Американская рок-музыка: посол мира или агент влияния
Первые чернокожие рабы появились на Американском континенте в 1619 году. В 1860 году, из 12 миллионов населения штатов, 4 миллиона были рабами.
Причём здесь рок-музыка? – спросит современный обыватель.
Любой американец в середине ХХ века имел чёткий ответ: «рок-н-ролл – музыка «чёрных».
Да, такова история, и с ней не поспоришь. Рок родился из блюза, блюз и джаз – из госпел, и, если углубиться в прошлое, становится ясно: ритмические вибрации, очаровавшие современный мир, проникающие в уши миллиардов людей, меняющие восприятие мира, жизненный стиль и вкусы, пришли вместе с невольными гостями чёрного континента.
Как говорится, заказывали – получите!
Но каков генезис этой субкультуры, ставшей мэйнстримом?
В середине 50-х годов ХХ века, когда ещё не остыли руины послевоенной Европы, а в США только что закончили приготовления к новой, теперь уже Холодной, войне, молодые бездельники из низов общества, те, кого впоследствии назовут точным термином «белый мусор» (whitetrash), стали яростно двигать бёдрами навстречу сугубо «чёрной культуре».
Чего добивались адепты рок-культуры? Расслабить таз, громко выкрикнуть «бэби», унестись на мопедах, мотоциклах или папиных «кадиллаках» (бензин стоил дешевле воды) навстречу … новой мечте? Навстречу волшебному Новому Язычеству, конечно!
Американский рок-н-ролл глубоко языческий, архаический по сути. Обращающийся к культуре «тотемов» и зооморфной космогонии.
Итак, это «музыка «чёрных».
Но ведь это была и музыка «красных»!
Наивные американские конгрессмены искали «руку Москвы», в прямом эфире на телевидении разбивали виниловые пластинки рок-исполнителей, показывали пляски «короля» рок-музыки Элвиса Пресли в усечённом виде (ниже пояса – оставалось за кадром), но поступь нового язычества была неумолима. Недаром рок-исполнителей стали называть «идолами», а один из популярнейших певцов взял псевдоним – BillyIdol.
«Коммунистический заговор» в рок-н-ролле не нашли. Знаменитый охотник на красных ведьм, сенатор Джозеф Маккарти, скоропостижно скончался, не успев посадить на электрические стулья Элвиса, Пэта Буна и Билла Хэйли.
Зато в этом жанре нашли золотую жилу ушлые дельцы шоу-бизнеса!
Очевидно, что именно рок-музыка явилась новым неисчерпаемым источником доходов. После кризиса, последовавшего за «золотым веком Голливуда», бизнесменам от культуры понадобились новые звёзды. На смену Марлен Дитрих и Хемфри Богарту пришли «простые» или даже «дикие» парни с окраин. Крикливые, ершистые, «бунтующие». В кино они были представлены образами Марлона Брандо и Джеймса Дина. Узкие брюки, вертлявая походка, кожаная куртка – что ещё нужно было подрастающим бэби-бумерам?
Псевдо-протест.
Известно, что талантливые продюсеры намеренно устраивали скандалы во время рок-концертов. Науськивали нанятых «клакеров» драться, начинающих актрис, изображающих публику – падать «в обморок» от переизбытка чувств.
Таков шоу-бизнес. Хорошо срежиссированный «молодёжный» протест, посаженный на иглу пробуждающейся сексуальности, совокупленный с древними африканскими ритмами.
Рок-музыка захватила сначала весь англо-саксонский мир. Завистливые уши человечества внимали новым ритмам сквозь помехи радиоэфира.
Великий немецкий режиссёр Вим Вендерс об американской музыке сказал так:
«В начале 50-х и даже в 60-х … нас обуревало стремление заполнить пустоту, в которой мы просуществовали двадцать лет, через освоение американской культуры... Единственная радиостанция, которую я слушал, принадлежала американским вооруженным силам. Однако в этом была и светлая сторона: американский империализм помог немцам справиться с собственными трудностями, связанными с изживанием прошлого.»
То есть, налицо подмена национальной идентичности.
В другом интервью он подчеркнул роль именно рок-музыки:
«Нынешняя рок-музыка может иметь смелость говорить в неожиданном и радикальном ключе говорить о вещах, о которых другие виды искусства уже ничего не могут сказать».
В этом откровенном признании можно прочесть ключевую роль рок-музыки как агента влияния.
По всему миру появились «рок-группы», с тщательностью подмастерий повторяющие малопонятные камлания «великих учителей из США».
Рок-н-ролл пришел в Советский Союз после Всемирного фестиваля молодежи и студентов уже в 1957!
Что принесла эта музыка миру? Только разрушение. Сладостный миг единства на стадионе или в концертном зале неизбежно заканчивался тяжёлым похмельем, фрустрацией, экзистенциальной пустотой и неприятием окружающей действительности.
Всему миру казалось, что светлым раем является родина рок-н-ролла – США. Только там свобода, музыка, любовь, наслаждение. Даже британские исполнители (например, «Битлз» и «Роллинг Стоунз»), ехали за признанием (легитимацией) в Северную Америку.
