Евразия: тенденции и прогноз на 2016 г.
Под Евразией мы будем понимать не континент, а геополитическое пространство бывшего Советского Союза, которое объединяет Россию, Белоруссию, Украину, Молдову, страны Южного Кавказа и Средней Азии. Хотя часть из них не имеет отношения к проекту евразийской интеграции, а некоторые даже настроены враждебно, так или иначе, все постсоветские республики находятся в непосредственной близости и под влиянием Российской Федерации, которая является ключевым игроком в этом процессе.
После конфликта России с Грузией в августе 2008 г. действующий президент Дмитрий Медведев заявил, что Россия имеет зону особых интересов, которая распространяется на страны СНГ. Запад поспешил обвинить Москву в имперских амбициях, тогда как Кремль заявил о том, что любая страна имеет свои национальные интересы, которые не заканчиваются границами. Это предопределило дальнейшие политические устремления России и Запада, где окончательные приоритеты были расставлены после политического кризиса на Украина в 2013 г., который закончился государственным переворотом в феврале 2014 г. при финансовой и дипломатической поддержке США и ЕС. Дальнейшее развитие событий привело к референдуму в Крымской автономной республике, где было принято решение о воссоединении с Россией, вооруженному конфликту на Юго-востоке Украины и образованием непризнанных Донецкой и Луганской народных республик.
В 2015 г. Россия укрепила свое положение в Крыму, разместив там дополнительные воинские контингенты. Быстрыми темпами велось строительство моста, связывающего полуостров с Краснодарским краем, по которому в конце 2015 г. была запущена первая ветка электроэнергии.
Луганская и Донецкая республики постоянно получали гуманитарную помощь от России. Каких-либо военно-политических шагов Россия не предпринимала, выступая только посредником на различных переговорах с Киевом.
Запад использовал украинский кризис в своих целях, в том числе для ослабления вектора евразийской интеграции. Тем не менее, ухудшение отношений Москвы и Киева не повлияло на ход основания Евразийского экономического союза, хотя и вынудило некоторые страны СНГ не торопиться с принятием решения о вступлении в это объединение.
Евразийский экономический союз
В октябре 2011 г. Владимир Путин заявил о начале процесса евразийской интеграции, на что нервно отреагировала Госсекретарь США Хилари Клинтон, сказав, что Россия пытается возродить Советский Союз. Документы о вступлении в Евразийский Экономический Союз были подписаны в 2014 г. между Россией, Казахстаном, Арменией и Белоруссией. Позже к договору присоединился Кыргызстан. С 1 января 2015 г. ЕАЭС официально начал работу - были устранены таможенные и пограничные барьеры, унифицировано трудовое законодательство, создан единый реестр нормативов для товаров и услуг.
На данный момент страны блока занимают 14% мировой сухопутной территории и охватывают 182,5 млн. человек. Таджикистан является претендентом на вступление в ЕАЭС. Многие государства проявляют интерес о создании зон свободной торговли с ЕАЭС.
Проект изначально имел экономический характер, но, тем не менее, очевидно его геополитическое значение. Государственный переворот на Украине проходил под лозунгами необходимости отказа от евразийской интеграции и вступления страны в ЕС и НАТО. Хотя Белоруссия заняла двусмысленную позицию в украинском кризисе и предложила роль посредника (в результате чего состоялись Минские переговоры), ратификация всех документов по линии ЕАЭС проходила в рабочем режиме. Все участники объединения регулярно приезжали на планируемые мероприятия, чтобы продолжить работу по экономической, финансовой, торговой, таможенной, энергетической и инфраструктурной политике.
Кроме того, страны-участники ЕАЭС могут заключить соглашения с подобными проектами, которые также реализуются на континенте. На саммите ШОС и БРИК в июле 2015 г. в г. Уфа было заявлено, что проект "Нового шелкового пути", который реализует Китай в странах Центральной Азии, будет сопряжен с проектом Евразийского Экономического Союза. Первый раунд переговоров между ЕЭК и Китаем по сопряжению стран ЕАЭС в пояс «Шелкового пути» должен состояться в начале 2016 года.
Скорее всего, на начальном этапе будет идти речь о создании зон свободной торговли и особого экономического режима сотрудничества. Китай будет заинтересован в расширении рынка сбыта своих товаров и услуг, а также продвижение транспортного коридора до границ ЕС (это осуществимо через сотрудничество с ЕАЭС, так как Казахстан и Кыргызстан имеют границы с Китаем, а Беларусь и Россия - со странами ЕС).
Саммиты Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Высшего евразийского экономического совета (ВЕЭС) прошли в Москве в декабре 2015 г. В ОДКБ входят все страны ЕАЭС, поэтому в ближайшем будущем возможна более тесная координация между двумя организациями.
