространения СМИ и его силы, которую оно приобретает.  Что касается ведущей роли Латинской Америки, все говорит об обратном, что обусловлено различными факторами, а также и манипуляцией самого СМИ, которое приобрело значительный вес. Хотя складывается благоприятная обстановка, которая может предотвратить эти процессы, опасность все еще остается.

Тем не менее, также благодаря технологическому прогрессу всем стали доступны знания и стало возможным совместное формирование, будущее выражения и социального диалога невероятно. С получением доступа к сетям грядут перемены в культуре, прежде всего это касается выбора достоверных источников, актуальности происходящих в мире событий и понимания точек соприкосновения, которых раньше не существовало.

Безусловно, в нашей стране доступ к социальным сетям ограничен, что произошло по большей части в результате блокады и процесса культурного развития, которые сместили коммуникационные технологии на второй план. Однако, несмотря на это, у кубинского общества наблюдается заметный прогресс в решении этой проблемы.

Под важными достижениями имеется в виду создание сети технологических центров «Клуб молодых» в 1987 для внесения вклада в процесс социализации и информатизации общества. На данный момент в стране насчитывается более 600 центров, находящихся во всех муниципалитетах Кубы. Центры предлагают курсы обучения и профессиональной подготовки по компьютерному обеспечению, веб-дизайну, созданию программ, управлению данными и другое. 

С декабря 2018 года сеть мобильных данных расширилась и многие дома получили доступ к Интернету с помощью платформы Наута Огар (Nauta Hogar). В 2019 году в Кубе уже 7,1 миллионов человек имели доступ к Интернету посредством различных способов, что равняется около 63% всего населения. Пользователей мобильных данных острова насчитывается уже 3, 4 миллиона, и более 650 000 тысяч человек пользуются услугами 4G уже год после активации мобильного Интернета. Действующих телефонных линий мобильного устройства на сегодняшний день более 6 миллионов, а пользователей около 650 000.

Другим положительным аспектом является распространение цифровой коммуникации в качестве рычага правительства, что влияет на эффективность руководства, а также способствует прозрачности главных принципов политики за счет вовлечения народа в процесс. За последнее время в результате борьбы с эпидемией и перехода на дистанционный формат обучения предпочтение отдается курсам виртуального обучения, которые предназначены для всех уровней, начиная от начального образования посредством телевидения и заканчивая магистратурой в университете с помощью использования бесплатных цифровых платформ. 

По некоторым оценкам в нашей стране до сих пор существуют опасения, что этот доступ может оказать негативное политическое влияние на население из-за возможной сильной критики общества. Тем не менее, не стоит забывать, что доступ к сетям привел к массовому повышению осведомленности, поскольку люди способны обнаружить ложные новости о кубинской реальности, распространяемые врагом с намерением вызвать внутреннюю оппозицию. К счастью, такие новости легко распознать народу, который обладает высоким уровнем образования и осведомлен о действительности и уровне развития собственной страны. 

 Тем не менее, над этой важной сферой коммуникации предстоит еще работать. Многие считают ее главной ареной противостояния идей в глобальном масштабе, но недостаточно обладать глубокими убеждениями: важно передавать и распространять их.

Савин: как кубинский народ проявляет себя в нынешних условиях  перехода к мировой многополярной системе?

Диас Гонсалес: идентичность, или кубинские особенности, формируют этическая/политическая система и ее лидеры совместно с интернационалистическим руководством. Известный американский социолог Ноам Хомски недавно заявил, что Куба является самой сплоченной страной в мире. Эта маленькая страна, не имеющая больших ресурсов, находящаяся в блокаде в течение 60 лет и под воздействием пандемии Ковид-19, добилась и продолжает добиваться впечатляющих результатов в международном сотрудничестве.

 Члены 52 бригад контингента "Генри Рив" по просьбе ряда правительств оказали содействие в борьбе с пандемией Ковид-19 в 39 странах, 22 из которых находятся в регионе Северной и Южной Америки. В состав этих бригад вошли 28 тысяч специалистов, уже работающих в 58 странах. 

Для сплоченности необходима определенность, как в форме ее предоставления, так и получения, а история Кубы не забыла опыт Солидарности и других стран, примерами которых являются: Максимо Гомес, доминиканский генерал войн против Испании, и аргентинский партизан Че Гевара, известный революцией. Кроме того, многочисленная поддержка оказывается Кубе из многих стран и регионов, таких как Канада, несколько стран Латинской Америки и Соединенные Штаты. 