Американская же культура с трудом привыкала, переваривала новую культуру. Негритянское население ещё вынуждено было занимать отдельные «места для цветных» в общественном транспорте, а белая молодёжь уже тряслась в ритмах Чёрного континента. Должны были пройти года, прежде чем рок-музыка заявила о себе во всю мощь, поставив перед Вашингтоном и миром проблему, требующую немедленного решения.
Это случилось в конце 60-х, когда вместо сахарных текстов на подростково-гендерные темы в песнях появились темы, затрагивающие все сферы человеческой жизни. От теологических до актуально-политических.
Именно рок-музыка оказалась инструментом, носителем, полем для размышлений и активным участником пропаганды новых философских и социальных обоснований!
Рок-революция свершилась в Вудстоке (небольшое местечко недалеко от Нью-Йорка) в августе 1969 года. Четыре дня сотни тысяч молодых американцев «тусовались» под открытым небом, внимая своим рок-идолам. Массовая оргия с употреблением наркотиков вошла в историю навсегда. Как переломный момент в человеческой культуре, как грандиозный триумф модерна, отменяющий «старый» мир, провозглашающий «новый». Вот как об этом моменте абсолютной «свободы» вспоминал один из участников концерта, Джон Фогерти («Криденс Клиэруотер Ривайвел»): «…я играю, я кричу, через три песни вглядываюсь в пространство за юпитерами — три ряда переплетенных тел: все спят. Обдолбились и заснули… Как бы мы ни старались, полмиллиона находились в отключке. Это напоминало сцену из Данте: в преисподней полмиллиона сцепившихся тел, дрыхнут в грязи. А потом наступил момент, который остался в памяти моей на всю жизнь. Где-то за четверть мили от нас, на другой стороне поля, парень чиркает зажигалкой, и я слышу в ночи: «Не беспокойся, Джон! Мы с вами!». Остаток шоу я отыграл для этого парня»
Система «вздрогнула». Казалось, ещё шаг, ещё один звук, и рухнет капитализм, правительства, границы, любые ограничения!
…Но бомба замедленного действия, кажется, была заложена самими рок-гуру. В самой идее ритмического подрагивания, оргиастического, сексуального существования крылась порочная неизбежность финала: встраивания в рыночный механизм воспроизводства «наслаждений».
Ведь никакого созидания, строительства, долгой и трудной борьбы, рок-музыка не предполагает. Это же не «Марш энтузиастов»!
С другой стороны, в рок-музыке нет необходимого долгого и глубокого размышления, как в опере – не «Кольцо Нибелунгов»!
Все чувства, все переживания и размышления укладываются в жёсткий «радиоформат», от двух до десяти минут.
Это хронометраж совокупления кроликов, но никак не человеческой деятельности!
Это хронометраж… рекламного ролика!
Да, именно так. И рок-музыка, начинавшаяся как протест против «чопорного, пуританского» мира «отцов», достигшая пика как «политическая трибуна», призывавшая мир к толерантности, растворению границ, социальных, политических, религиозных, стала рупором Нового Мирового Порядка, навязываемого миру Соединёнными Штатами Америки, элементом «мягкой силы», подчиняющей души людей.
Система нашла решение. Рок-протест удачно конвертировался в деньги и политическое влияние.
Моральными авторитетами стали такие персонажи, как «посол доброй воли» Святослав Вакарчук (рок-группа «Океан Эльзы»), поддерживающий геноцид русского населения Украины, посол всевозможных международных организаций Майкл Джексон, замешанный в педофильском скандале, музыканты группы Ю-Ту, постоянно участвующие в различных мероприятиях «экологической» направленности, чаще всего направленных против интересов России, певица Мадонна, всячески поддерживающая богохульных хулиганок, и, по совместительству «панк-рокерш», из группы «Пусси Райот» и т.д.
Нынешние рокеры встречаются с главами государств, с религиозными иерархами, ведущими деятелями политики. Их одобрения ищут, их одобрение покупают.
Триумфальным жестом влияния можно считать выступление немецкой рок-группы «Скорпионс» в Советском Союзе. Их хит «Ветер перемен» (wind of change) горько и сладострастно подхватила великая красная империя. Под англоязычный (!) свист вокалиста 270 миллионов человек попрощались с коммунистической мечтой.
I follow the Moskva
Down to Gorky Park
Listening to the wind of change
An August summer night
Soldiers passing by
Listening to the wind of change
Президент СССР М.С.Горбачёв лично пожал руку затянутому в кожу фронтмену.
Берлинскую стену разобрали на сувениры.
Вашингтон отпраздновал геополитическую победу.
Рок-революция закончилась.
Блудный сын контр-адмирала ВМС США, культовый бунтарь, «рок-икона», великий американский поэт Джим Морриссон перевернулся в гробу на кладбище Пер-Лашез.
***
Использованы материалы:
Усманов, О. В. «Герои рок-н-ролла».2004
Billy Poore, «Rockabilly: A Forty-Year Journey». 1998
Bad Moon Rising: The Unauthorized History of Creedence Clearwater Revival. 2007
http://www.civil-war.net/pages/1860_census.html
http://rusrep.ru/2009/23/interview_venders/
http://dironweb.com/klinamen/dist1.html
https://esquire.ru/wil/wim-wenders
https://slovodel.com/488816-rok-n-roll-sekretnoe-oruzhie-na-sluzhbe-proletariata