Арбаин

Мечеть имама Хусейна в Кербеле. Фото: Геополитика.Ру
Мечеть имама Хусейна в Кербеле. Фото: Геополитика.Ру
14.11.2017
Представьте себе, что в г. Александров на несколько дней прибывают все жители Москвы, а также еще около десяти миллионов  русских православных, проживающих за границей. Они направляются туда, чтобы провести совместную молитву в память русского царя Иоанна Четвертого, известного как Иван Грозный. Вероятно, это невозможно, как в силу транспортных особенностей и городской инфраструктуры, так и отсутствия исторических прецедентов. 
 
Хотя, конечно же, в России проходят массовые крестные ходы и молебны. Великорецкий крестный ход, хоть и длинее по маршруту дистанции между Москвой и Александровым - 150 км., а количество паломников действительно огромное - в 2017 г. в нем приняло участие около 100 тысяч человек, по сравнению с 20 миллионами эта цифра выглядит скромной.
 
Но нечто подобное воображаемому крестному ходу в Александров уже более десяти лет проходит в Ираке, несмотря на войну и  многочисленные проблемы с экономикой. Речь идет об Арбаин - мероприятии в память сорока дней после убийства имама Хусейна - сына имама Али и внука пророка Мухаммеда. Его тело находится в Кербеле, примерно в 100 км. на юг от Багдада (отсюда - сравнение с Москвой и Александровым).
 
Традиция Арбаин зародилась в 680 г. практически сразу же после указанного трагического события.
 
Шииты описывают это так: "Значение Арбаина — напоминание о жертве Имама Хусейна, восставшего против несправедливости и  тирании узурпаторов Омейдов и Аббасидов. Первый Арбаин был проведён по разным данным в 61-м или 62-м году после хиджры 20 сафара. После убийства Хусейна и его федаинов отрядом во главе с Умаром ибн Саадом, посланным Убайдаллой, вторым сыном ибн Абихи. Когда весть о шахадате Хусейна достигла Медины, среди народа начались сильные волнения, во время которых сопровождаемый Ибн Джунадой слепой Джабир ибн Абдулла совершает зиярат из Медины в Карбалу с целью посетить могилы шахидов... событие произошедшее 10 мухаррама 61 года по лунной хиджре в Кербеле было не просто неравным сражением и печальной историей. Это событие явилось борьбой между добром и злом, борьбой между праведными и притеснителями. При битве в Кербеле до зубов вооруженное войско Язида окружило Имама Хусейна и 72 его преданных сподвижников и предали их мученической смерти. Враги даже отрубили головы убитым и оставили их святые тела в пустыне Кербелы".
 
При режиме Саддама Хусейна традиция Арбаин была прервана. Баасистский режим довольно жестко обходился с активными проявлениями как религиозности (подавление шиитской идентичности), так и этничности (выселение и уничтожение курдов).
 
В 2003 г. когда США начали оккупацию Ирака и продвигались к Багдаду, Кербелу пришлось обойти, и чтобы взять город под контроль туда было брошено две дивизии (воздушно-десантная и пехотная), а также вспомогательные части. Далее на юге Ирака  активно действовали ячейки Аль-Каеды, а потом им на смену пришел ИГИЛ (запрещена в России). Но уже с тех лет традиция Арбаин начала возрождаться. 
В нынешнем, многомиллионном виде, Арбаин проходит в течении последних шести лет и количество паломников постоянно возрастает. Примерно за пять дней до 10 ноября в Наджаф (82 км. на юг от Кербелы) прибывают тысячи шиитов со всего земного  шара, которые пешком или на транспорте отправляются в Кербелу. Наджаф является основным исходным пунктом по причине того, что там расположена могила имама Али - отца имама Хусейна. Конечно, другой поток идет из Багдада, так как религиозной  обязанности (или фетвы) идти именно по маршруту Наджаф - Кербела нет.
 
