Новый курс Казахстана

12.02.2021
Первые результаты и изменения в стране после 9 июня 2019 г.

19 марта 2019 года в связи с объявлением Н.А. Назарбаевым о досрочном уходе с поста президента после почти 30 лет бессменного лидерства,  временно исполняющим обязанности президента Республики Казахстан (далее РК) назначается Касым-Жомарт Токаев. Согласно Основному закону РК, выборы президенты страны проводятся раз в 5 лет. Так очередные выборы должны были состояться в первое воскресенье декабря 2019 года. Однако временно исполняющим обязанности президента К. Токаевым было принято провести внеочередные выборы, дабы дать казахстанцам возможность самостоятельно выбрать нового лидера нации, чем Токаев стремился подчеркнуть демократичность власти в Казахстане.

Всего на должность президента баллотировалось 7 человек.  Среди них есть представители трех наиболее политически мощных партии, а именно Нур-Отан, демократической партии « Ак жол»,  Народной партии Казахстана (НПК). По результатам  выборов, состоявшихся 9 июня 2019 года,  Касым-Жомарт Токаев официально занял пост президента РК, набрав 70, 69% голосов. На втором месте был Амиржан Косанов (16,23%) – представитель национал-патриотической партии «Судьба нации» . Остальные же кандидаты набрали менее 7%. Стоит отметить, что в Нур-Султане и Алмате выборы сопровождались мирными митингами населения, не согласованными с властями. Митингующие выступали за прозрачность выборов, которой, по их мнению, стране категорически не хватает.

В Казахстане официально зарегистрировано 6 политических партий :

  1. Правящая партия Nur Otan.
  2. Демократическая партия Казахстана "Ак жол".
  3. Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК).
  4. Народно-демократическая партия "Ауыл".
  5. Партия "Бiрлик".
  6. Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП).

По итогам выборов, членов в нижнюю палату Парламента, прошедших 10 января 2021 года  были избраны представители трех партий, преодолевших рубеж в 7%. Это те же Нур-Отан, демократической партии « Ак жол»,  Народной партии Казахстана (НПК).

Правящая партия Нур-Отан набрала самое высокое количество голосов 71,09%, в то время как «Ак жол» и НПК по 10,95% и 9,10% соответственно.  Таким образом в Мажилисе сегодня 76 депутатов от «Нур-Отан», 12 депутатов фракции «Ак жол» и 10 депутатов НПК. Такое распределение голосов неприятно удивило некоторых экспертов, что вполне логично, ведь с приходом нового президента была объявлена политика «государства слышащего», а на деле распределение мест осталось прежним, что не соответствует желаниям казахстанцев в большей степени.

Помимо жестокого пресечения мирных протестов властями, зафиксировано несколько случаев нарушения регламента выборов. В отчете наблюдателей от ОБСЕ зафиксирован ряд грубых нарушений вовремя проведения выборов. Иностранными наблюдателями отмечается минимальное количество прессы на выборах, что заставляет насторожиться.

К вопросу о том, почему такие партии, как национал-патриотиечская и другие партии не имеют представителей в палатах высшего законодательного органа вполне объяснима.

На сегодняшний день в Казахстане проживает порядка 130 национальностей. В РК нет регионального разделения этносов, как это сложилось в России. Поэтому толерантность и демократичность, компромисность решений являются приоритетными ценностями, которые способствуют сохранению мира и согласия среди населения. Национал-патриотическая партия со своими дерусификации населения, экстенсивными методами возрождения культуры коренного народа в целом не отвечают идеям глобализирующегося мира, а иногда им противоречат.

Причина неудачи, в большей степени и в том, что идеи ее членов не соответствуют намеченному экономическому курсу страны.  Примечательно, что и  тут не обошлось без волнений, в частности, среди населения Алматы. Официально не зарегистрированная партия «Оян, Казакстан» («Пробудись, Казахстан»), участвовавшая в организации митинга представляет собой оппозицию, несогласную с результатами состоявшихся выборов членов Мажилиса, а так же некоторых членов Маслихатов ( представители местной исполнительной власти).  К слову, общественное движение «Оян, казак» появилось сравнительно недавно. Его членами являются, в основном, молодые люди, с твердой гражданской позицией, которая контрастирует с нынешними устоями, установленными властью. На мой взгляд, организация подобного рода – это уникальное явление для Казахстана. Движение набирает силу и при этом не запрещено официально, как это было с народной партией «Демократический выбор Казахстана». Одной из причин этому является относительная нейтральность идей лидеров движения. В своих постах в социальных сетях члены движения поднимают острые социальные проблемы, мешающие, по их мнению, Казахстану вступить на истинно демократический путь. Среди их идей так же присутствует смена президентского статуса республики на парламентский. То, насколько движение станет популярным, покажет время, но сегодня это одно из тех объединений, которое у всех на слуху.

