Палестинские движения и организации всегда поддерживали очень тесные контакты с правительством Бразилии

22.11.2021
Интервью с Саидом Маркосом Тенорио, пропалестинским активистом из Бразилии

1 — Много ли палестинцев в Бразилии и каково их положение в обществе?

Палестинцы присутствуют в Бразилии очень давно. Первые группы прибыли сюда в конце 9-го века, а затем во время Первой мировой войны, сюда прибыли в основном молодые люди, которые не хотели служить в армии Османской империи. Но большинство палестинцев прибыли в Бразилию в результате Накбы и создания “Государства Израиль”. Сегодня община присутствует во всех бразильских штатах и многие палестинцы (потомки эмигрировавших) занимают видное положение в политике, искусстве, спорте и в экономике Бразилии. Один из ключевых сенаторов на сегодняшний день является Омар Азиз, сын палестинца, который с гордостью говорит о своем происхождении.

Но я думаю, что роль этой общины в движении за освобождение Палестины не очень эффективна. Палестинские организации больше предназначены для культуры, чем для поддержки палестинского сопротивления и освобождения. Многие даже не участвуют в “движениях солидарности”. Но, я считаю позитивным, появление “движения молодых людей”, которые посвятили себя защите независимости и суверенитета страны своих бабушек и дедушек.

2 - В Штатах существует мощное сионистское лобби, например, AIPAC, есть ли у сионистов что-то подобное в Бразилии?

Главное сионистское лобби в Бразилии расположено во дворце Планалту (штаб-квартира бразильского правительства) благодаря личной приверженности президента Жаира Больсонаро осуществлению политики, представляющей интерес для сионистов в нашей стране. Первая международная поездка президента Болсонаро была именно в “Израиль”. Премьер-министр "Израиля" и военный преступник Биньямин Нетаньяху был главной звездой инаугурации Болсонаро.

Сионистское лобби активно действует в Бразильском национальном конгрессе благодаря действиям сыновей президента Болсонаро, сенатора Флавио Болсонаро и депутата Эдуардо Болсонаро. Но наиболее активную роль, как бы это невероятно ни звучало, играют парламентарии, так называемого “Евангелического собрания ”, группы из примерно 84 депутатов и 7 сенаторов от различных партий, избранных при поддержке евангельских пятидесятнических и нео-пятидесятнических церквей.

Данная группа была примечательна своей защитой ультраконсервативных тезисов, таких как отрицание гендерного равенства, союза между людьми одного пола, абортов, эвтаназии, поддержка домашнего образования, необязательной вакцинации и физического наказания со стороны родителей в отношении детей.

Поддержка политики “Израиля” обусловлена финансовыми преимуществами и другой выгодой, обеспеченной им в результате их отношений с сионистами. Другой вопрос, почему пятидесятники и нео-пятидесятники все еще верят в миф о том, что, когда “земля обетованная” будет окончательно завоевана “избранным народом”, “Мессия” вернется.

3 — Выступает ли какая-либо из политических партий Бразилии за права палестинцев?

Несколько политических партий и организованных групп в бразильском обществе поддерживают справедливую борьбу палестинского народа и стремятся к солидарности с ним. Большинство из этих партий являются выходцами из так называемого левоцентристского лагеря, с акцентом на Рабочую партию (PT), Коммунистическую партию Бразилии (PCdoB), Партию социализма и свободы (PSOL), Бразильскую социалистическую партию (PSB) и Демократическую партию труда (PDT). Однако несколько политиков из других правоцентристских партий, также выступают в защиту прав палестинцев.

В бразильском общественном движении, включающем профсоюзы, рабочие центры, студенческие, женские, антирасистские организации, сельских работников и людей живущих на окраинах крупных городов, поддержка палестинского дела почти единодушна.

В бразильских городах и университетах действует несколько комитетов и ассоциаций солидарности в защиту прав палестинцев. Существует также несколько более структурированных национальных организаций, таких как Бразильско-палестинский институт (Ibraspal), которые занимаются исследовательской деятельностью, изучением и распространением подвигов палестинского сопротивления, публикацией книг и других информационных документов по палестинской истории, культуре и кухне. Также, данные организации стремятся к сотрудничеству с палестинскими организациями и университетами.

4 — Существует ли диалог между бразильскими политическими властями и палестинскими национально-освободительными движениями и организациями?

Бразилия - это страна, где палестинский народ и его дело всегда находили поддержку и солидарность. Даже в период военной диктатуры (1964-1985) бразильская канцелярия рекомендовала представителю Бразилии в ООН следовать за голосованием в пользу палестинских требований. Во время правления президента Луиса Инасиу Лулы да Силвы и президента Дилмы Руссеф, эти отношения достигли своего пика. С приходом правительства Болсонаро партнерские отношения и действия по поддержке были полностью прекращены.

