Роль Казахстана в Евразийском Союзе

04.09.2012

Евразийский Союз (ЕАС) — проект союза независимых постсоветских государств с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, гуманитарным, культурным пространством, предполагаемого к созданию некоторыми странами-членами СНГ на базе соответствующих интеграционных структур СНГ —ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ и Таможенного союза. Предполагается, что союз будет строиться по модели мощного наднационального объединения, способного стать самодостаточным рынком (население которого должно составлять не менее 200—250 миллионов человек) и в перспективе - одним из геополитических «полюсов» современного мира, играющим при этом роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом.
       Проект создания Евразийского союза на сегодняшний день является наиболее масштабным постсоветским геоэкономическим и геополитическим проектом, нацеленным на консолидацию сохраняющегося социально-экономического, научно-технологического и культурно-образовательного потенциала новых независимых государств. Одновременно с этим, проект нового союза, по замыслу его инициаторов и идеологов, призван дать адекватный ответ на современные глобальные вызовы и угрозы, преодолеть инерцию процессов демодернизации на постсоветском пространстве. Одним из ключевых авторов идеи создания Евразийского союза по праву считается Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выдвинувший идею «евразийской интеграции» еще в 1994 году и ставший активным участником практически всех интеграционных инициатив в рамках постсоветского пространства. Вместе с премьер-министром России В. Путиным  и Президентом Белоруссии А. Лукашенко президент Казахстана Н. Назарбаев является активным участникам обсуждений, в качестве равноправного партнера определяя базовые принципы устройства и функционирования формирующегося объединения. Последнее представляется вполне естественным и закономерным. Напомним, что заявленный президентом Казахстана еще в 1994 году проект предполагал объединение всех бывших республик СССР в единое экономическое пространство при сохранении ими своего политического суверенитета вызвал мощный резонанс в сознании политических элит и народов стран СНГ.
       Следует признать, что создание ЕАС органично вписывается в общую логику современных глобальных трансформаций – состоявшийся на наших глазах распад биполярного мира, несбывшиеся надежды на монополярность (в виде «униполя» или иной сходной по содержанию и смыслу модели), происходящее становление «многополярного мира», опирающееся на логику структурирования макрорегиональных «больших пространств». Становится очевидным, что политика одностороннего «силового» перераспределения влияния в мире, по признанию одного из ключевых американских внешнеполитических стратегов З. Бжезинского, потерпела неудачу . Возникла парадоксальная, на первый взгляд, ситуация «безвластия всевластных» , и требуются качественно новые подходы к формированию международной политики, нацеленные на укрепление начал интеграции, а не на создание новых «конфликтных линий».
      Как полагают поддерживающие новый проект эксперты, создание Евразийского Союза означает новое качество постсоветской интеграции, которая из бессодержательных деклараций превращается понятный, привлекательный для граждан и бизнеса, устойчивый и долгосрочный проект, не зависящий от перепадов текущей политической и любой иной конъюнктуры.
       Ключевой элемент экономической структуры Евразийского союза – единое экономическое пространство (ЕЭП), которое, по замыслу, первоначально будет базироваться на согласованных действиях в ключевых институциональных областях — в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере технических регламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий. И на следующей стадии — на единой визовой и миграционной политике, что позволит снять пограничный контроль на внутренних границах.
         Таким образом, строительство Таможенного союза и Единого экономического пространства закладывает основу для формирования в перспективе Евразийского экономического союза. Одновременно будет идти и постепенное расширение круга участников Таможенного союза и ЕЭП за счет полноценного подключения к работе Киргизии и Таджикистана, с перспективой подключения к проекту Украины и Молдовы, которые также являются членами-наблюдателями ЕврАзЭСа и участниками договора о зоне свободной торговли в СНГ.
            В качестве политического прогноза идеологами нового объединения постулируется, что создание Евразийского союза позволит постсоветским государствам войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания. Сложение природных ресурсов, капиталов, развитого человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке, в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и передовых производств. И наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами — такими как ЕС, США, Китай, АТЭС — обеспечивать устойчивость и «равновесность» глобального развития.
       В то же время, наряду с экономическим и политическим, в формировании Евразийского Союза, наряду с экономической, присутствует и ярко выраженная культурно-цивилизационная составляющая. Последняя выступает в роли своеобразного «идейного стержня» интеграционного проекта, означая на практике качественно новое прочтение содержания и смысла евразийского учения применительно к реалиям многополярного мира .