Однако интересно то, что многие искренне считают своим долгом проделать этот путь пешком. Ночлег и пропитание все без исключения паломники могут получить по пути. Абсолютно бесплатно. Вдоль трассы находятся палатки и импровизированные лотки, у которых волонтеры раздают еду и напитки.
 
Для западного обывателя лицезрение такого многолюдного марша может полностью изменить представления о гуманности и человечности. Мужчины и женщины, слепые, ведомые поводырями, младенцы на руках матерей, дети в колясках, которые толкают перед собой их родители - и стар, и млад сливаются в огромном потоке. 
 
Не только пешком, но на грузовиках, легковых автомобиля и автобусах паломники передвигаются в направлении Кербелы. И днем, по сорокаградусной жаре, и ночью. Большинство паломников из Ирака, Ирана, Бахрейна, Ливана, Азербайджана, где традиционно проживает шиитское население. Но также можно встретить флаги самых разных стран - Грузии, России, Германии, государств Юго-Восточной Азии и Латинской Америки...
 
Не случайно, что основные мировые (т.е. западные) СМИ стараются игнорировать Арбаин. В Западной Европе массовыми мероприятиями стали развлекательные пивные фестивали и гей-парады, а не памятные религиозные события. А если говорить о религиозном подходе, то ни католики, ни протестанты не смогут тягаться с шиитской традицией ни по духу, ни по размаху. Ну  разве может проповедь папы римского собрать миллионы? Конечно же, нет. При этом следует помнить, что в исламе отсутствует  институт церкви (иерархии), который присущ христианству. Поэтому в данном случае следует обратить внимание на феномен самоорганизации и социальной мобилизации. При этом с сильным метафизическим и культурно-историческим контекстом, который выходит за рамки шиитской традиции. Есть внешняя составляющая - это стремление к справедливости и борьба против угнетения, в том числе через самопожертвование (с учетом такой постановки вопроса тема оккупации Израилем Палестины прочитывается иначе, чем классическая трактовка в рамках международных отношений). 
Но есть и внутренняя, уходящая в глубины шиитской эзотерики. Это приход скрытого двенадцатого имама Махди, которого ждет весь шиитский мир. Резкий рост численности паломников в Кербеле указывает на растущее ощущение конца времен и готовности встретить Махди, чтобы встать под его знамена для борьбы с даджалом (антихристом). Поскольку армия Махди будет собираться именно в Ираке, это наглядно демонстрирует значение этой страны для Ирана, который активно помогает в организации Арбаин в последние годы. И с этим ничего не могут сделать ни американцы, ни израильтяне, ни саудиты. Глупое молчание в глобальных СМИ и создание террористических прокси - все на что способен Запад. И то, и другое, дает шиитам дополнительное убеждение, что они находятся на правильном пути. А это стимулирует готовность бороться со злом и несправедливостью (в лице всевозможных проявлений Запада - либерализма, атеизма, капитализма, глобализма, неоимпериализма, деградации и пр.). При этом Арбаин остается открытым для представителей других конфессий. Тот кто не является шиитом, может приобщиться к маршу именно с позиции социальной справедливости. Парадоксально, но часть знамен на Арбаин являются красными, символизируя пролитую кровь имама Хусейна и его сподвижников. Красный шиизм оказался гораздо устойчивей модернизма, просвещения, марксизма и коммунизма, - тех идеологий, которые критиковали религию и предсказывали ее скорую гибель.
Но и для любого православного Арбаин должен стать поводом переосмыслить нынешнее положение дел в Православии, политические процессы и свою роль в историческом моменте, особенно в отношении предельно четкого выбора - между Христом и Антихристом (кстати, шииты верят, что Христос и имам Махди в конце времен будут сражаться вместе против даджала и сил зла), между последовательной позицией трудового солидаризма и лицемерной капиталистической системой ростовщичества, между многополярной контргегемонией и однополярной гегемонией неолиберализма.