Куба: итоги года
После победного торжества Кубинской революции на исходе 1950-х годов, вся политическая власть в стране оказалась сосредоточена в руках революционного правительства во главе с небезызвестным Фиделем Кастро. Данный период ознаменовался радикальными социальными и экономическими преобразованиями. Однако, формальные институты государственной власти, включая парламент, отсутствовали. Их роль на себя взяла революционная партия. Так, в начале 1970-х годов, по завершении первого этапа восстания и стабилизации большинства процессов внутри страны, кубинское руководство принимает решение институционализировать государственную власть и создать официальный руководящий орган. Ключевым шагом в этом процессе стало принятие новой социалистической Конституции 1976 года. В этом же году официально оформилась Национальная ассамблея народной власти Кубы (Asamblea Nacional del Poder Popular – ANPP). Создание данной структуры власти было важно с точки зрения формального установления социалистического государства, а также закрепления принципов социализма в конституции. Ассамблея, будучи выборным органом правительства, взяла на себя одну из важнейших задач – повышение легитимности ныне действующего правительства и интеграция народа в процессы принятия решений. Помимо этого, ANPP были делегированы законодательные функции, контроль за исполнительной властью и право на создание и принятие новых законов, регулирующих различные аспекты жизни граждан.
Данная институция до сих пор ведет активную деятельность, в том числе выстраивая коммуникации со с дружественными государствами. Так, в декабре уходящего года прошла четвертая очередная сессия Национальной ассамблеи народной власти Кубы 10-го созыва.
Секретарь Национальной ассамблеи народной власти и Государственного совета Омеро Акоста Альварес в рамках телепередачи «Круглый стол» еще до фактического проведения заседания анонсировал ключевые вопросы, включенные в нынешнюю повестку дня. Так, среди прочего, обсуждение сконцентрируется вокруг актуальных проблем, затрагивающих население: в октябре и ноябре по всей стране реализовывался процесс подотчетности делегата своим избирателям. Это означает, что депутаты, избранные непосредственно гражданами в своих регионах, получили возможность собрать обратную связь относительно накопившихся проблем и услышать конкретные требования граждан. Отдельно отметим, что данная процедура протекала в условиях сложной экономической ситуации, усугубившейся, помимо усиления блокады, напряженностью последних месяцев, в ходе которых возникли трудности с национальной электрической системой, в частности – в следствие природных катаклизмов.
Непосредственно на открытии очередного заседания спикер кубинского парламента Эстебан Ласо Эрнандес отметил, что, «мы чувствуем в этом парламенте присутствие главнокомандующего Фиделя Кастро Руса, который направляет нас, стимулирует и вдохновляет». Вместе с тем, он позволил себе небольшую ретроспективу, назвав вдохновляющей встречу Фиделя и Рауля в декабре 1956 года в Чинкве-Пальмасе на востоке страны. У первого все еще критически не доставало винтовок, однако он с оптимизмом выразил готовность продолжить и победить в борьбе за независимость. Эта речь задала тон всем последующим выступлениям, в очередной раз подчеркнув значимость независимости.
Так, непосредственно в ходе заседания министр энергетики Кубы Висенте де ла О Леви представил депутатам анализ состояния электроэнергетической системы страны в условиях санкций США и последствий стихийных бедствий. Отдельно отметим, что Куба уже достаточно давно является подсанкционным государством. Так, «штрафы» в области электроэнергетического сектора затрудняют или вовсе не позволяют «острову Свободы» приобретать технологии, оборудование и запасные части, необходимые для обслуживания и модернизации ее электростанций, распределительных сетей и систем передачи. Более того, действующие санкции затрудняют импорт нефти и газа, что вызывает нехватку топлива, отключение электроэнергии и влияет на производительность экономики.
Исходя из контекста сложившейся ситуации, «мустешар» обратил пристальное внимание на отсутствие капитального ремонта основных электростанций, увеличение спроса в жилом секторе и ущерб от ураганов и землетрясений: «Сценарий, при котором было невозможно провести капитальный ремонт основных генерирующих станций, и спрос в жилом секторе был значительно повышен», - сказал он.
В своем выступлении О Леви также отметил, что отдает приоритет устранению сбоев в электроснабжении, начиная с увеличения генерирующих мощностей и, в свою очередь, повышения энергоэффективности, что является одной из самых серьезных проблем Национальной электроэнергетической системы. Решение данного вопроса политик видит в наращивании использования фотоэлектрической солнечной энергии посредством широкого инвестиционного процесса, состоящего из инновационных проектов, способных установить тысячу мегаватт на территории страны в течение двух лет. Воздвижение солнечных электростанций уже идет.