        Таким образом, формирующемуся на наших глазах «глобальному миру» очевидно требуются новое качество и новые модели «глобального управления», которые бы отвечали актуальным вызовам и могли бы обеспечить гибкое и эффективное сочетание национально-государственных, макрорегиональных и глобальных интересов, тот самый баланс «глобального» и «локального», о необходимости которой говорит автор концепции «глокализации» .
      Значимым побуждающим к новым «интеграционным моделям» фактором  является глобальный экономический кризис, показавший ограниченность возможностей традиционных моделей политики и политических стратегий, игнорирующих объективные тенденции к усилению сотрудничества государств. Как отметил в одном из своих интервью известный немецкий журналист и публицист П. Шолль-Латур, ситуация исчерпания «монополии» традиционно доминировавших в мире индустриальных и военных «игроков» действительно требует новых внешнеполитических стратегий.
        Свою роль в осознании необходимости новых подходов к интеграции сыграл и «концептуальный» кризис СНГ, так и не определившегося со своей стратегической миссией. Такой миссией по определению не могли быть простой механический «развод» постсоветских государств либо их «аморфное» и бесцельное сосуществование, но именно сохранение того конструктивного потенциала единства, который продолжал и продолжает связывать страны и народы.
        Наконец, неоднозначный опыт Европейского Союза, добившихся политических и экономических успехов, но так и не определившихся до конца с ценностными основаниями интеграции (подтверждением чему – ведущиеся там дискуссии об идентичности и о «судьбах  мультикультурализма»), также побуждает к глубоким размышлениям.
       Стратегическое значение Республики Казахстан в рамках нового формирующегося объединения предопределено целым рядом объективных обстоятельств. Казахстан – естественное «ядро» процесса евразийской интеграции. Страна органично соединяет в себе «сегменты» мусульманской и христианской цивилизаций, тюркской и славянской культур, значимые элементы политического и идеологического многообразия, что позволяет ей сформировать уникальный опыт межкультурного, межконфессионального и межэтнического взаимодействия, естественным образом используя его в рамках интеграционных процессов.
       Следуя стратегическим установлениям своего национального лидера, страна определилась со своей национальной идеей и стратегической миссией – динамичное и стабильное развитие в условиях взаимосвязанного и многополярного мира.
       Казахстан имеет собственную модель межнационального согласия и опыт культурно-цивилизационного диалога, в создании которой ключевую роль сыграл президент Н. Назарбаев. Эта самобытная модель признана и высоко оценена ведущими международными организациями, включая ООН и ОБСЕ.  
       Реализуя замысел Первого Президента страны, Казахстан создал и развил модель «евразийской демократии», опираясь на свой уникальный политический опыт, связанный с построением правового и демократического государства, институтов рыночной экономики в непростых условиях трансформационных процессов 1990-2000-х годов.
      Благодаря усилиям своего лидера и творческой активности всего многонационального народа, Казахстан состоялся одновременно как национальное государство, создав консолидированную нацию и единое политическое пространство. Это позволило молодому государству избежать «культурно-цивилизационных» и этноконфессиональных «разломов», осложнивших политическое развитие и становление многих стран Центральноазиатского региона. Это позволило Казахстану стать примером и  гарантом стабильного развития для сопредельных центральноазиатских государств.
     Казахстан является автором ряда стратегических международных инициатив, сформулированных и обнародованных Н. Назарбаевым на самых представительных международных форумах  – и в том числе инициативы о ядерном разоружении.
       Реализуя многовекторную внешнюю политику, приоритеты которой определены лидером нации, Казахстан последовательно развивает диалог с влиятельными международными организациями, представителями различных культурно-цивилизационных сообществ, что неизменно увеличивает его внешнеполитический вес.
      Помимо этого, Казахстан – автор оригинальной и успешной модели реформирования экономики, которая является ключевым элементом политического курса президента Н. Назарбаева.  Это позволило стране занять достойное место среди наиболее динамично развивающихся стран мира, что приобретает особое значение в увязке с проводимым руководством страны курсом на укрепление политической стабильности.     