Идеи интеграции различных проектов также будет все чаще озвучиваться с ведущих политических площадок. В декабре 2015 г. президент Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил, что Шанхайская организация сотрудничества и Евразийский экономический союз должны развивать плотное взаимодействие, а в будущем они могли бы объединиться в одну организацию.
Несмотря на спекуляции о возможном расширении ЕАЭС, кроме Таджикистана вряд ли стоит ожидать присоединения новых членов в 2016 г. Согласно заявлению министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедьярова, эта страна в ближайшее время не планирует вступать в ЕАЭС, так как не получала соответствующих предложений от стран-участниц. Узбекистан также пока не торопится присоединиться к проекту.
В начале 2016 г. должен появиться Таможенный кодекс ЕАЭС, после чего на основе практических результатов работы по новым таможенным правилам, может возникнуть интерес со стороны других государств. Но ратификации и, следовательно, начало работы нового кодекса следует ожидать только к концу года.
Россия в 2016 г.
Для России в 2016 г. останется насущным вопрос предотвращения реэкспорта через территорию стран ЕАЭС продукции, запрещенной к ввозу в РФ. Речь в первую очередь идет о продовольственных товарах. В 2014 году в связи с ситуацией на Украине Евросоюз и США ввели санкции против целых секторов российской экономики. В ответ Россия ограничила импорт продовольственных товаров из США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. Однако, по некоторой информации, такие товары продолжают поступать в РФ, например, через Белоруссию.
Проблема терроризма и экспорта экстремизма в Россию останется на высоком уровне. В декабре 2015 г. был принят ряд законов, расширяющих права спецслужб, а в пяти приморских округах были организованы оперативные контртеррористические центры. В следующем году тенденции, направленные на укрепление безопасности сохранятся, хотя и риск отдельных терактов тоже.
18 сентября 2016 г. в России состоятся парламентские выборы. В отличие от предыдущих лет половина депутатов Государственной Думы будет избираться прямым голосованием. Это будет серьезным испытанием для правящей партии "Единая Россия", которая в последнее время часто критикуется за неумение решать социальные проблемы, коррупцию и принятие не понятных народонаселению законов.
США и Запад больше всего волнует состояние российской экономики, так как инфляция и стагнация могут вызвать социальное недовольство, которое будет использовано Вашингтоном и Брюсселем в своих политических интересах. Вряд ли стоит ожидать масштабного всплеска протестов, наподобие белоленточного движения либералов, будь-то экономические причины или неудовлетворение итогом парламентских выборов. Девальвация рубля не будет столь резкой как в конце 2014 г. Кроме того, прогнозируется постепенное повышение цен на нефть, а также рост цен на газ, что сможет пополнить бюджет Российской Федерации.
Поскольку в США и ЕС отсутствует понимание дальнейших действий со стороны Кремля, их будет волновать, не сделает ли Россия в 2016 г. какой-то стратегический сюрприз. Ввод российских войск в Сирию, а тем более применение новых типов вооружений, таких как крылатые ракеты "Корвет" явились для Запада неприятной неожиданностью. США не удалось сломить Кремль ни экономическими санкциями, ни методом непрямых действий через своих партнеров. Провокация со сбитым российским бомбардировщиком в Сирии, которую инициировали американские агенты, не привела к прямому военному конфликту между Россией и Турцией. Не удалось США подорвать экспорт российских вооружений на мировом рынке. В ряде стран Европы обнаружили, что США продолжают интенсивное сотрудничество с Россией в ряде отраслей, что вызвало недоумение и понимание, что Вашингтон ввел их в заблуждение для того, чтобы самому воспользоваться представившейся возможностью.
На международной арене Россия будет продолжать углублять сотрудничество со своими проверенными партнерами по линии ШОС и БРИКС. Есть перспективы прорыва по ряду направлений с Исламской Республикой Иран, которая может компенсировать импорт сельхозпродукции из стран, попавших под санкции Москвы. Россия также будет активно действовать в Исламском мире, особенно в арабских странах, так как ее подталкивают к этому военные действия в Сирии.
Также будет продолжен поиск новых рынков для сбыта российской продукции, сырья и услуг в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Латинской Америки.