Еще одной центровой темой стала программа технического обслуживания дорог. В ходе дискуссий глава Министерства транспорта Эдуардо Родригес Давила сообщил, что дорожная ситуация в стране сложная, и, хотя принимаются меры по ее восстановлению, они не покрывают все потребности на национальном уровне. Также деятель подчеркнул значимость инфраструктуры дорог для развития страны и признал, что муниципалитеты также несут ответственность за ее состояние. В этом контексте он отметил создание провинциальных транспортных управлений и отделов по дорожной инфраструктуре.
Далее Мартинес уделил отдельное внимание значимости реализации экономической и социальной стратегии в рамках промышленного сектора. В частности, он рассказал о политике автоматизации, внедрении системы комплексного управления техническим обслуживанием, развитии производства запасных частей и деятельности по утилизации отходов как факторов, способствующих достижению целей до 2030 года.
Наконец, директор департамента первичной медико-санитарной помощи Министерства здравоохранения Яген Помарес Перес представила стратегию агентства по постепенному решению и исправлению ряда проблем, с которыми сталкивается страна в области здравоохранения.
Специалист подчеркнула необходимость внесения различных изменений для улучшения системы первичной медико-санитарной помощи с обращением приоритетного внимания на эффективность использования имеющегося человеческого и технологического ресурса. Кроме того, она подчеркнула гибкость этой стратегии, «которая позволяет адаптировать ее к конкретным условиям каждой провинции и муниципалитета». По его словам, эти территории должны будут взять на себя ответственность за управление имеющимися в их распоряжении ресурсами, чтобы добиться прогресса в удовлетворении потребностей населения.
Не обошли стороной и вопрос подготовки молодых кадров в качестве фундаментальной основы процесса. В связи с этим председатель Комиссии по здравоохранению и спорту Кристина Луна Моралес поддержала инициативу и подчеркнула важность озвученного вопроса.
Выступая перед первым заместителем министра Министерства здравоохранения Таней Маргаритой Крус Эрнандес, Моралес коснулась стратегии национальной системы здравоохранения по цифровой трансформации и ее прогнозов на 2025 год. Она рассказала депутатам о продолжающейся пилотной программе в провинции Гавана по разработке и программированию виртуального приложения в интересах первичной медико-санитарной помощи.
Помимо всего выше сказанного, в рамках четвертой очередной сессии Национальной ассамблеи Народной власти также обсуждались вопросы реализации уголовного процесса, роль кубинской промышленности в структуре национальной экономики и по итогам всех выступлений формулировались цели на будущее:
– Добиться прогресса в реализации Программы макроэкономической стабилизации;
– Увеличить и диверсифицировать внешние доходы страны;
– Увеличить внутреннее производство с упором на продукты питания;
– Добиться прогресса в изменении размеров и развитии социалистического государственного предприятия и остальных экономических субъектов в их взаимодополняющей роли;
– Добиться прогресса в совершенствовании стратегического управления территориальным развитием;
– Добиться прогресса в совершенствовании государственного управления;
– Консолидировать и развивать социальную политику, гарантируя защиту отдельных лиц, семей, домашних хозяйств и сообществ, находящихся в уязвимом положении;
– Добиться прогресса в реализации общих директив, направленных на предупреждение и сокращение преступности, коррупции, беззакония и социальной недисциплинированности;
– Реализация Государственной программы восстановления национальной электроэнергетической системы;
– Управление наукой и инновациями, социальными коммуникациями и цифровыми преобразованиями для стимулирования областей развития и совершенствования государственного управления.
Союз Москвы и Гаваны
Обратим внимание, что перед началом четвертой очередной сессией Национальной ассамблеи Министерство промышленности представило депутатам отчет о своей деятельности в соответствии с соглашениями, достигнутыми в течение уходящего года. В частности, речь идет и об интеграционных процессах с Россией. Более того, учитывая наращивание договоренностей между двумя странами, Москву можно назвать одним из ключевых геополитических союзников Гаваны. Так, в июле 2023 года между Москвой и Гаваной по итогам межправкомиссии состоялось новаторское рамочное соглашение, открывшее путь для нового уровня двустороннего сотрудничества в проектной, инвестиционной и торгово-экономической сферах. Россия и Куба утвердили «дорожную карту», которая определяет 13 ключевых льгот, предусмотренных рамочным соглашением. Проект устанавливает четкие сроки и меры для создания благоприятных инвестиционных условий для российских компаний со стороны Кубы. «Мы рассчитываем на то, что подписание этих двух документов окажет положительный эффект на показатели экономической эффективности российских инвестпроектов на Кубе и позволит активизировать двустороннюю проектную деятельность», – отметил директор Департамента развития двустороннего сотрудничества Минэкономразвития России Павел Калмычек.
