Тайский Логос
Тайская семья и горизонт Южного Китая
Тайцы представляют собой группу народов, обитавших на юге Китая, прежде всего на Юньнаньском нагорье. Лингвистически язык тайцев входит в тай-кадайскую семью языков.
К тайской семье относятся следующие народы:
· исаны, юаны, пхуаны и т.д. (в Таиланде),
· лао, тхай (составляющие сегодня значительную часть населения Лаоса и присутствующие во Вьетнаме) и т.д.,
· чжуаны, дай, лы, буи, нунг и т.д. (в Китае),
· шаны, кхамти и т.д. (в Мьянме),
· тхо, тай-дам, тай-кхау и т.д. (во Вьетнаме),
· айтоны, ахомы, кхамъянг и т.д. (в Индии) и т.д.
Также к тайской семье относится также ветвь дунь-шуйских (или кам-суйских) языков, распространенные у южных народов Китая, язык народа лацзя (Китай) и т.д.[1] Иногда все эти этнические группы называют собирательно «таями». На кадайских языках говорят небольшие народы в горных районах Южного Китая и Северного Вьетнама, но некоторые лингвисты оспаривают их родство с тайской семье, считая сходство результатом вторичных межэтнических связей. К кадайским языкам относятся языки малочисленных народов гэ-чи, ян-бяо, бу-ронг и т.д.
Народы тайской семьи образуют не только лингвистическую, но и культурную общность. Однако, как и в случае мон-кхмерской семьи, среди них существуют значимые этносоциологические различия по ряду важнейших признаков.
Чжуаны, составляющие самое крупное этническое меньшинство в Китае (более 16 000 000) интегрированы в китайскую культуру, но в основном живут в сельской местности и практикуют аквакультуру. Чжуаны сохранили свой язык и свои традиции, основанные на архаических культах. В городах и крупных центрах китаизация чжуанов была более глубокой, получили распространение буддизм и даосизм.
Чжуаны часто конфликтовали с другим тайским (менее многочисленным) народом Китая – маонань, относящимся к кам-суйской подгруппе тайских языков, который также сохранил многие архаические черты.
Еще одним крупным народом являются шаны. Большинство и з них живут на территории Мьянмы в Шанском федеральном округе, но при этом среди них чрезвычайно сильны сепаратистские настроения и стремление добиться признания независимого Государства Шанов. У этого государства есть формальное представительство и даже действующие нелегально военные формирования. Шаны близки к тайцам Тайланда, но представляют собой в сравнении с ними более архаическое общество, сохраняющие сельские формы жизни и не имеющее крупных городов. Шаны исповедуют буддизм Тхеравады, но сохраняют в значительной мере и древние верования.
Еще одной подгруппой тайской семьи является многочисленный народ лао (лаоссцы), которые сегодня составляют значительную часть населения Тайланда и имеют собственное государство – Лаос. Большинство лаосцев (около 16 000 000) живет как раз в Тайланде, а Лаосе же их всего 3 000 000. Кроме того в Лаосе мы встречаем тайские племена тхай, живущие преимущественно в горных районах страны. В восточной части Тайланда (Исан) живет народ, говорящий на смешанном тайско-лаосском языке, который получил название исанского.
Лаосцы (особенно население возвышенностей, предгорий и гор) имеют собственную древнюю государственность, исторически связанную с Камбоджей. При этом их культура чрезвычайно архаична и наряду с официальным буддизмом процветают архаические культы, обряды, связанные с духами (пхи). В некоторых областях сохранились матрилокальные браки.
И наконец, собственно тайцы представляют собой основное население Тайланда. Здесь тайцы создали самые крупные формы государственности, в которых преобладал буддизм, привнесенный из Индии. Тайцы унаследовали традиции индуизированных монов и кхмеров, и на этом основании построили высоко стратифицированные общества и могущественные государства – вплоть до Империи Сиам, которая в определенный момент стала гегемоном всего Индокитая.
