День памяти Дионисия Ареопагита
Вчера наша церковь отмечала день памяти Дионисия Ареопагита. Это настолько важный святой, а его тексты имеют такое большое значение для православного миропонимания, что о нем точно надо говорить, поминать и размышлять.
Дионисий Ареопагит был греческим философом, которого обратил в христианство святой апостол Павел. Он стал первым епископом Афин. Позднее он был послан проповедовать в Галлию, где, по преданию, обрел мученическую кончину. По-гречески Ареопаг означает холм Ареса, эллинского бога войны.
Парижский Мон Мартр означает также Холм Марса, бога войны, или холм Мученика. Он назван так как раз в честь Дионисия Ареопагита, ставшего первым епископом Парижа. Здесь, на Монмартре, он был обезглавлен вместе с пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием, чья память отмечается также 16 октября. Враги Христа отрубили трем мученикам головы.
Христианская традиция гласит: после обезглавливания Дионисий взял отрубленную голову в руки, омыл её в источнике и прошёл примерно 6 километров. Там, где он упал замертво, основали место, которое впоследствии стали называть Сен-Дени.
Самое важное в личности святого Дионисия Ареопагита – это встреча эллинской философии с христианской религией. Он был умнейшим из греков, платоником, мыслителем. Но учение святого апостола Павла оказалось еще более истинным и великим. То, что эллины почитали на алтаре Неведомого Бога, Бога апофатического, неизвестного, предшествовавшего бытию, стало Богом-Троицей.
Об этом объявил в Ареопаге апостол Павел. Многие эллины слушали речи этого экзотического проповедника. Но только один услышал и понял по-настоящему. Святой Дионисий Ареопагит. И он последовал за Павлом, а значит, за Христом. Ведь Павловы уста – Христовы уста. И он продолжал идти во след Христа, Неведомого доселе для эллинов Бога, и после своей мученической кончины. 6 километров – серьезная дистанция в руках с собственной головой. Но это чудо – лишь следствие внимательного отношения к простым и тихим словам святого апостола Павла.
Ведь Павел говорит: а мы исповедуем Христа распятого, иудеям соблазн, эллинам же безумие. Но для истинного эллина, для платоника и апофатика истина выше Ума. Поэтому то безумие, которому учит апостол Павел – это святое безумие, безумие Любви, которая ничего не хочет взамен, и бессмертия, попирающего законы плоти.
Дионисий Ареопагит выбрал именно его, это безумие, и исповедовал Христа Распятого. Возможно, он был первым из эллинов, кто по-настоящему понял, о чем говорили апостолы. И уверовал, и преодолел смерть.
Скептические историки считают, что тексты, вошедшие в церковную традицию под именем Дионисия Ареопагита – апокрифы, написанные не ранее 5 века (а сам он жил в конце 1 века). Так много в них прямых пересечений с гениальным неоплатоником Проклом. Но и в житие святого Дионисия, и в текстах корпуса Ареопагита мы видим одну архетипическую ситуацию: высшая греческая мудрость, платонизм, созерцание световых иерархий, идей и небесных существ озаряется надмирным и нетварным светом Христа, принимает и просветляется Христом и его Церковью.
Это один и тот же момент воцерковления эллина. Христианство открыто для всех, но каждый народ понимает его по-своему. Для иудея – это мессия, которого так долго ждали. Для варвара – это великая спасительная сила, мощь и любовь, открывающая ему глаза. А для эллина – это пик свободной и изысканной, великой мысли. Это вершина мистического созерцания. Это кульминация напряженного вглядывания в сущность вещей. Эллин воплощает в себе культуру, где мысль возведена в абсолют. Это культура Логоса, Слова, первичного космического и сверхкосмического Интеллекта. Но когда эллин воцерковлен, то во главе его философии, на алтаре Неведомому Богу помещается еще нечто, что эллин не знал. Но теперь узнал. Это Христос, Сын Бога Живого. Отдавший свою жизнь за спасение каждого из нас. И когда эллин это понял, когда он принял это священное светлое безумие, ему больше не нужна была голова. И Дионисий Ареопагит омывает ее в источнике и идет в квартал Сен-Дени. А на месте его мученической кончины будет возведен Сакр Кер – Храм Сердца Господня. Не в голове дело, но в сердце. И позднее в исихастской практике святого Григория Паламы, на Святом Афоне метафизика живого сердца, созерцающего нетварный Фаворский свет, достигнет апогея.
Именно об этом и житие Святого Дионисия Ареопагита, и весь корпус ареопагитических текстов, вершина христианского богословия и вместе с тем апофеоз эллинской мысли. Воцерковленной эллинской мысли.
Всего доброго, вы смотрели «Директиву Дугина» о святом Дионисии Ареопагите.
Дионисий Ареопагит уверяет: ангелы ближе к нам, чем мы думаем. Но еще ближе, чем ангелы и намного ближе к нам, чем мы сами – Бог, Истинный и Живой. И царство его, которое внутри.
Смотрите архив передач - http://tsargrad.tv/