Анатомия Большой Двадцатки
Завершился саммит Большой Двадцатки в Буэнос-Айресе. Хотя подавляющее большинство новостей и статей было посвящено обсуждаемым вопросам и взаимоотношений лидеров (особенно нюансов отношений между президентами Владимиром Путиным и Дональдом Трампом), был упущен структурный анализ. А именно, что вообще представляет собой Большая Двадцатка с точки зрения структуры мировой политики? И к чему могут в дальнейшем привести подобные встречи?
Очевидно, что все участники данного объединения отличаются от проекта Большой Семерки по ряду критериев, хотя первоначально идейно связаны с этим образованием.
Изначально Двадцатка являлась попыткой создания пула кризисных менеджеров глобального масштаба. Истоки клуба уходят корнями в азиатский кризис конца 90—х гг. который также затронул Россию, ряд восточноевропейский, африканских и латиноамериканских государств. В 1997 году была сформирована G33 — группа из 33 стран, на смену которой в 1999 году пришла G22, просуществовавшая менее года и быстро уступившая место G20.Постоянно акцентировалось, что в совокупности, G20 представляет примерно 85 % мирового валового национального продукта и 75 % мировой торговли.
Кроме того, в G20 ощущалось влияние политических решений и предложений, исходящих от G7. После финансового кризиса 2008 г. саммит прошел в Вашингтоне, а два последующих мероприятия в Лондоне и Питтсбурге. При этом официальная повестка саммитов имела целью «укрепление финансового сектора и недопущение протекционизма, усиление глобальной финансовой и экономической системы, меры для перехода мировой экономики к устойчивому росту».
Во-первых, клуб является смешанным из игроков, которые представляют собой Первый и Второй мир по классификации западных политологов. Во-вторых, значительная часть участников имеет, если не кардинальные, то значительные мировоззренческие и цивилизационные отличия от Семерки. При этом данные отличия оказывают определенный эффект на планируемые соглашения и дискуссии внутри Двадцатки. В-третьих, они не связаны системой альянсов и обязательств как члены Семерки.
Нужно отметить и важные особенности остальных государств, которые не входят в 7, но составляют остальную часть 20.
Россия. Бывшая супердержава, долгое время противостоявшая второй такой же силе в лице США. До недавнего времени была членом Большой Восьмерки, но не планирует туда возвращаться. Причина - цивилизационно-геополитическое отличие от других членов (7), которые объединены по принципу либеральной демократии, капиталистического уклада, наследия империализма, системы парламентской демократии и военного альянса (частично через блок НАТО, в остальном через двусторонние отношения со своим патроном в лице США).
Аргентина, Бразилия и Мексика – три геополитических полюса Латинской Америки. Если Аргентина и Бразилия после последних президентских выборов показывают реверсивный ход, который может характеризоваться как реванш правых сил в регионе (традиционно ориентированных на США), то после победы Лопеса Обрадора в Мексике (и, соответственно, проигрыша правых – что само по себе серьезный показатель в перемене политических предпочтений избирателей) заметен небольшой сдвиг влево. Небольшой потому, что Обрадор – популист. Но это не менее важно с учетом глобальных тенденций прихода к власти популистских сил в самых различных странах. Значительно ухудшившаяся социально-экономическая ситуация в Аргентине и Бразилии также создают возможность для повторения левого поворота, если этому будет благоприятствовать конъюнктура.
Ближний Восток представляют Турция и Саудовская Аравия. Турция находится на распутье и проводит политику балансирования между интересами других крупных держав. Саудовская Аравия проводит более прямолинейную политику, хотя в последние годы демонстрирует готовность провести определенные реформы, как во внешней, так и внутренней политике. Оба государства длительное время были сателлитами США в регионе и знакомы с методами работы Вашингтона. И Турция, и Саудовская Аравия понимают, что США не допустят значительного возвеличивания какой-то одной силы на Ближнем Востоке (иначе против этой эмерджентной силы будет сколочена коалиция под самыми разными предлогами, как было с Ираком и что сейчас происходит с Ираном, хотя и невоенными методами), но аппетиты на господство у двух стран еще сохраняются. Кроме того, Турция и Саудовская Аравия представляют исламский фактор в данном объединении, чего нельзя сказать о Большой Семерке.
