Суфийские ордена и политический режим в Египте

23.06.2017

Если исключить определенную категорию людей из общества, особенно значимую, необходимо найти ей замену, чтобы заполнить пробелы. Говоря об исключении политических исламских групп, в частности Братьев-мусульман, египетская политическая арена начинает искать им замену. Так что же, режим Эль-Сиси сумел с помощью суфизма заполнить социальный разрыв через экспатриацию исламских групп? И каковы же последствия этой деятельности?

Кто такие суфии?

Вообще традиционно суфизм считается учением, но сторонники суфизма никогда не классифицировали его именно так, это скорее путь для достижения одной из основ религии, «милосердия», будучи посвященным в богослужение и прилагая усилия при его выполнении, очищая дух и сердце от обиды. Если говорить об источниках суфизма, то об этом нет какой-то определенной информации, поскольку не существует подтвержденного описания зарождения суфизма.

С другой стороны, многие эксперты утверждают, что дата происхождения суфизма и его зарождения в Египте восходит к эре Фатимидского халифата, в связи с интересом Фатимидов, а также приближенных к ним людей (Ахль Аль-Бейт) в истории жизни Пророка, поэтому они предприняли строительство святыни для покровителей и благочестивых людей. Затем в эпоху Аббасидов, движение суфиев возросло на фоне преобладавших проблем в стране. Для того, чтобы противостоять им, власти использовали так называемые «духовные практики», например, песнопения (зикр) после ночной молитвы (Салат Аль-Иша) в мечетях Египта. Тем не менее, фактическая легализация суфизма в Египте произошла при Мухаммеде Али-паша в 1812 году, когда все суфийские ордена перешли под управление Султана шейха Аль-Седжадаха Аль-Бакриа (династия Абу Бакр), что считается первым в истории подчинением орденов центральной власти.

В настоящее время существует более 70 суфийских орденов, которые считаются ответвлением шести основных орденов: «Дисукия», «Шазилия», «Рифаия», орден бедуинов, «Азмия», Кадирийя».

Эти ордены созданы под эгидой трех организаций Верховного совета суфийских орденов, Всемирной ассоциации ассамблеи Ахль аль-бейт, Союза потомков пророка. По словам генерального секретаря Ассоциации, суфийских Сил и Ассамблеи Ахль аль-бейт Абдулла аль-Насер Хелми: половина населения Египта – суфии, пока эта информация не подтверждается, так как нет точных статистических данных. Тем не менее, основная причина такого положения вещей – последователи суфизма в Египте и их ритуалы, многие из которых считаются достоянием общественности, что создает путаницу в реальном количестве суфиев и тех, кто просто посещает их ритуалы.

Политическая роль суфизма

При беглом взгляде на суфизм, можно заметить, что это течение полностью отдалено от политики, но реальная действительность доказывает обратное. Доказательство этому можно увидеть в двух важных исторических этапах:

Первый: пре-январские события

Многие эксперты говорят, что суфийские ордена обладают определенной политической ролью в Египте. Например, в новейшее время, суфии сыграли свою роль в революции 1919 года, когда попытались собрать подписи, подтверждающие, что англичане оккупировали Египет, при поддержке Мохаммеда Ибрагима аль-Гамаля, шейха Ассада Ассимании.

С момента появления Египетской Республики, суфизм был использован в попытке устранить разрыв, образовавшийся в результате действий, предпринятых против других исламских организаций. Например, в эпоху покойного президента Гамаля Абделя Насера, после столкновений между ним и исламистскими движениями, было принято решение о назначении шейха Мохаммеда Махмуда Элвана главой суфийских орденов. Это считается первым прецедентом такого рода, когда глава суфийских орденов был назначен, а не выбран, хотя это решение не сильно оспаривалось суфиями. Кроме того, суфизм тогда был убежищем для любого, кто отрицал обвинение в принадлежности к Братьям-мусульманам, и в то же время (суфизм) стал религиозной поддержкой режима того времени.

Эпоха Садата не сильно отличалась, так как он выпустил закон № (118) от 1976 года, который регламентирует более точный статус суфийских орденов и создал своего рода стратегический союз между ними и режимом. Например, шейхи суфиских орденов оказались во главе египетской армии, и им было позволено принять участие в ее восстановлении и повышении ее боевого духа после поражения в 1967 году. Орден «Шазилия» сыграл значительную роль в этих событиях за что президент Садат отблагодарил шейха Заки Ибрагима, главу ордена, и присвоил ему награду Золотого превосходства.

Начало эпохи Мубарака не сильно отличается от эпохи Садата в отношении к суфиям и использованию их в качестве религиозного прикрытия режима. Тем не менее, за несколько месяцев до начала январcкой революции, произошло столкновение между режимом Мубарака и суфиями в связи с назначением шейха Абдель Хади Аль-Касаби главой Верховного Совета суфийских орденов, так как он был членом Национальной партии. Это вызвало гнев шейхов суфийских орденов и считается грубым вмешательством и нарушением обычаев и традиций. Они выразили свой гнев через угрозу шейха Абу эль-Азиема, который пошел против Ахмеда Фатхи Сорура, спикера Народного Собрания на выборах 2010 года в районе Эль-Саида Зинаб.