На территорию современного Тайланда тайцы пришли довольно поздно около XII века, а ранее они жили на территории Китая, образуя собой один из этнических полюсов южно-китайского горизонта совместно с народами мяо-яо, бирмано-тибетцами, и юэ (древними вьетами). Для тайцев «прародиной» выступает именно Южный Китай – территория провинции Юньнань и прилегающие к ней области на севере Индокитая. Тайцы, шаны и лаосцы приходят в Индокитай с севера и относительно поздно – в Средние века. Задолго до них Индокитай населяли моны и кхмеры, составлявшие основное древнее автохтонное население. На востоке в I века с севера на мон-кхмеров стали наступать вьеты, которые хотя и относятся к мон-кхмерской группе, представляют собой довольно отличную культуру (юэ). На западе в I тысячелетии двигались бирманцы из областей, граничащих с Тибетом. Последними среди южно-китайских народов и спустя тысячу лет после вьетов в Индокитай также с севера двинулись тайцы и лаосцы, дойдя до западной и юго-западной границы Индокитая и основав особую тайско-лаосскую зону, во многом ассимилировавшую монов и кхмеров, граничащую с теми, кто среди них сохранил идентичность (Камбоджа и государства монов на северо-западе от Сиама), а также с бирманцами на западе и с вьетнамцами на востоке (в те периоды, когда Камбоджа утратила самостоятельность и была по сути поделена между Сиамом и Дайвьетом). Однако следует заметить, что первые волны тайцев – племена тхай или тхо – стали проникать в Индостан и раньше, расселившись в горных районах Вьетнама и в отрогах гор Лаоса.
Первые государства тайцев
До прихода тайцев основная территория Индокитая была населена монами и кхмерами, государственность которых была основана выходцами из Индии начиная с I века по Р.Х. Таким же основанным государством было царство Дваравати, расположенное на территории современного Тайланда и существовавшее там с IV по XI века по Р.Х. Большинство населения в нем составляли родственные кхмерам моны, а элитой были индусы. В отличие от соседних Бапнома, Чампы и индонезийской Империи Шривиджайя, где преобладал индуизм и где политическая система строилась на принципе «сакральной монархии» (дэвараджа), Дваравати было буддистским государством, с существенно меньшей степенью централизации. Позднее под давлением Шривиджайи, захватывавшей прибрежные территории оно ослабло. В начале XI века его захватывает другое индуистское государство, созданное в VII веке по Р.Х. на Малаккском полуострове – Тамбралинга. Позднее территория Дваравати вошло в состав Кхмерской Империи, хотя моны сохранили определенную автономию и собственную культуру.
Тайцы приходят на юго-запад Индокитая в XIII веке. В 1238 году тайские племена захватывают власть над монами, входящими в состав Кхмерской Империи и становятся постепенно все более независимыми. Как и большинство народов Южного Китая тайцы преимущественно практиковали аквакультуру и обустраивали рисовые поля. Селились они деревенскими общинами, объединенными в кланы, помогая друг другу при выращивания риса.
Тайцы перенимают индуизированный стиль культуры монов и кхмеров и выстраивают свою государственность по ее образцам. Первой тайской династией становится династия Пхра Руанг.
Государство Сукхотай достигает апогея в конце XIII века при правителе Рамакхамхаенге Великом (1237 -- 1298), когда тайцы окончательно устанавливают свою власть в Сукхотай, ранее подчинявшемся кхмерам[2]. С этого момента границы государства расширяются от Меконга на востоке до Андаманского моря на западе, а власть становится устойчивой и централизованной. При Рамакхамхаенге Великом буддизма Тхеравады, который и ранее преобладал среди монов на западе Индокитая, становится государственной религией. В тот же период на основе древне-кхмерского письма разрабатывается особый тайский алфавит, основанный на слоговой записи, повторяя структуры индийского слогового письма деванагари с учетом особенностей письменности пали и грантха.
Государство Сукхотай существовало до 1438 года, после того как его формально присоединило к себе другое основанное тайцами государство Аютия.
Государство Аютия было основано тайским правителем Удонгом или Раматхибоди I (1314 - 1369) в 1350 году. От него берет начало первая династия УДонгов.
Аютия была столицей тайского государства, которое называлось также Сиам (вероятно, от санскритского термина Śyāma – дословно, «тёмный»). Территориально Сиам более или менее соответствует современному государству Тайланд.