В российско-украинских отношениях на политическом уровне не стоит ждать прорыва. Россия выбрала стратегию истощения Украины, экономика которой близка к коллапсу. Неплатежеспособность Киева, зависимость от российских энергоресурсов и режим обоюдных санкций. С позиции военных действий Россия готова войти на территории ДНР или ЛНР, если ее вынудят к этому действия Киева и союзников из НАТО. В Москве есть понимание того, что государственный переворот в Украине в 2014 г. был осуществлен также для того, чтобы демонизировать Россию и провести милитаризацию ближайших стран-соседей под зонтиком НАТО. Между тем, вряд ли стоит ожидать военной интервенции России на остальную территорию Украины. Скорее, Москва будет наблюдать как в соседней стране происходят политические междоусобицы и, при необходимости, поддерживать ту или иную сторону. Однако более действенным для Кремля представляется механизм влияния через страны ЕС, поэтому будут продолжаться попытки расширить свою агентуру в законодательных органах Европейских стран и Европарламенте. Поскольку между ЕС и Россией уровень официальных отношений сведен к минимуму, это будет сделать не просто. Вероятно, что Путин будет использовать своих личных друзей, таких как Сильвио Берлускони в Италии и Герхард Шредер в Германии, чтобы повлиять на политическую конъюнктуру в странах Европы.
Важным остается развитие арктического региона России и Северного морского пути. В 2015 г. вооруженные силы РФ завершили реконструкцию нескольких военных баз, размещенных за полярным кругом и провели успешные широкомасштабные маневры. Этому региону будет уделяться повышенное внимание и в 2016 г.
Белоруссия
В Республике Беларусь в октябре 2015 г. прошли очередные президентские выборы, на которых опять победил Александр Лукашенко (83,5%). Накануне были амнистированы политические оппозиционеры, а в стране практически введен режим чрезвычайного положения. Страна находится практически в режиме ручного управления, где отсутствуют признаки появления политической альтернативы в ближайшее время. Если в странах Центральной Азии накануне выборов или сразу же после них поднимали зарплаты государственным служащим, то тяжелая экономическая ситуация в Белоруссии не позволила этого сделать.
Инфляция национальной валюты в 2015 г. продолжится и, скорее всего, эта тенденция сохранится в 2016 г.
В июле Минск посетила миссия МВФ, которая обсуждала с руководством страны возможность выделения кредита на 3,5 млрд. долларов. Обязательные условия - это приватизация государственного сектора и реформы. Дорожная карта от МВФ предполагает реформирование системы поддержки уязвимых слоев населения в течение трех лет (2016-2018 гг.), повышение тарифов на ЖКХ — в течение пяти (2016-2020 гг.), что означает конец социальных программ. При этом МВФ хочет сначала увидеть, как ведутся реформы, а потом предоставлять кредит.
Хотя Белоруссия входит в ЕАЭС и Союзное государство России и Белоруссии. руководство страны проводит политику умеренного протекционизма. Россия получила отказ о размещении своей базы ВВС в стране, в результате чего Минск не получил от Москвы ожидаемого кредита. Хотя ВПК Белоруссии продолжает активно сотрудничать с Россией, а в стране развернуты российские системы ПВО.
Очевидно, что антироссийские выпады руководства Беларуси были сделаны в угоду ЕС. Однако Брюссель не снял санкций с белорусских чиновников, наложенные ранее, хотя и признал октябрьские выборы легитимными.
Лукашенко пытается играть роль посредника в текущих конфликтах. Минск ранее стал площадкой для переговоров между Киевом и Донбассом, а в конце 2015 г. предложил свои услуги для нормализации отношений между Россией и Турцией.
Минск продолжает активно развивать взаимоотношения с Китаем, который многие годы является постоянным донором белорусской экономики.
В соответствии с директивой N5 от 31 августа 2015 года основными направлениями сотрудничества Беларуси с КНР являются глубокая и взаимная интеграция отраслей и предприятий, информационно-коммуникационные технологии, формирование совместных исследовательских и научно-практических центров, совместное развитие отраслевой науки, прямое и системное межрегиональное сотрудничество, создание в Беларуси регионального центра китаеведения и взаимодействия с КНР.
В условиях усиления военного присутствия НАТО у границ Белоруссии и продолжающихся санкций со стороны ЕС, Минск может вернуться к более активному взаимодействию с Москвой. США попытаются не допустить такого сближения, однако окончательный результат зависит от воли одного человека.
Украина
Если в 2013 г. на Украину возлагалось много надежд как на перспективного участника ЕАЭС, то после 2014 г. об этом не вспоминают, а лишь указывают на стратегически неверные решения нынешнего украинского руководства, которое полностью подконтрольно Вашингтону и Брюсселю. Вместе с этим в стране создан уникальный режим коррупции, от которого страдает население. В конце 2015 г. в странах ЕС прошел ряд мероприятий, на которых выступили высокопоставленные чиновники и подвергли жесткой критике действия правящих кругов Украины. Осмысление факта, что евроинтеграция в этой стране остается только лозунгом, а выделенные под целевые проекты средства немедленно исчезают в карманах ответственных чиновников, означает кризис доверия со стороны ЕС. Поэтому новые кредиты и пакеты экономической помощи мало вероятны, а поскольку Украина находится на грани дефолта, возможен только сценарий значительных уступок со стороны Киева (подобные уступки уже были сделаны США в отношении стратегических предприятий и сделок) в обмен на финансовую помощь.