Второй: суфизм начинает играть более важную политическую роль после событий январской революции

Если мы хотим знать природу отношений между текущим режимом и суфизмом, мы должны вернуться к политической позиции суфийских орденов до событий 25 января, когда Эль-Сиси еще не занял пост президента Египта.

Посвящение в суфизм во время январской революции было оправдано беззвучным согласием Мохаммеда Эль-Шахави, шейха ордена «Эль-Шахави», основывающегося на принципе «повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь его посланнику во власти», но к нему не обращались в течение долгого времени после первых признаков успеха январской революции, суфийские ордена предприняли серьезный шаг к началу своей политической деятельности.

Суфийские ордена основали политическую партию, главой которой является Аль-Тахрир. Несмотря на религиозное учение, суфии были наиболее враждебной группой, настроенной против Братьев-мусульман и салафизма, что даже выступили в союзе с либералами.

После того, как президент Абдель Фаттах аль-Сиси появился на сцене и представил свою кандидатуру на республиканских президентских выборах, суфии поддержали его, поскольку считали его своим. Зейн эль-Абедин Фахми Салам, глава ордена халифов Аль-Рефаия, ордена «Эль-Минья», сказал: «Эль-Сиси любит суфийские ордена, потому что он сам суфий».

После того, как Эль-Сиси пришел к власти, суфии поддерживали его, некоторые из них говорят, что «Мухаммед, пророк ислама, (мир ему) удовлетворен выбором Эль-Сиси», как например Шейх Абу Алаа Эль-Азеим, глава Всемирной федерации суфийских орденов.

Дело не ограничивается только словами, суфийские ордена в сотрудничестве с Министерством вакуфов провели форум «Суфизм против экстремизма» в июне 2015 года, после того, как президент Эль-Сиси призвал возобновить религиозные выступления.

Почему режим обратился к суфийским орденам?

Ответ на этот вопрос виден в отношении суфийского ордена к другим исламским движениям, в явной враждебности к Братьям-мусульманам, а также салафизму. Многие заявления шейхов орденов указывают на этот факт. Например, Аля Абу Эль-Азеим сказал, что «усилия Братьев-мусульман и салафитов и их вовлеченность в официальную политическую деятельность угрожает религиозной толерантности», в дополнение к тому, один из шейхов суфийского ордена Исмаил Тауфик сказал, что «суфии не отдадут свои голоса на выборах в парламент за кандидата от Братьев-мусульман, движению салафитов или исламским группам».

Вероятность смены отношения суфизма к режиму

Согласно тому, что было сказано выше, отношение между суфийскими орденами и режимом стабильное, пока у них совпадают интересы. Причиной этого может быть слабость суфийских орденов, но как только они станут сильнее, они могут выступить против режима.

Нравится нам это или нет, суфийские ордена – инклюзивная организация, которая ничем не отличается от других исламских организаций.

В отношениях между инклюзивными организациями друг с другом существует распространенный принцип, что «открытость – абсолютность, а она не принимает наличие постоянных партнеров, но скорее склоняется к временному сотрудничеству с другими аналогичными организациями, и, если однажды у них появится возможность избавиться от них, она сразу же воспользуется ею». В случае наличия компонентов, укрепляющих положение суфийских орденов, как например финансовая поддержка или помощь со стороны внутренних и внешних сил, которые готовы защитить больше их интересов, чем нынешний режима Эль-Сиси, они на самом деле могут пойти на крайние меры, в частности, прибегнуть к помощи своих международных организаций и филиалов.

*An Egyptian writer and researcher who is specialized in Affairs of political Islam and extremist groups

Сноски:

  • Jonathan Brown, Salafis and Sufis in Egypt, The Carnegie Papers, Middle East, December 2011, URL:

http://carnegieendowment.org/files/salafis_sufis.pdf

  • Al-Sayyed Husein, Sufi orders and their origins, Ahram Online,  24 Sep 2012, URL:

http://english.ahram.org.eg/NewsContent/32/99/53675/Folk/Special-Files/Sufi-orders-and-their-origins.aspx

  • Ahmed Fouad, Sufis look for a political role in Egypt, al-monitor, November 20, 2014, URL:

http://www.al-monitor.com/pulse/en/originals/2014/11/sufis-egypt-against-brotherhood-salafism.html

  • Ammar ali Hassan, political role of sufi orders in Egypt after the January 25 revolution, studies aljazeera, august 13,2011, URL:

http://studies.aljazeera.net/mritems/Documents/2011/8/23/201182385744117734Political%20role%20of%20sufi%20orders%20in%20egypt.pdf

  • Iyad Jaber , political role of sufi orders in Egypt, albayan, September 18, 2016, URL:

http://www.albayan.co.uk/print.aspx?id=5317

  • Zakaria Sulaiman Bayoumi , Sufi and the game of politics, masress, august 16,2011, URL:

http://www.masress.com/almesryoon/73748