Государство Сиам имело некоторые отличия от государства Сукхотай, так как переняло от кхмеров идею дэвараджа. Хотя в нем также преобладал буддизм Тхеравады, политическая система была взята в индуизме. Постепенно оно возвысилось и уже в 1378 году заставило Сукхотай признать свой сюзеренитет.
Еще одним тайским государством был Ланна или Ланнатай со столицей Чиангман. В нем также основное население составляли моны, а королевская династия и аристократия – тайскими. Государство по преданию было основано легендарным тайским королем Менграем Великим (1239—1317), ставшим родоначальником династии, длившейся до 1558 года. Ланнатай традиционно соперничал с более южными тайскими царствами, а также постоянно воевал с Бирмой на западе.
Постепенно Аютия становится главным тайским государством и в XV веке кладет конец Кхмерской Империи, устанавливая гегемонию на западе Индокитая, отчасти унаследовав миссию Камбуджадеши. В 1431 году войска Сиама захватывают кхмерскую столицу Ангкору.
На востоке теперь соперником оказываются не кхмеры, а набирающий силу Вьетнам.
В начале XVI века в Аютию приезжают первые европейцы – португальские купцы, которые основывают там торговую миссию. Король Сиама Рама Тибоди II (1491—1529) подписывает с португальцами первый дипломатический договор. На португальцев правители Сиама пытаются о опереться в попытках захватить Чиангман.
Сиамо-бирманские войны
В XVI веке соседнее с Сиамом бирманское царство начинает все более укрепляться. В 1510 году бирманский правитель Минджиньёу (1486 --1531) строит новую столицу Бирмы – город Таунгу. Его дело продолжает преемник -- Табиншветхи (1531 — 1551), который покоряет монов из государства Хантавади. В бывшую столицу Хантавади Пегу бирманцы переносят свою собственную столицу. Следующим противником Бирмы логически становился Сиам, и на границах Аютии происходит масштабное сражение на слонах между бирманцами и тайцами, которое чуть было не закончилось полным разгромом тайцев.
При следующем правителе бирманского царства Байиннауне (1516 -- 1581) Бирма превращается в полноценную Империю. В 1558 году Байиннаун захватил королевство Ланнатай, сделав его своим вассалом, а в 1578 году присоединили это тайское образование к своей территории[3].
В 1569 году новый король Аютии Махинтхратхират (1539–1569) был вынужден капитулировать и сдать столицу страны бирманцам. Махинтхратхират был последним царем династии Супханнапхум, основанной Индрараджей I в 1409 году.
Новая династия Аютьи была из Сукхотая, и названа по этому признаку. Ее привели к власти бирманцы, считая лояльной. Второй правитель династии Сукхотай в Сиаме Наресуан Великий (1555 — 1605) в годы своего правления добился огромных результатов.
Наресуан вырос в Бирме, куда он попал вместе с братом в качестве заложников. Там он овладел военным искусством и бирманской культурой. Вернувшись с Сиам, будучи принцем, он отличился в битвах с кхмерами, которые, воспользовавшись войнами Сиама с Бирмой, едва не захватили Аютью в 1575 году. Наресуану удается не только отбить атаки со стороны Камбоджи, но и нанести ряд поражений бирманцам, захватив в 1558 году Ланнатай. Став царем после смерти своего отца Наресуан в 1592 идет дальше и совершает атаку на саму Бирму, захватив крупные города -- Тенассерим, Тавой и Мартабан. После этого, укрепив позиции на севере, он обрушивается на Камбоджу и наносит ее армиям сокрушительное поражение. Царь Камбоджи вынужден бежать и скрываться с царской семьей в Лаосе. Это превращает Сиам в полноценного гегемона Юго-Восточной Азии.
В царствование царя Сонгтхама (1590 – 1628) Сиам утрачивает важные территории. Против центральной власти восстает Ланнатай и Камбоджа.
Основателем следующей династии Сиама становится Прасат Тхонг (ок. 1600 -- 1656), давшей этой династии название. При нем тайцы восстанавливают контроль над Камбоджей. Традиционно хорошие отношения с европейцами и с японскими купцами в этот период расцветают, что ведет к обогащению государства и постепенному распространению европейских влияний в правящей верхушке Сиама.
