В текущих условиях отсутствия глобальной безопасности, война по воле случая становится реальной угрозой
Прежде всего, я хотел бы выразить искреннюю благодарность организаторам этого мероприятия за предоставленную нам возможность принять участие в этих дискуссиях и выступить с речью. Хотя я не согласен с некоторыми из выступивших, общение с такой яркой аудиторией, безусловно, полезно и приятно.
Здесь говорилось, что английский язык – это „язык империи”. Во-первых, давайте разберемся, что такое империя. Бывшие империи по географическим параметрам сегодня уже не актуальны. По моему скромному мнению, империя – это страна, которая экспортирует энергию – политическую, экономическую, технологическую и военную. При рассмотрении понятия империи с этой точки зрения можно констатировать, что сейчас в мире существует три империи. Соединенные Штаты – это политическая, военная, экономическая и технологическая империя, Россия – политическая и военная империя, а Китай – экономическая, технологическая и политическая империя. Очевидно, что мы живем сейчас в многополярном мире.
Что касается глобализации, то я хотел бы подчеркнуть, что я не глобалист, но и не антиглобалист. Я думаю, что глобализация имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В настоящее время одним из наиболее пагубных последствий глобализации является глобализация опасности, угрозы и непредсказуемости. Сегодня практически все страны Евразии, и не только, испытывают то, что мы называем отсутствием безопасности.
Главная причина в том, что система международной безопасности, европейская система безопасности, созданная после Второй мировой войны, так называемая Ялтинская и Потсдамская система безопасности, давно прекратила свое существование. И до сих пор мы не наблюдали серьезных тенденций к созданию какой-либо другой системы, способной заменить ее.
Сегодня мы живем в мире, где друг вашего друга может быть вашим врагом, а друг вашего врага – вашим другом. Мы живем в чрезвычайно взрывоопасном мире.
Предыдущие ораторы коснулись ситуации в Иране. Я не собираюсь анализировать нынешнюю ситуацию в Иране и вокруг него, но хотел бы остановиться на ряде вопросов, вызывающих озабоченность.
Я просто хотел бы изложить некоторые соображения с учетом опасного развития событий вокруг Исламской Республики, поскольку Вашингтон и Тегеран по-прежнему находятся в тупике в продолжающемся противостоянии, конца которому не видать.
Несмотря на некоторые недавние позитивные тенденции и шаги, которые позволили снизить риск возможных военных действий против Ирана, ситуация вокруг Исламской Республики Иран остается весьма взрывоопасной. Попытки США сформировать новую коалицию стран для противодействия тому, что они считают новой морской угрозой со стороны Ирана, развертывание военных кораблей в Персидском заливе, захват нефтяных танкеров и уничтожение военных беспилотников создали ситуацию, когда военные действия с большей вероятностью будут спровоцированы не политическим решением одной из основных участвующих сторон, а так называемой „войной по ошибке”.
Учитывая большое число ключевых игроков и заинтересованных сторон в этом процессе, как государственных, так и негосударственных субъектов, не исключено, что один из них может попытаться спровоцировать конфликт, представленную под видом „случайной войны”.
В случае наихудшего возможного сценария – боевых действий и войны – очевидно, что наземная операция против Ирана практически невозможна. В первую очередь, из-за географии – речь идет о горных хребтах вдоль границы, пустынях на Востоке, болотах на Юге и в Турции на Востоке, не позволяющих американским войскам использовать эти земли для вторжения в Иран.
Но также очевидно, что география театра военных действий значительно расширится по всему региону. Военные операции могут охватить страны, вовлеченные в войну непреднамеренно. В результате число стран, участвующих в боевых действиях, резко возрастет, и боевые действия растекутся на весь Ближний Восток – от Сирии до Ообъединённых Арабских Эмиратов, от Ирана до Саудовской Аравии и так далее.
В случае боевых действий против Ирана, более чем вероятно, что Тегерану потребуется от четырех до шести месяцев для разработки собственного ядерного оружия. Некоторые эксперты склонны считать, что ситуация вокруг Исламской Республики Иран гораздо сложнее, чем в случае Карибского кризиса, утверждая, что в последнем участвовало только две стороны, и им было гораздо легче найти выход, в то время как в случае с Ираном, как уже отмечалось, явных и скрытых ключевых субъектов гораздо больше.