Палестинские движения и организации всегда были близки с правительством Бразилии, социалистическими партиями и организациями. Такие партии, как ФАТХ и Народный фронт освобождения Палестины, всегда поддерживали более тесные отношения с секторами бразильского правительства и парламента. Совсем недавно Исламское движение сопротивления (ХАМАС) выступило с инициативами по объединению парламентариев, политических партий и общественного движения, но эти усилия все еще находятся на начальной стадии.

5 — Существуют ли в Латинской Америке организации, подобные Европейской флотилии свободы?

До сих пор не существует структурированной инициативы, с целью отправки лодок с активистами из Латинской Америки в поддержку Газы. В 2010 году бразильский режиссер Иара Ли присутствовала на турецком корабле Mavi Marmara, когда сионисты убили десять активистов кампании. Аргентинские активисты первые выступили с инициативой по региональному объединению, но она пока не принесла результатов. Я надеюсь, что Латинская Америка с ее духом “освобождения” сможет организовать флотилию в Газу, принеся поддержку и надежду нашим братьям, которые окружены апартеидом “еврейского государства”.

6 — Какой из нынешних режимов в Латинской Америке, по Вашему мнению, наиболее предан сионизму?

Я думаю, что режимы, наиболее вовлеченные в политику “Израиля” на континенте, - это Бразилия, Колумбия, Парагвай и Гватемала. Но лобби и агенты сионизма присутствуют и поддерживаются практически в каждой стране региона. Сионистское лобби активно действует, чтобы поддерживать политиков и общественных деятелей связанных с евангельской церковью, чтобы они стали “защитниками” сионистской оккупации в Палестине.

7 — Были ли случаи террора со стороны Моссада в отношении представителей палестинской диаспоры в Латинской Америке?

Мне неизвестно о каких-либо действиях этой террористической организации (Моссад), направленной против любого палестинского представителя в Латинской Америке. В Бразилии, эти агенты присутствуют во всех подразделениях Вооруженных сил, Федеральной полиции и полиции штатов, предоставляя им оборудование, технологии и обучение.

8 — Как мусульманин и борец за освобождение Палестины, вы, вероятно, следили за периодом "Исламского пробуждения", когда ряд диктатур Магриба рухнул перед народным восстанием. На Ваш взгляд, в чем причина последующего кризиса среди правящих исламских партий? Почему они не смогли добиться успеха?

Движения, которые произошли прежде всего в Тунисе и Египте, были в некотором смысле “пробуждением” сил освобождения от авторитарных и диктаторских условий существующих режимов. Имам Али Хаменеи часто называет эти события - “вдохновленными исламской революцией в Иране” в 1979 году, что является великим примером победы “Исламского пробуждения”, основанного на действиях против тирании и несправедливости. Такие усилия являются священными источниками Ислама.

Я думаю, что главным препятствиям для партий, считающих себя исламскими и стремящихся заявить о себе, как об “освободительных силах от колониального ига и империалистического господства” в странах и регионах, является поиск “простых решений”, которые заключаются в желании угодить диктатурам Персидского залива, их связям с Арабской лигой и процессу нормализации сионистской агрессии и оккупации в Палестине.

Но, я с оптимизмом смотрю на действия революционных партий, вдохновленных верой, таких как "Хизбаллах", ХАМАС, Палестинский исламский джихад, иракская "Катаиб Хизбаллах", йеменские хуситы и Фронт ПОЛИСАРИО в Западной Сахаре. Кстати, недавняя победа в Иерусалиме, которая состоялась в мае этого года, где скоординированные действия палестинского сопротивления (ХАМАС, Джихад и НФОП) вынудили "Израиль" согласиться на прекращение огня и сесть за стол переговоров, что предполагает обмен пленными, обусловлена скоординированными действиями, так называемой “Оси Сопротивления”, в которой участвуют силы из Ирана, Сирии, Ливана, Палестины и Ирака.

9 — Что вы думаете о растущей конфронтации между Соединенными Штатами и Китаем?

Соединенные Штаты - империалистическая держава. Это крупнейшая капиталистическая страна на планете и одна из величайших военных держав, но находящаяся в упадке. Что отличает их от Китая, так это экономика, политика и основы общества. Соединенные Штаты обостряют свои отношения с Китаем, потому что они теряют пространство и рынки по всему миру. Скоро Соединенные Штаты перестанут быть крупнейшей экономикой в мире, в то время как Китай открывает все больше и больше рынков, устанавливает партнерские отношения от которых выигрывают все, и развивает технологии во всех областях, всегда стремясь к выгоде, в том числе и для партнеров. Я не знаю, приведет ли противостояние к войне, но Соединенным Штатам нужны войны, это как “кровь” для вашей пострадавшей экономики(имеется ввиду процесс “переливания”). Но, несомненно, Соединенные Штаты не добьются тех же результатов, которые они наблюдали в других войнах.

 

* Саид Маркос Тенорио - историк и специалист по международным отношениям. Он является вице-президентом Бразильско-палестинского института (Ibraspal) и автором книги "Palestina: do mito da terra prometida à terra da resistência" (Палестина: от мифа о Земле Обетованной к земле сопротивления), 2019, 412 стр.