Представитель династии Прасат Тхонг царь Нарай (1633 – 1688) считается наряду с Наресуаном одним из самых известных и ярких правителей Сиама. В 1662 – 1664 годах тайские войска вторгаются в Бирму. При этом Нарай опирается во многом на европейцев: его армию тренируют французские советники, вооружение тоже поступает из Европы. При нем возвышается греческий торговец Константин Фаулкон (1647 – 1688), который содействовал укреплению связей Сиама с европейскими державами – прежде всего с Францией. Его высокие позиции при тайском дворе и доверие Нарая позволили ему строить планы о том, чтобы самому стать правителем Сиама.
Однако под конец жизни Нарая, против профранцузской политики и европеизации Сиама выступила партия тайских консерваторов. Вопреки воле смертельно больного Нарая его фаворит Бердраджа (1632–1703) казнил Фаулкона и других сторонников сближения с французами, атаковал французский гарнизон в Бангкоке и объявил самого себя основателем новой династии – Бан Пхлу Луанг. Придя к власти Бедраджа разрывает торговые отношения с Францией, изгоняет католических проповедников иезуитов, сохраняя отношения лишь с португальскими купцами.
К династии Бан Пхлу Луанг принадлежал последний правитель Аютьи – Эккатхат (ок. 1710 -- 1767). В этот период сиамо-бирманские войны вспыхивают с новой силой. В 1759 году бирманцы захватывают город Тенассерим, а в 1765 году начинают масштабное наступление на Аютью с решимостью покончить с Сиамом. Эккатхат, не отличавшийся талантом военачальника, пытается договориться об условиях капитуляции, но бирманцы не идут ни на какие соглашения и захватывают Аютью, повергнув ее тотальному уничтожению. Это становится концом Сиама как независимой и суверенной силы, достигавшей в определенные периоды гегемонии в контексте всего Индокитая.
Тхонбури: Будда будущего века на тайском троне
После разгрома Аютьи тайский генерал китайского происхождения Таксин (1734 – 1782) закрепляется с остатками тайских войск в городе Тхонбури (современный Бангкок) и провозглашает себя королем и основателем новой династии. Приведя в порядок армию, Таксин атакует бирманцев и изгоняет из и Аютьи. Однако он решает перенести столицу в Тхонбури окончательно. Это решение становится началом следующего этапа тайского историала – эпохи Тхонбури.
Таксин оказывается сильным военачальником и искусным дипломатом. Он добивается у Нгуенов освобождения ими ряда территорий Камбоджи, а в 1779 вся Камбоджа признает сюзеренитет Тхонбури. Он снова устанавливает контроль над территорией Ланнатая и присоединяет ряд кхмерских земель южного Лаоса.
Таксин стремится дать тайскому государству новую идеологию, которая строится на утверждении тайской идентичности, тайского историала, тайской монархии и тайской религии, которой Таксин считает буддизм Тхеравады. Буддийскому канону Трипитака он оказывает особые почести, приказав привести из Индии и других мест ценные экземпляры в Тхонбури. После захвата территорий Южного Лаоса Таксин перевозит в Тхонбури статую Изумрудного Будды, считающуюся величайшей реликвией Индокитая и всей буддистской цивилизации. Таксин реставрирует монастыри и храмы, восстанавливает монашескую жизнь в буддистских общинах, содействует возрождению буддистской философии и культуры. Политическую философию фактически заново учрежденного им государства Таксин основывает на буддистской терминологии и буддистских концептах.
В конце жизни Таксин, фактически построивший в течение своего правление новое и процветающее тайское государство, был увлечен эсхатологическими мотивами буддизма. Ряд источников утверждает, что он перед смертью начинает считать самого себя инкарнацией Будды будущего века – Майтрейи.
Однако влиятельные тайские аристократы были недовольны политикой и популярностью Таксина и не разделяли его мистических устремлений. В 1782 году они совершили государственный переворот, а самого короля поместили в мешок и забили палками. Тайское предание гласит, что умерщвлен был двойник Таксина, а сам он удалился в священные горы Накхон Си Тхаммарат, где он жил до естественной смерти, предаваясь созерцания и достигнув состояния Пробуждения.
