Слова и вещи
Мишель Поль Фуко – французский философ, теоретик культуры и историк. Создал первую во Франции кафедру психоанализа, был преподавателем психологии в Высшей нормальной школе и в университете города Лилль, заведовал кафедрой истории систем мышления в Коллеж де Франс. Мишель Фуко – французский структуралист, сам никогда не признававший себя структуралистом. Едва ли не единственный философ, принесший структуралистские идеи в историю, и особенно в историю культуры и мышления.
Главным вопросом работы Фуко «Слова и вещи» является: можно ли считать воспринимаемый нами мир проявлением сущности вещей, или результатом действия особых механизмов, упорядочивающих наши восприятия? В своей книге Фуко вычленяет эти уровни упорядочения, называя их эпистемами. Эпистема– это исторически изменяющаяся структура, которая определяет условия возможности мнений, теорий или наук в каждый исторический период; структура мышления, выражающая образ мыслей, присущий определённой исторической эпохе. Фуко говорит о том, что в мире существует 4 типа подобий:
1. Пригнанность. «Во всеохватывающем синтаксисе мира различные существа взаимодействуют друг с другом: растение общается с животным, земля – с морем, человек – со всем, что его окружает. Сходство приводит к соседствам, которые в свою очередь обеспечивают сходства. Место и подобие переплетаются».Мир – это всеобщая «пригнанность» вещей.
2. Соперничество. Посредством соперничества все в мире взаимодействует между собой. «Издавна человеческое лицо соперничает с небом, и как ум человеческий несовершенным образом отражает божественную мудрость, так как глаза с их ограниченным сиянием отражают великий свет, распространяемый в небе солнцем и луной. Благодаря этому отношению соперничества вещи, находящиеся в разных концах Вселенной, могут уподобляться друг другу без их сцепления и сближения».
3. Аналогия. Данный тип подобия совмещает в себе как пригнанность, так и соперничество. «Подобно соперничеству, аналогия обеспечивает удивительное столкновение сходств в пространстве; однако она говорит, подобно пригнанности, о взаимной пригонке вещей, их связях и соединениях».
4. Симпатия.Этот тип подобия влечет различные вещи, существующие в мире, друг к другу. Симпатия скомпенсирована антипатией. Она сохраняет вещи в их изоляции друг от друга и препятствует их уподоблению. Благодаря антипатии все в мире остается тем, чем оно является.
Что касается общества, Фуко пишет, что современное общество – общество постмодерна. Фуко рассматривает аспект изменения формы мышления человека, так называемое «эпистемологическое поле». Эпистема – это уровень знания, характерный для какого-либо исторического периода. Знания же Фуко определяет, как систему упорядочивания вещей и соотнесения их со словами.
Фуко выделяет три эпистемы:
1. Ренессансная (XVI в.) – слова и вещи тождественны, язык не является обособленной знаковой системой, а рассеян среди природных вещей, слова и вещи составляют единый текст.
2. Классическая (XVII – XVIII вв.) – слова и вещи взаимодействуют через мышление, язык становится автономной системой знаков, что приводит к математизации знания, к рождению таких самостоятельных научных дисциплин как «всеобщая грамматика», «естественная история».
3. Современная (с начала XIX в.) – слова и вещи опосредованы через язык, язык становится объектом познания, превращается в систему формальных элементов, он замыкается на самом себе, выделяет свое самостоятельное бытие.
Человек – это недавнее изобретение западной культуры, это образ, созданный современным познанием. Фуко полагает, что образ человека в современном сознании определяется тремя разновидностями эмпирических объектов – жизнь, труд и язык. Таким образом, человек ограничен биологией его тела, экономическими механизмами труда и языковыми механизмами общения. Неустойчивость нынешнего образа человека вызвана тем, что неустойчивыми являются и образующие его позитивности — труд, жизнь и язык.
Что касается современного государства, Фуко полагает, что его государства определяется его курсом. Оно процветает не тогда, когда денег много или цены высоки, а когда денежная масса находится в стадии роста – население непрерывно растет, производится больше продуктов, и последовательное возрастание денежной массы не приводит к возрастанию цен по отношению к ценам за рубежом.
Основной задачей данного произведения является рассмотрение того сдвига в истории западного знания, который вызвал к жизни современную форму мышления. Фуко видит развитие культуры в сменяющих друг друга эпистемах – неосознанных структурах знания. Они обособлены друг от друга и не имеют между собой никакой внутренней связи. История является переплетением этих структур. Кроме того, Фуко предсказывает окончание третьей эпистемы и смерти человека в том смысле, в котором мы понимаем его сегодня. «После него останется мир, его порядок и человеческие существа, но не человек», – пишет он.