Благодаря выдвинутой инициативе возможностью стать участником предлагаемого союзнического режима обладают не только российские компании, инвестирующие в страну на Карибах, но и их российские подрядчики, отделения, дочерние организации и совместные предприятия, функционирующие в рамках Кубы для реализации инвестиционных инициатив.
Калмычек также отметил, что договор с кубинской стороной включает проведение систематической работы по устранению бюрократических вопросов; с помощью механизма «единого окна иностранных инвестиций» Министерства внешней торговли и иностранных инвестиций Кубы представителям отечественного бизнеса могут гарантированно предоставляется приоритет на рассмотрение ряда запросов – от получения лицензий и разрешений до регистрации предприятий.
Среди очередных подписанных документов – дипломатическая нота о сотрудничестве между министерством строительства Республики Куба и министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Согласно данному документу предполагается обновление заводов и предприятий по производству стройматериалов на Кубе, а также реализация поставок стройматериалов и оборудования в Республику.
Утвержденный меморандум между министерствами энергетики обеих стран открывает возможности для повышения нефтеотдачи на месторождении «Бока де Харуко» и других нефтяных проектах, что послужит укреплению энергетической независимости Кубы.
Состоялось и подписание соглашения между Федеральной таможенной службой и министерством внешней торговли и иностранных инвестиций Кубы о взаимодействии в пределах общего устройства тарифных льгот и пошлин Евразийского экономического союза. Достигнутая договоренность позволит существенно упростить процедуру получения преференциального режима для кубинской продукции.
Если выгода от подобного сотрудничества для Гаваны очевидна, то Москва, выстраивая подобную геополитическую архитектуру взаимоотношений, усиливает тем самым свое влияние в латиноамериканском регионе. Куба – важный стратегический партнер России, исторически имеющий антиамериканскую позицию, что резонирует с современным положением дел в отношении контактов между Кремлем и Белым домом. Более того, Гавана выразила понимание причин проведения Россией специальной военной операции в Украине, осуждая действия НАТО по расширению на восток. Так, «остров Свободы» выступает значимым дипломатическим игроком в «команде» Кремля, поддерживая предлагаемые инициативы. Подобные настроения среди кубинской политической элиты важно сохранять. Наконец, российские компании могут инвестировать в нефтегазовую отрасль Кубы, что дает доступ к ресурсам и технологиям с одной стороны, с другой –инвестиции в модернизацию кубинской инфраструктуры нацелены на создание новых рабочих мест и укрепление экономических связей.
В частности, в понедельник 23 декабря прошел «виртуальный обмен мнениями» между членом Политбюро Центрального комитета партии Эстебаном Ласо Эрнандесом и председателем Совета Федерации РФ Валентиной Матвиенко. Данная встреча в очередной раз подчеркнула нацеленность выстраивать стратегические отношения между двумя государствами: «Сегодняшний обмен мнениями демонстрирует интенсивность наших связей в неспокойные времена на международной арене», - отметил Эрнандес.
Что касается тесных отношений сотрудничества с Советом Федерации, то он призвал активизировать их с целью проведения более частых обменов мнениями для оценки результатов достигнутых договоренностей. Что касается межпарламентских связей, член Политбюро подчеркнул, что на сегодняшний день было проведено семь видеоконференций с Государственной Думой России, начиная с создания семи парламентских рабочих групп в результате договоренностей, достигнутых после проведения в Гаване в 2023 году I парламентской сессии между двумя законодательными органами. Со своей стороны Валентина Матвиенко заявила, что в евразийском государстве испытывают «глубокое уважение к героическому кубинскому народу», и подтвердила готовность законодательных органов вносить свой вклад в выполнение соглашений, принятых президентами Мигелем Диас-Канелем и Владимиром Путиным; повышение экономических, торговых, финансовых и культурных связей между народами. Наконец, он признал существующие возможности для укрепления сотрудничества в областях, представляющих взаимный интерес, в том числе сотрудничества между российскими регионами и кубинскими провинциями.