Династия Чакри
На место свергнутого Таксина приходит Буддха Йодфа Чулалок (1737 — 1809), основавший последнюю династии – Чакри, остающаяся правящей до настоящего времени. Его тронное имя – Рама I.
Рама I устанавливает прочные связи с Нгуенами во Вьетнами, оказывая им военную поддержку в войне с тэйшонами. Политика Камбоджи, также оказывается под контролем тайцев. Раме I удается успешно отбить наступление бирманцев на разных направлениях.
Рама I перемещает столицу из Тхонбури на другой берег реки. Этот новый город получает название Бангкок. При нем продолжается работа по выявлению тайской идентичности, активно проводимая Таксином. На тайский переводится религиозная литература, важнейшие тексты индийской традиции.
Вместе с тем Рама I развивает отношения с европейскими державами. Кроме того, король поощряет торговлю с Китаем.
Этот же стиль просвещенного тайского национализма, открытого к Западу, но основное внимание уделяющего тайскому и, шире, индокитайскому культурному горизонту, продолжают и другие властители династии Чакри.
Отношения с европейскими странами осложняются во время царствования четвертого короля династии Чакри Монгкута (1804 — 1868). Этот правитель с юности был глубоко заинтересован буддизмом и даже основал традиционалистское направление Дхаммают, призывающее возвратиться к истокам Тхеравады, от которых, по мнению Монкгута, современное учение отошло. Колониальное воздействие на Сиам в это время начинает усиливаться – Англия требует уступок территорий, особых условий для английской торговли и т.д. Еще более активно ведет себя Франция, которая постепенно настолько усиливает свое влияние, что страна оказывается под ее протекторатом. При этом сам король стремится сохранить суверенитет, избегая при этом прямых столкновений с европейскими державами. Чтобы ослабить давление французов он прибегает к помощи других европейских держав, но от этого Сиам становится все более и более зависимым от внешних факторов.
Рост европейского влияния идет против тайских традиций, имеющих принципиально отличную цивилизационную структуру. Это неизбежно ведет к появлению особого типа тайского археомодерна[4], который в Сиаме, однако, приобретает иные формы, нежели археомодерн других народов Индокитая.
Эту же линию модернизации тайского общества, направленную на то, чтобы не превратиться в объект манипуляции со стороны европейских держав, проводит и следующий правитель король Чулалонгкорн (1853 — 1910), известный под тронным именем Рама V. В результате успешной политики Рамы V Сиаму удается остаться редким независимым государством Юго-Восточной Азии наряду с Китаем и Японией. Большинство других держав к этому времени превращаются в полноценные колонии. Открытие Сиама для западных влияний в этот период строго контролируется властью, чтобы взять те элементы, – технологии, промышленности, военной индустрии и т.д. – которые укрепляют потенциал тайского общества, но отложить те, которые никак не сочетаются с тайской идентичностью. В этом Рама V и его наследники действуют крайне эффективно и успешно.
Так сын Рамы V Прачадипок (1893 —1941), седьмой король династии Чакри получает образование в Англии.
В период его правления происходит важнейшее событие тайской политической истории последнего времени – Сиамская революция 1932 года. Ее организаторами были создатели первой в Сиаме политической партии -- Кхана Ратсадон (дословно, «Народная партия»). Они были едины в необходимости отмены абсолютной монархии, как препятствия для дальнейшей модернизации Сиама, ориентируясь на либерально-демократические режимы Запада, но расходились во взглядах на тип правления – одни признавали Конституционную монархию, другие выступали за Республику. Одним из лидеров Кхана Ратсадон был либеральный политик и убежденный западник, сторонник Республики и упразднения монархии -- Приди Паномионг (1900 — 1983).
В результате организованного лидерами Кхана Ратсадон переворота им удалось захватить власть. Однако они обратились к Прачадипоку с предложением принять реформы добровольно, и король принял его, согласившись ограничить монархию Конституцией. Так Сиам переходит от абсолютной монархии к конституционной.
Прачадипок через три года все же отрекся от престола и уехал из Сиама в Англию.