Более чем очевидно, что, в случае боевых действий или войн, невозможно просчитать все сценарии, но ясно одно: массированные авиаудары по Ирану вызовут большой приток беженцев из этой страны. Скорее всего, Турция закроет свои границы, и эти потоки пойдут на Север к границам с Арменией и Азербайджаном.
Это создаст серьезную угрозу не только для Армении и Азербайджана, но и для России. Некоторые российские военные эксперты уже заявляли, что России придется увеличить и консолидировать численность своих пограничных войск на армяно-иранской границе, взять под контроль и азербайджано-иранскую границу, а также реальную границу между Нагорным Карабахом и Ираном.
В случае такого развития событий, Азербайджану может быть трудно одновременно сидеть на разных геополитических стульях, и официальный Баку с большей вероятностью позволит России взять под контроль свою границу с Ираном (включая его эксклав Нахичевань), поскольку большой поток беженцев станет источником серьезной внутриполитической нестабильности.
Враждебные действия против Ирана не принесут ни одной из сторон ни военных, ни политических побед. Все проиграют. Но нет сомнений, что Россия получит самые большие политические дивиденды, а может и Китай. Возможные боевые действия против Ирана значительно повысили бы роль России, и роль посредника не может взять на себя никто иной, как Москва. Китай может также оказать помощь Москве.
Российско-иранские отношения уже обретают стратегические союзнические качества. В качестве доказательства можно привести недавно подписанное соглашение о расширении военного сотрудничества между Ираном и Россией. Иран стремится к более тесным связям с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), возглавляемым Россией. Стороны завершают ряд процедур, необходимых для вступления в силу временного соглашения о создании зоны свободной торговли между Ираном и ЕАЭС, которое должно вступить в силу с 27 октября 2019 года.
Учитывая растущее многостороннее сотрудничество Турции с Россией, можно с уверенностью сказать, что треугольник Москва-Анкара-Тегеран станет определяющим, а Россия получит в нем значительное влияние. Это трехстороннее сотрудничество может иметь различное значение и воздействие, в том числе в рамках всевозможных процессов в гораздо более крупном регионе.
Возвращаясь к негативным проявлениям глобализации, я хотел бы поделиться с вами одним беспокойством – это распространение глобализации новых ценностей. В частности, в нашей стране, Армении, происходят процессы, крайне опасные для нашей государственности. Дело в том, что оападная организация оказывает огромное влияние на действующее правительство Армении, управляет широкой сетью общественных организаций, которые фактически ослабляют нашу государственность, и открыто защищает тех, кто совершает террористические акты. Позвольте мне пояснить, о какой организации я говорю – это Фонды Открытого Общества или Фонд Сороса, который действует против армянской государственности, против Нагорного Карабаха, пытаясь ослабить наши вооруженные силы.
В июле 2016 года в Ереване террористическая группа захватила полицейский участок, захватив заложников и убив трех сотрудников полиции, совершила террористическое нападение. После смены власти в 2018 году, члены этой группы не только были оправданы, но и создали политическую партию.
Эти проблемы жизненно важны для Армении, потому что если Грузия будет Грузией даже без Абхазии и Южной Осетии, Украина – Украиной даже без Крыма, Донбасса и Луганска, то Республика Армения окажется под угрозой потери своей государственности без Нагорно-Карабахской Республики. А деятельность указанной организации направлена в первую очередь против Нагорного Карабаха.
В заключение я хотел бы добавить, что нет никаких сомнений в том, что новая международная система безопасности может быть создана только путем переговоров. Сейчас, во времена гибридных войн, дипломатия, похоже, отодвинулась назад.
Я думаю, что новая международная система безопасности может быть создана только на основе сотрудничества России, США и Китая. Полагаю, что мы все должны, располагая скромными средствами, продвигать идею о том, что у мира нет иного пути, кроме как создать новую систему безопасности.