С приходом нового президента не стоит ожидать больших перемен во внутренней и внешней политике. До нынешнего времени первый президент и лидер нации Назарбаев, оставив пост президента, остался председателем правящей партии «Нур-Отан» а так же главой совета безопасности страны, что оставляет за ним ряд широких полномочий, часть из которых не такая явная. Будучи президентом, Назарбаевым был расширен ряд полномочий главы совета безопасности. К примеру, пост председателя главы Совета принадлежит Назарбаеву пожизненно. Так же, с 2010 года за первым президентом был закреплен статус лидера нации, что несет больше идеологический смысл, нежели прямо политический, но тем не менее обеспечивает Назарбаева и членов его семьи иммунитетом. Именно поэтому нельзя не согласиться с мнением политолога Д. Сатпаева о  том, что так называемый «транзит власти» начался за некоторое время до отставки президента.

В противовес фактам о сохранении власти Назарбаева служат реальные действия и указы Токаева в должности главы государства. Несомненно, в его действиях чувствуется упор на либеральные идеи.

Среди официальных постановлений и указов можно отметить уменьшение количество членов партии для ее официальной регистрации с 40 000 до 20 000. По мнению Токаева, необходимо дать большую свободу выражения оппозиционных идей и «разбавить»  количество депутатов в высшем законодательном органе той же системной оппозиции. Существует мнение о том, что такие меры являются «пустыми». Истинная реформа лежит намного глубже. Действия неугодных власти партий могут быть ограничены в судебном порядке, все еще действующим по законам, принятым в авторитарную эпоху бессменного лидера нации.

Токаев также дает большую свободу в работе СМИ, декриминализируя статью 130 УК о клевете. Она переводится в разряд административных правонарушений, что позволяет СМИ более свободно освещать события под разными углами. Сменилось официальное отношение к митингам оно приобрело уведомительный характер, вместо разрешительного.

Эти нововведения пока остаются, скорее, на бумаге. События 10 января на улицах Алматы явно служат лакмусовой бумагой для всего, что было недавно введено и очаровало некоторых граждан. Мирный митинг превратился для митингующих в плотно сомкнутый круг из силовиков, не выпускавших людей из него в течение 14 часов при -15 градусах мороза.  

Таким образом, непохожесть политики, как внешней так и внутренней Токаеву еще придется доказать на деле. Действительно, чувствуется ветер перемен, однако, насколько сильно он изменит общество и решит его проблемы, стоит посмотреть.

Смена руководителя привнесла некоторые коррективы и в экономику страны. Идея К. Токаева заключается в том, что первый президент, в силу обстоятельств, уделял внимание экономике больше, чем политической сфере. Новый же курс предполагает инновации и более детальную проработку политического курса.

Планы внешнеполитической стратегии на 2021 г. в отношении России

В ближайшие годы сотрудничество России и Казахстана будет только укрепляться. Лидеры обеих сторон выразили свои ожидания от предстоящих лет сотрудничества, которые в большей мере совпадают. Не ожидается ухудшения отношений и в экономическом плане. Одним из важнейших интеграционных проектов является ЕАЭС, работа которого совершенствуется с каждым годом. Такое региональное экономиечское сотрудничество значительно упрощает экономическое взаимодействие стран, а так же укрепляет политическое.  С 1 января 2021 года Республика Казахстан приняла председательство в органах Евразийского экономического союза.

Токаев, будучи новым лидером, дает весьма сдержанные комментарии на счет внешнеполитического курса РФ. В частности, о Крыме лидером было упомянуто, что слово «аннексия» не есть верное определение той сложной политической ситуации, сложившейся на территории соседа. Надо сказать, что такое лояльное отношение возмущает украинские власти, в связи с чем МИД Украины готов вводить дополнительные ограничительные меры против РК, что никак не комментируется в Ак Орде.

Что касается конкретных планов, то в рамках XV Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана был подписан ряд документов в разных сферах. Главным из них являлся план действий стран на 2019-2021 гг.

Подписаны такие документы как:

  • план мероприятий по реализации Программы межрегионального и приграничного сотрудничества между правительством РФ правительством Казахстана на 2018-2023 годы.
  • Меморандум о намерениях между министерствами экономики двух стран по подготовке и реализации Программы приграничного сотрудничества "Россия - Казахстан".
  • Меморандум о взаимопонимании сотрудничестве в области туризма.
  • Протокол о внесении изменений в Соглашение между правительством РФ и правительством Казахстана о порядке пересечения российско-казахстанской государственной границы жителями приграничных территорий РФ и Казахстана.