Вичит Вичитватакан: тайская идентичность
В период царствования восьмого правителя династии Чакри Ананды Махидона (1925 — 1946), власть оказывается в руках премьер-министра Плек Пибунсонграма (1897—1964), который фактически исполняет роль военного диктатора. В этот период поиск тайской идентичности приобретает новый оттенок. Главным идеологом становится тайский политик, занимавший в разные период разные министерские должности Вичит Вичитватакан (1898 -- 1962). Вичит Вичитватакан разрабатывает теорию объединения всех тайских народов и территорий под началом тайского государства, обосновывая это исторической необходимостью и логикой государственного строительства. Вичит Вичитватакан полагал, что необходимо объединить собственно тайцев, исанов, лаосцев, шанов, тхай, тхо и другие тайские этносы, включая китайских чжуанов, в единую Тайскую Империю, независимо от того, в границах каких территорий они находились. Для обоснования этого он выдвигал концепцию единой тайской идентичности, обосновываемую им исторически, религиозно и культурно. Тайцы объединены мифом о происхождении, языком, культурой, общностью судьбы. И Вичит Вичитватакан призывал все тайские народы осознать эту общность и начать дело великого тайского объединения.
Идеи Вичит Вичитватакана были близки к европейским версиям национализма (третья политическая теория[5]). В практической плоскости они имеют ярко выраженную антифранцузскую ориентацию, так как именно Франция среди европейских держав претендовала в то время на роль основной колониальной силы в Индокитае.
Именно в этот период меняется название страны – с 1939 года Сиам называется Тайландом, совмещая самоназвание тайцев и английское слово land, «страна», что означает «страна тайцев». В этом нетрудно заметить воплощение концепции Вичит Вичитватакана, призывающего рассматривать Тайланд как государство, целью которого объединить всех тайцев в едином политическом образование. Поэтому само название «Тайланд» уже прямо отсылает к тайской версии третьей политической теории. На Вичит Вичитватакана большое впечатление произвели идеи европейских теоретиков национализма – прежде всего Б.Муссолини.
Главными противниками тайцев для Вичит Вичитватакана являются бирманцы и французы. При этом в исторической ретроспективе он воспевает эпоху правления династии Сукхотай и критикует модели индуистского и камбоджийского централизма. Для Вичит Вичитватакана важно сохранить и укрепить именно тайскую идентичность (включая лаосцев и шанов), которая в его глазах резко отличается от идентичности других народов Индокитая – прежде всего от мон-кхмеров на востоке и бирманцев на западе (не говоря уже о цивилизации Европы).
Вичит Вичитватакану принадлежит первое систематическое изложение тайской истории, составленное в условиях ХХ века. Этой теме он посвятил 12 томов, что стало основой современной тайской историографии.
В вопросе религии Вичит Вичитватакан выступал за традиционалистское прочтение буддизма, призывая распространить буддистские принципы на политику и общественное устройство.
В литературном творчестве Вичит Вичитватакана следует обратить внимание на гештальт Девы-воительницы. Он прославляет мужество и стойкость тайских женщин, их субъектность и отвагу, способность не только встать рядом с мужчинами, но и повести их в бой во имя спасения страны и народа. Мы видели, что этот образ, резонирующий с древними матриархальными архетипами, свойственен для всего горизонта Индокитая и Южного Китая. Так мы в очередной раз встречаем его не только у вьетнамцев и кхмеров, но и у тайцев.
В целом Вичит Вичитватакана справедливо считают создателем современной версии тайской идентичности.
Эра Пибунсонграма: геополитическая мутация тайского консерватизма
Во время Второй мировой войны Тайланд старался сохранить нейтралитет, но под военным нажимом Японии Плек Пибунсонграм был вынужден встать на ее сторону, оказавшись в лагере стран Оси. Территорию Тайланда японцы использовали для вторжению в Малайзию, а сам Тайланд примкнул к оси Берлин-Рим-Токио. В 1942 году тайское правительство объявило войну США и Великобритании. В 1942 году японские и тайские войска вторгаются в Бирму и оккупируют ее северо-восточные территории.
В самом Тайланде либеральные и проамерикансакие силы – прежде всего один из творцов Сиамской революции 1932 года Приди Паномионг – уходят в оппозицию и создают антияпонское и проамериканское движение «Свободный Тайланд».
