Центральная Азия в фокусе интересов США
Во время работы Генассамблеи ООН в Нью-Йорке Джо Байден провёл беседу с главами стран Центральной Азии, почтив вниманием постсоветские республики — Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия — их в США называют “С5”.
Белый дом указал, что «президент США обсудил с собеседниками важность создания более благоприятной деловой среды для торговли с американскими компаниями и инвестиций частного сектора посредством создания бизнес-платформы частного сектора, которая дополнит дипломатическую платформу “C5+1”. <...> Соединённые Штаты предложили начать Диалог “С5+1” по важнейшим полезным ископаемым для освоения огромных минеральных богатств Центральной Азии и повышения безопасности важнейших полезных ископаемых. Эти усилия являются частью продолжающейся работы США по поддержке привлечения инвестиций в Транскаспийский транспортный маршрут (так называемый “Средний коридор”) и его развития через партнёрство в интересах глобальной инфраструктуры и инвестиций».
В данном комментарии всё довольно однозначно — США хотят получить доступ к природным ресурсам, установить контроль над коммуникациями в регионе.
Встреча лидеров центральноазиатских стран была ожидаема и скорее запрограммирована в повестке госдепартамента США. Ранее в этом году известный американский учёный Фредерик Старр, специализирующийся на странах Центральной Азии и имеющий связи с истеблишментом США, опубликовал доклад, основанный на полевых исследованиях в регионе по теме восприятия действий США. На основе вышедшего отчёта можно сделать вывод, что в последнее время к США в странах ЦА относятся довольно критично, хотя существует определённая сеть западников, которая рассчитывает на грантовую помощь от Вашингтона и поэтому рассказывает о усиливающемся влиянии России и Китая. В рекомендациях указано о необходимости проведения встречи президента США с главами этих республик. Также говорилось о важности различных экономических инструментов, укрепляющих влияние США в регионе. Высказывалась мысль о подключении к общей региональной повестке США и Азербайджана, что превратит концепцию “С5+1” в “С6+1”.
Постепенное экономическое вовлечение Запада в дела стран ЦА может со временем изменить и политическую атмосферу. Для этого могут использоваться различные предлоги. Например, Узбекистан может стать энергетическим хабом, и речь не только о транспортных коридорах для газа, но и для альтернативных видов энергии.
New York Times пишет, что «Эмираты хотят, чтобы их считали благоприятной для климата сверхдержавой в области возобновляемых источников энергии, вкладывающей миллиарды в ветровую и солнечную энергетику в таких местах, как Узбекистан, даже при том, что они помогают тем же развивающимся странам десятилетиями производить ископаемое топливо за счёт других своих инвестиций». Вероятно, что ЕС и США так же воспользуются нынешней открытостью экономики Узбекистана.
СМИ пишут о том, что Пекин может отказаться от российского транзита, чтобы не попадать под западные санкции и использовать новый маршрут через Киргизию.
Появление такой железнодорожной ветки значительно сократит время в пути и обеспечит альтернативу нынешнему маршруту Казахстан-Россия. Из Узбекистана железная дорога может соединиться с железной дорогой Узбекистан-Туркменистан до порта Туркменбаши на Каспийском море или до порта Баку в Азербайджане, а также получить выход на рынки Грузии, Турции и даже стран Причерноморья, например Болгарии.
Для Киргизии в этом есть свой интерес, поскольку, как и Узбекистан, страна не имеет выхода к морю.
С геополитической точки зрения железная дорога соответствует более широким внешнеполитическим целям Китая в рамках инициативы «Пояс и путь», которые направлены на укрепление транспортной связи и экономического сотрудничества по всей Евразии.
В корпорации RAND также озабочены интересами США в Центральной Азии. Аналитик Хантер Столл предлагает возобновить экономические инвестиции в страны региона. В этом году государственный секретарь США Энтони Блинкен посетил Казахстан и Узбекистан, что стало первым личным визитом действующего госсекретаря США более чем за три года. Там он встретился с представителями пяти стран Центральной Азии. Блинкен объявил, что администрация Байдена выделит 20 миллионов долларов на финансирование Инициативы по повышению экономической устойчивости в Центральной Азии (ERICEN), доведя общий объём финансирования до 50 миллионов долларов. У ERICEN три основных направления: расширение торговых путей, укрепление частного сектора и инвестирование в людей посредством профессиональной подготовки и просвещения.
Это можно отнести к так называемой мягкой силе. Столл предлагает использовать и инструмент жёсткой силы — военное присутствие США в Центральной Азии. Для этого нужно создать соответствующее прикрытие — борьба с терроризмом.
Чтобы не вызывать раздражение России или Китая, присутствие должно быть минимальным, а выгоды максимальными.
Государственная программа партнёрства поощряет отношения между подразделениями Национальной гвардии США и странами Центральной Азии. С 2002 года Национальная гвардия Вирджинии сотрудничает с Таджикистаном; с 1990-х годов Национальные гвардии Аризоны и Монтаны сотрудничали с Казахстаном и Киргизией соответственно; Национальная гвардия Миссисипи и Узбекистан сотрудничали с 2012 года; и до 2011 года Национальная гвардия Невады сотрудничала с Туркменистаном.
Кроме того, с 2002 года американские войска неоднократно проводили учения «Степной орёл» — многонациональное учебное мероприятие, в котором принимали участие американские, британские, казахские, киргизские, узбекские и таджикские войска.
Столл говорит о важности реальных функций спецподразделений Центрального командования Минобороны США на местах, в зоне ответственности которого находится Центральная Азия.
Безусловно, с учётом занятости России на украинском направлении США и ЕС будут пытаться воспользоваться этой ситуацией. И на фоне регулярных сообщений о проявлении русофобии в Казахстане или попыток эскалации отношений между Кыргызстаном и Таджикистаном любые сигналы об увеличении западного присутствия в ЦА должны вызывать тревогу.