Китай, безусловно, играет одну из ведущих ролей в Двадцатке, как и в мировой политике в целом. На нынешнем саммите одной из ключевых тем стала китайская «Инициатива пояс и путь», что уже говорит о том, что не Восток подстраивается под Запад, а, скорее, наоборот. Половина участников Двадцатки находятся в тесной взаимозависимости с Китаем.
Австралия интересна тем, что в последнее время явно меняет свою идентичность. Из типично западной страны она становится все более азиатской (скорее не в этническом смысле, а региональном), что отражено во многих документах. Австралия все больше и больше идентифицирует себя с Азиатско-Тихоокеанским регионом и соответствующим окружением. Поэтому вынуждена менять и тактику своего поведения на международной арене.
Южная Корея – фактически креатура США. Но, как и ряд других сателлитов в последнее время чувствует себя не очень уютно из-за зависимости от Вашингтона, поэтому прощупывает дорогу к более суверенной политике. Сближение с Северной Кореей – очень важный процесс, который позволит Сеулу действовать более самостоятельно.
ЮАР – единственный голос Африки в данном клубе. Хотя довольно высокие экономические показатели есть в Нигерии, по какой-то причине ее не пускают в подобные организации. Странно, что ранее в G20 не пригласили Египет, где накануне Арабской весны был зафиксирован социально-экономический подъем, а также Алжир – крупную энергодержаву Северной Африки. Хотя Египет состоял в предшественнице Двадцатки - G33, где также были Марокко.
Индонезия – еще одна мусульманская держава (в стране также есть небольшое католическое меньшинство), хотя Ислам в Тихоокеанском регионе значительно отличается от континентальной версии. Но в клубе Индонезия не по причине религии, а из-за экономического потенциала. Кроме того, это самая большая по численности страна в Тихом океане – 250 млн., что автоматически делает ее самым большим в мире государством с мусульманским населением. В геополитическом отношении имеет важное значение, так как ее территория довольно растянута и граничит с Индийским океаном.
Интересно, что помимо отдельных европейских членов, дублирующих Большую Семерку, в Двадцатке представлен Евросоюз в лице председателя Европейской комиссии и председателя Европейского совета.
Кроме того, обычно на встречах G20 присутствуют представители различных международных организаций, среди которых Совет по финансовой стабильности, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Организация Объединённых Наций и Всемирный банк.
Но по сравнению с предыдущими встречами сейчас ситуация изменилась. Саммит Большой Семерки к Канаде в июле этого года показал, что консенсуса нет даже у старых союзников, представляющих коллективный Запад. Тогда даже не удалось составить итоговое коммюнике, за что некоторые назвали произошедшее переходом клуба из влиятельной организации в акроним. И, конечно же, возложили вину за это на Дональда Трампа.
Поэтому и нынешняя встреча G20 проходила в довольно «расслабленном» тоне без оглядки на Вашингтон. При этом это была уже пятая встреча со времени государственного переворота на Украине в феврале 2014 г. и, соответственно, введения санкций против России со стороны Запада (G7 в полном составе). И если изначально вопросы стагнации мировой экономики были на первом месте, то при нынешнем режиме санкций (и контрсанкций со стороны России соответственно) такая постановка вопроса видится совершенно нелогичной. Как можно говорить о развитии глобальной экономики, если на одного из ключевых геополитических игроков оказывается колоссальное давление всеми возможными способами, в первую очередь, экономическими? А может быть под видом мирового экономического роста на Западе подразумевают нечто отличное от того, что считают в других регионах? Это больше соответствует действительности, если проанализировать мировую финансово-экономическую структуру и роль основных ее бенефициаров.
И если вспомнить этимологию греческого слова «кризис», мы увидим, что оно означает «решение, поворотный пункт», а не определенное ухудшение, с которым нужно бороться. В этом смысле «антикризисная повестка» G20 представляет собой явную попытку западных стран сохранить свою гегемонию и доминирование – не позволить другим эмерджентным силам принять адекватное решение, а ангажировать их в русло управляемых процессов. В таком виде существование Двадцатки видится крайне не желательным. Но учитывая, что расхождений внутри клуба все больше, данную площадку необходимо использовать для создания экспериментальных альтернатив. Что и пытаются делать не-западные страны, создавая параллельную ассоциацию на уровне министров иностранных дел. Кроме того, весьма показательно, что в Двадцатку входит БРИКС в полном составе. В таком формате G20 еще может принести миру реальную пользу.