Евразийская альтернатива Гинтовта: Искусство заговорит о Духе
7 ноября в Московском музее современного искусства состоялось открытие знаменательной выставки русского художника Алексея Беляева-Гинтовта - «Х», которая продлится до 3 декабря. Здесь собраны произведения из самых разных проектов, которые были им созданы за последнее десятилетие. Как пояснил сам Гинтовт в беседе с Геополитикой.ру, выставка «Декада» замышлялась как ретроспектива.
Невероятно много людей, несмотря на по-евразийски широкое пространство выставки (девять широких залов - это очень много). Однако размах картин позволяет каждому разглядеть детали, оттенки красок, настоящее сусальное золото: это и «Русский лес», и «Родина-дочь», и «Парад Победы 2937», а также «Братья и сестры». Посетителей манят большие видеоинсталляции, от которых захватывает дух, а многие задаются вопросом: что же это за «Статуя несвободы», расположенная в одном из залов?
Алексей Беляев-Гинтовт. Фото: Геополитика.ру
Настоящему художнику важно уметь смотреть в будущее, обращенное в прошлое. Эта, казалось бы, парадоксальная формулировка ловко воплощается в творчестве Гинтовта. В одном зале вы можете увидеть Родину-дочь, в другом – смерть, в третьем – элементы цветущей сложности Евразии, а затем вы сталкиваетесь с элементами фантастики с шагоходами, напоминающими машины из армии Галактической империи «Звездных войн». Все это - не выученное прошлое, и не запрограмированное будущее, но мечта, объединяющая в себе все сразу. И при этом весь калейдоскоп времен и идеологий смотрится очень органично, как часть единой Империи.
Фото: Геополитика.ру
Фото: Геополитика.ру
«Календарь Пресвитера Иоанна»
Новый проект Гинтовта - «Календарь Пресвитера Иоанна». В основу фильма легла распространенная в Западной Европе в XII-XV веках легенда о Пресвитере Иоанне - вымышленном правителе могущественного христианского государства в Центральной Азии.
«Календарь Пресвитера Иоанна – замысел, который реализуется уже 2,5 года - представляет собой годовой цикл движения Пресвитера Иоанна по максимальному диаметру Евразии, оставшейся после затопления, случившегося в результате великого таяния льдов», - рассказал о своем замысле Гинтовт.
«С 12 века один из основополагающих европейских мифов – христианское царство на далеком Востоке, которое искали и не находили, масса легенд, образов. Лев Гумилев особенно интересно, на мой взгляд, писал о Пресвитере Иоанне. И вот здесь первые попытки представить его. Даже не указывается, в прошлом, настоящем или будущем – оно расположилось как некая евразийская утопия, царство Традиции», - пояснил художник и добавил, что элементы должны стать основой фильма – «Календарь пресвитера Иоанна».
Выставка "Х". Фото: Геополитика.ру
Империя неотменима: красное и белое
Интересно, что на выставке поразительно сочетаются элементы разных идеологий – то отсылка к царской истории, то к советскому прошлому.
«Я тружусь над образом Родины, и несколько раз забрасывал сети, - поясняет Гинтовт, - Одна из них – красная сеть – «Сверхновая Москва» (другой проект – подробности здесь, прим.ред.). «Царство пресвитера Иоанна» - в каком-то смысле его противоположность, это белый проект, царство Традиции. И тот и другой не остановлены. Таким образом, все, что здесь есть – образ Родины. Империя неотменима, Москвоцентризм как принцип - явление не количественное, а качественное. Москва была есть и будет столицей нашей Родины, ее границы уточняются. Мне кажется, они должны располагаться максимально далеко, в идеале – совпасть с границами континента».
"Родина-дочь". Фото: Геополитика.ру
Царство Духа – альтернатива царству материи
Художник высказал также свое мнение о судьбе материализма после падения СССР. По его мнению, на самом деле именно сейчас как никогда прежде мы наблюдаем царство материи, в котором искусство больше не говорит о Духе.
«Вот уже скоро 30 лет как повержена материалистическая идеология в нашей стране, и почти все соотечественники принадлежат к каким-то конфессиям. То есть, нечто надмирное, сверхъестественное, казалось бы, должно было проявляться и в элитарных проявлениях культуры, и в массовых, - комментирует художник, - Но чем больше живу, тем больше убеждаюсь, что именно сейчас материалистическая культура проявляет себя гораздо жестче, чем в последние годы СССР, которые я застал. Это материя, произведенная из материи, искусство, которое не говорит о Духе. Такое впечатление, что на каждой съемочной площадке находится комиссар в жесточайшем его измерении 1920-30-х гг. Мое предложение – евразийская альтернатива. Царство Духа в его порой проявлениях – а какие же могут быть еще?»
«Евразийская альтернатива победит», - уверенно заключил Гинтовт.
Выставка "Х" Алексея Беляева-Гинтовта. Фото: Геополитика.ру