        И не случайно, что именно сегодня в тесном взаимодействии со своими российским и белорусским коллегами - премьер-министром В. Путиным и президентом А. Лукашенко - президент Казахстана Н. Назарбаев сформулировал собственное видение целей, задач и перспектив будущего объединения . Напомним, что уже в середине 1990-х годов Н. Назарбаев полагал необходимым создать евразийский союз государств по образцу Евросоюза, где бы существовал консенсусный метод принятия решений. Еще одной идейной «новацией» стало адресованное лидерам других постсоветских государств предложение лидера Казахстана создать Евразийский экономический союз. Таким образом, благодаря его значимому вкладу обретала новую жизнь идея качественно нового «евразийского объединения», не имевшего аналогов в предшествующей истории.
         В образе Евразийского союза, представленном лидером Казахстана сегодня отсутствуют любые проявления «политического ностальгизма», и изначально заявляется  прагматичный подход, отрицающий любые формы насилия политики над экономикой, какими бы благими намерениями или целесообразностями это не прикрывалось.
       Признавая значимость аспектов безопасности, президент Казахстана  усматривает в евразийском проекте возможность коллективно закрыться от внешних экономических, военных, политических, информационных, технологических, экологических и других угроз – по его мнению, ЕАС не должен стать какой-либо формой «железного занавеса».  
       В контексте протекающих сегодня глобальных процессов принципиально важно, что Евразийский Союз мыслится Н. Назарбаевым как открытый проект, в контексте широкого взаимодействия с Евросоюзом и другими значимыми объединениями.
        Н. Назарбаев принципиально подчеркивает, что Евразийский Союз не будет представлять собой «реставрации» или «реинкарнации» СССР или возрождения некоей «имперской модели», что полностью совпадает с позицией руководства России, Беларуси и других стран полностью совпадают.
        По мнению главы Казахстана, ЕАС не будет ни в коей мере направлен против т.н. «китайской экономической экспансии», поскольку стратегическое партнерство с Китаем определяется в числе приоритетов внешней политики Казахстана и его партнеров по новому формирующемуся объединению – России и Беларуси. Последнее предполагает интенсивный политический диалог и тесное экономическое сотрудничество, а также взаимодействие в рамках ШОС и СВМДА.
         Лидер Казахстана настаивает на обязательности признания  ответственности каждой страны-участницы за устойчивость внутреннего развития, результативность национальной, экономической, кредитно-финансовой и социальной политики – полагая это залогом стабильности ЕАС в целом. Опыт Евросоюза, столкнувшегося сегодня с проблемами финансовой дисциплины, ставит вопрос о необходимости нахождения устойчивого баланса между коллективной и индивидуальной ответственностью членов современных союзных объединений.
       Н. Назарбаев неразрывно связывает «содержательное наполнение» евразийского проекта с последовательным формированием единого экономического пространства Казахстана, Беларуси и России как необходимой основой будущего объединения. Характерен эволюционный, взвешенный и прагматический подход казахстанского лидера к интеграционному процессу,  целью которого является создание механизмов согласования экономической политики трех стран и обеспечения трансграничного свободного движения услуг, капиталов и трудовых ресурсов, а также унификация национальных законодательств.
       Именно ЕЭП, по мысли президента Казахстана,  должен стать прочной основой для перехода к более высокой ступени интеграции — Евразийскому экономическому союзу, что предполагает создание мощного геоэкономического объединения с впечатляющими перспективами роста его совокупного потенциала.
          Не менее значимо, что лидер Казахстана стремится мыслить формируемый ЕАС как успешный центр глобальной силы вне четко прослеживающихся трендов глобального развития, которые предполагают политическую самоорганизацию в виде региональных союзов, формирующихся в разных регионах мира. Здесь прослеживается опора на опыт суверенного развития экономик России, Казахстана и других участников евразийской интеграции, которые стали частью глобальной экономики.
         По заключению Н. Назарбаева, одним из ключевых условий развития инновационного потенциала ЕАС является активное наращивание инвестиционного и технологического сотрудничества с США, Евросоюзом, Китаем, странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества.
         Национальный лидер Казахстана особенно подчеркивает неразрывную связь между созданием ЕАС и конструированием новой глобальной системы безопасности. В принятой в декабре 2010 года по предложению Н. Назарбаева Астанинской декларации саммита ОБСЕ впервые была обозначена цель создать единое и неделимое пространство евроатлантической и евразийской безопасности, что принципиально невозможно без опоры на систему устоявшихся региональных союзов.