В 2005 году в связи с ураганом "Катрина", обрушившимся на территории Соединенных Штатов Луизианы, Миссисипи и Алабамы, Фидель создал международный контингент, специализирующийся на ликвидации последствий стихийных бедствий и серьезных эпидемий. Помощь была предложена правительству США, но она не была принята. Фидель назвал его Генри Рив как дань уважения американскому боевику, который участвовал в кубинской войне за независимость против Испании. Таким образом, героизм главного героя воспринялся Кубой как собственный. Для Фиделя: "быть интернационалистами - значит отдать должное человечеству. Тот, кто не способен сражаться во имя других, никогда не будет способен сражаться во имя себя.

 Латиноамериканская Медицинская школа (ELAM), открытая 15 ноября 1999 года, подготовила около 30 тысяч врачей в более чем ста территориях с целью практиковать медицину в своих странах, прививая ценности солидарности. Другим примером является" миссия чудо " - офтальмологическая программа, которая с 2004 года вернула или улучшила зрение более чем трем миллионам пациентов из 35 стран региона Латинской Америки и Карибского бассейна и Африки. Кроме того, кубинский интернационализм охватывает и другие области, представляющие большой интерес, такие, как образование, культура и спорт. Программа "Я могу, я могу", разработанная и осуществляемая Кубой, позволила 10 миллионам 500 тысяч человек научиться читать и писать в 32 стране С. "Я смогу" была удостоена премии ЮНЕСКО в области грамотности имени короля Седжонга 2006 года. 

Контингент "Генри Рив" провел тысячи миссий в других странах, например, в борьбе с эпидемией вируса Эбола в Западной Африке, где присутствовали 256 кубинских специалистов здравоохранения. Всемирная Организация Здравоохранения наградила в 2017 году, во время 70-й Всемирной ассамблеи здравоохранения, премией общественного здравоохранения в память доктора Ли Чон Ука контингента «Генри Рив». 

 Куба показала себя настоящую всему миру этим действием, которое лежит в основе человеческой солидарности как ее величайшей этической ценности.

Савин: какой Вы себе представляете идеальную социально-политическую систему  для Кубы?

Диас Гонсалес: Куба является социалистической страной, таковой она является с тех пор, как в 1961 году перед лицом нападения на южное побережье Плайя-Хирон, известного как Баия-де-Кочинос, которое было инициировано американским правительством, Фидель Кастро провозгласил его с одобрения и участия своего народа; с этой убежденностью он боролся за победу. Принятие этой системы, которая предполагает готовность Кубы защищать свой суверенитет и принимать свои собственные решения, вызывает огромное недовольство со стороны этого правительства на протяжении более шестидесяти лет. 

Че Гевара высказал мнение, что главная цель социализма - создание нового образа общества, трансформация человека как сознательного субъекта социальной трансформации,  созидание и рождение нового человека, постоянно меняющегося и исправляющегося, что отражено в его поведении и Кодексе ценностей. Его идея основана на глубокой идентификации с идеями Фиделя Кастро, в качестве основных ценностей которого выделяются достоинство, социальная справедливость и солидарность. 

Оплотом системы является кубинское образование с его универсальным и бесплатным характером, охватывающим все уровни, которое способствует развитию потенциала всех людей; включая специально созданные школы для людей с ограниченными возможностями. Школы искусств, физкультуры и спорта развивают талант и способности к творчеству и спорту. 

Система здравоохранения на Кубе является универсальной, бесплатной и доступной. Первая врачебная помощь на Кубе принесла значительные результаты, особенно в результате внедрения и разработки модели профилактической семейной медицины с 1984 года. Эта модель способствовала формированию базовых показателей: младенческой смертности-менее пяти на тысячу населения, ожидаемой продолжительности жизни-76 лет (и 80 для женщин), что близко и даже выше, чем в некоторых промышленно развитых странах. С другой стороны, важен прогресс в научных исследованиях в области здравоохранения, достигнуты важные результаты, среди которых сегодня есть пять вакцинных кандидатов против Ковид-19, а самый продвинутый из них имеет название "Soberana 02", в настоящее время успешно проходит этап №3. 

Важно также социальное обеспечение, кубинское общество заботится о каждом. Необходимо достичь социальной справедливости и гуманизма, ясного понимания солидарности как компаса поведения, рационального неприятия эксплуатации, всех форм дискриминации и ассимиляция из разума борьбы за другой образ жизни и бытия. 

В сложное время усиления блокады и распространения коронавирусной пандемии проект правосудия кубинского социализма сталкивается с серьезными вызовами, при этом возрастает нехватка населения, в частности продовольствия и медикаментов, что приводит к негативным последствиям. Тем не менее, удалось надолго сохранить ценности и воспользоваться только сильной стороной. 

Социализм по-прежнему является системой, которая может служить для этих альтруистических целей, для этой утопии, к которой общество постепенно приближается, не позволяя себе решить надвигающиеся проблемы.

Опубликовано на испанском языке в журнале "Ибероамериканские тетради".