После поражения стран Оси во Второй мировой войны Тайланд обязался вернуть захваченные территории. Плек Пибунсонграм был отстранен от власти. Были даже попытки осудить его за военные преступления, но они не увенчались успехом. В 1947 он вернулся в политику, создав консервативную партию «Тхамматхипат».
После загадочной гибели Ананды Махидона ему наследовал Рама IX -- Пхумипон Адульядет (1927 —2016). Воспользовавшись тем, что король был юн и неопытен, тайские военные совершили серию государственных переворотов и в результате Пибунсонграм снова стал премьер-министром и по сути возглавил страну.
Если на первом этапе Пибунсонграм опирался на идеи Вичит Вичитватакана, довольно отрицательно характеризовавшие Запад и особенно США, то после возвращения в политику в 1948 году он занял проамериканскую политику и поддерживал американцев во всех их геополитических операциях – от войны на Корейском полуострове (куда Пибунсонграм послал тайские войска для борьбы с Северной Кореей) до политике США во Вьетнаме и в Камбодже. Формально Пибунсонграм остается верным консервативным принципам, поддерживает приницпы монархии не только в Тайланде, но и в Лаосе, Камбодже и Вьетнаме, но геополитически его курс ведет к позиционированию Тайланда на стороне цивилизации Моря. Тем самым мы имеем дело с право-консервативной версией атлантизма[6].
Несмотря на то, что Запад активно поддерживал Пибунсонграма, закрывая глаза на его консерватизм и инерциальные симпатии к национализму (третьей политической теории), постепенно эта фигура начинала тяготить американских либералов. Так с середины 50-х годов на Тайланд США начинают оказывать давление с тем, чтобы углубить процессы демократизации и вестернизации тайского общества, сделав их необратимыми и глубокими. В результате США помогают противникам Пибунсонграма осуществить в 1957 году переворот, в ходе которого он оказывается отстранен от власти. После этого крупнейший тайский политики ХХ века эмигрирует в Японию, где он и скончался.
Перевороты и либеральная монархия
В период гражданской войны в Камбодже в силу антивьетнамской ориентации Бангкога, характерной и для того политического курса, который пришел на смену Пибунсонграма, Тайланд поддержал красных кхмеров (не испытывая при этом никакой симпатии к их идеологии). Среди многочисленных беженцев, пересекших границу с Тайландом и основавшихся в лагерях недалеко от этой границы, действовали сторонники идеологии Пол Пота и Иенг Сари. Отдельные тайские вооруженные формирования помогали красным кхмерам вести боевые операции против провьетнамского руководства Пном Пеня.
Так как либеральная демократия, продвигаемая Западом, не имеет ничего общего с традиционными устоями тайского общества, то практика военных переворотов в Тайланде стала общепринятой и после ухода Пибунсонграма. Так 19 сентября 2006 года в Тайланде снова произошел военный переворот, основные СМИ и телеканалы захвачены и прекратили трансляцию. Он был направлен против премьер-министра Таксина Чинавата, а в отношении короля Пхумипона Адульядета путчисты выразили лояльность. После этого в Тайланде начался период нестабильности. Между сторонниками и противниками новой властной группировки начались столкновения.
20 мая 2104 года военный переворот произошел снова. Действие Конституции было приостановлено. Командующий армией Таиланда генерал Прают Чан-Оча в телеобращении к нации объявил о военном перевороте в стране. С этого времени Прают Чан-Оча является премьер-министром Тайланда.
До настоящего времени Тайланд остается монархией. После смерти Рама Пхумипона Адульядета династию Чакри возглавляет новый король -- Маха Вачиралонгкорн.
[1] Li Fang-Kuei. A Handbook of Comparative Tai.//Oceanic Linguistics Special Publications No. 15. Honolulu: University of Hawaii Press, 1977.
[2] Wyatt David K. Thailand. A Short History. Chiang Mai: Silkworm Books, 1984.
[3] Ланнатай оставался под властью бирманцев до 1774 года, и только тогда перешел под власть Сиама.
[4] Дугин А.Г. Археомодерн. Указ. соч.
[5] Дугин А.Г. Четвертый Путь. Введение в Четвертую Политическую Теорию. Указ. соч.
[6] Дугин А.Г. Геополитика. Указ. соч.