         С точки зрения президента Казахстана, в случае последовательного «внутреннего обустройства» и грамотного внешнеполитического позиционирования Евразийский Союз имеет все шансы стать органичной частью новой мировой архитектуры, призванной стать ответом на вызов глобального экономического кризиса. Поэтому создаваться новый союз должен именно как конкурентоспособное глобальное экономическое объединение с эффективными внутренними механизмами, но не как новая «бюрократическая надстройка».
        Как следствие,  всем участникам евразийской интеграции призваны выработать ясную и четкую стратегию действий, имеющую своей конечной целью создание инновационной экономики. Это позволит им выйти из статуса «периферийных экспортеров сырья» и занять более достойное место в мировом «разделении труда». И поскольку на путях «догоняющей модернизации» эту задачу принципиально невозможно, большое значение приобретают национальные стратегии «технологической революции», выдвигаемые странами-участницами формирующегося евразийского объединения. В этой связи особого внимания заслуживает реализуемая Казахстаном стратегия форсированного индустриально-инновационного развития, призванная обеспечить национальный «технологический прорыв». «Генератором» подобного прорыва в «евразийском масштабе», по мнению президента Назарбаева, и призван стать формируемый сегодня ЕАС, позволяющий задать общий алгоритм модернизации и инновационного развития участвующих стран. Как представляется, предложенная Н. Назарбаевым Программа евразийской инновационно-технологической кооперации, рассчитанная на перспективу 10–15 лет, будет эффективно способствовать решению этой задачи.
           Рассмотрение Н. Назарбаевым Евразийского Союза как стратегически значимого звена, сцепляющего евроатлантический и азиатский ареалы развития, позволит объединению выполнить функцию «геополитического балансира» в изменчивом и нестабильном глобальном мире. Заявленное им намерение наделить ЕАС ролью своеобразного «моста»,  соединяющего динамичные экономики Евросоюза, Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, выглядит вполне обоснованным на фоне объективной потребности ключевых геоэкономических игроков в более глубокой интеграции друг с другом в условиях глобального экономического кризиса.
           В конечном итоге, по мнению президента Казахстана, исходя из этой логики, Евразийский союз должен формироваться как самодостаточное региональное финансовое объединение, которое будет частью новой глобальной валютно-финансовой системы, и призвано на своем уровне способствовать смягчению эффектов глобального кризиса.  Поэтому создание общей платежной системы на основе наднациональной расчетной единицы, а затем и единой валюты для стран-участниц могут рассматриваться как вполне закономерные результаты  интеграции в этой области. Валютный союз в рамках ЕЭП, как справедливо полагает Н. Назарбаев, мог бы содействовать развитию интеграционных процессов в направлении модели, близкой к современному состоянию Европейского Союза, подтвердив общую жизнеспособность формирующегося объединения.         
          В этой связи немалым конструктивным потенциалом обладают и предложения казахстанского лидера о создании ряда общих институтов Евразийского Союза – в частности, Евразийской ассамблеи, объединяющей парламентариев наших стран, Евразийского конгресса промышленников и предпринимателей, а также Евразийской торгово-промышленной палаты. Также предложенное им размещение руководящих органов ЕАС, как представляется, стало бы справедливой данью признательности Казахстану как инициатору идеи евразийской интеграции.  Не меньшее значение для интеграционного процесса, как справедливо полагает Н. Назарбаев, могло бы иметь расширение числа евразийских общественных объединений, что заметно расширило бы социальную базу поддержки проекта.
        Таким образом, Н. Назарбаев заявляет принципиальное видение Евразийского Союза как обладающего колоссальным внутренним потенциалом и содержательной динамикой мегапроекта, способного дать «комплексный ответ» на вызовы настоящего и будущего. Принципиальная опора этого интеграционного проекта на принцип добровольности, прагматический и эволюционный подходы, равно как и предполагаемая интеграция потенциала всех существующих евразийских объединений, призваны обеспечить его конкурентноспособность и общий успех.
        Реализация заявленных президентом Казахстана стратегических подходов и инициатив, на взгляд автора, позволила бы Евразийскому Союзу добиться полноценной внутренней интеграции и более полно реализовать свой внешнеполитический потенциал, постепенно превращаясь в одного из ключевых факторов обеспечения стабильности мировой политической и экономической систем. Поэтому именно сегодня необходимо их самое активное обсуждение в  политических, научных и экспертных кругах – с последующим закреплением в виде политических решений, с которыми будет неразрывно связана общая судьба народов Евразии.