Прагматичные европейцы в условиях собственных проблем не захотят серьезно углубляться в украинскую специфику. Кроме того, альтернативная точка зрения на происходящее в Украине, в том числе о масштабах военных преступлений киевского режима на Юго-востоке, становится все более востребованной в странах Европы.
С 2016 г. начнет действовать соглашение Украины об ассоциации с ЕС. Тем не менее, несмотря на ожидания среднестатистических украинцев, это вряд ли принесет им какое-то улучшение. Украинские товары не соответствуют европейской сертификации, поэтому западное направление в качестве рынка сбыта закрыто. А после санкций со стороны России потеряно и восточное направление.
Отмены визового режима с ЕС в 2016 г. также не произойдет.
Это будет стимулировать рост протестных настроений внутри страны. По всей видимости, будет создана новая радикальная националистическая коалиция, которая станет выступать против нынешнего президента и премьер-министра. Отставка главы правительства Арсения Яценюка в 2016 г. более чем вероятна.
Кроме этого, будет рост и сепаратистских настроений. В других регионах Юго-востока все чаще будут проводиться отдельные акции, но широкомасштабного повстанческого движения при отсутствии поддержки со стороны России или использования Донецких и Луганских республик в качестве прокси-акторов, мало вероятно.
Молдова
После подписания соглашения об ассоциации с ЕС в Молдова погрузилась в политические скандалы и институциональный кризис. Несмотря на ряд возможностей (например, безвизовый въезд на территорию стран ЕС), в Молдове довольно скептически относятся к вектору евроинтеграции. Коррупция всех проевропейских политиков в Молдове (самый громкий случай связан с арестом бывшего премьер-министра и главы Либерально-демократической партии Влада Филата по подозрению в коррупции) привела к резкому снижению доверия и интереса к проевропейским проектам. Кроме того, часть сил, выступающих за скорейшую интеграцию с ЕС выступают за объединение с Румынией (юнионисты), что привело к расколу среди общей массы сторонников европейской идеи, так как достаточно большое количество выступает за сохранение молдавского суверенитета.
В 2015 г. в Молдове отмечен всплеск русофильских настроений. Ряд политических партий и общественных организаций выступают за вступление Молдовы в ЕАЭС. Между тем Приднестровский вопрос остается проблемным моментов во взаимоотношениях между Москвой и Кишиневом.
Поскольку Приднестровская Молдавская Республика после событий на Украине оказалась в полной блокаде, военнослужащие российской армии, размещенные в Приднестровье, теперь могут попасть на место своей дислокации только через Молдову.
Официальные власти пытаются повлиять на ротацию кадрового состава и в 2015 г. более 20 российских граждан, проходящих службу в Приднестровье, не было допущено в страну.
Молдавский лей входит в десятку национальных валют стран Европы и СНГ, которые больше всего понизились по отношению к доллару в 2015 году. В 2016 г. не стоит ожидать укрепления молдавской валюты. Остальные тенденции 2015 г. также будут продолжены в текущем году.
Казахстан
Республика Казахстан в 2015 г. была занята в основном внутренними проблемами, связанными с ухудшением социально-экономического климата. Национальная валюта тенге была значительно девальвирована и из-за перехода на плавающий курс и упала почти на 30%. При этом явной связи обесценивания валюты с ценами не нефть за последние несколько лет не наблюдалось. Аналитики предсказывают значительное подорожание доллара и в 2016 г. Официальный прогноз Национального банка Казахстана предсказывает инфляцию на уровне 8%, при этом на первое полугодие придется худший период.
В апреле 2015 г. в Казахстане состоялись президентские выборы президента. Нурсултан Назарбаев предсказуемо одержал победу, набрав 97,75 % голосов избирателей. Таким образом, он продолжает быть бессменным руководителем страны с 1991 г., но ему все труднее приходится справляться с кризисными ситуациями. Вопрос ротации политических элит будет подниматься опять во время парламентских выборов, которые состоятся в 2016 г.
В целом для руководства Казахской Республики основными направлениями работы будет внутренняя политика. Индексация зарплат и пенсий, антикризисные меры, а также продолжение институциональных реформ по укреплению государственности – основные приоритеты на 2016 г. Во внешней политике традиционно будут продолжены проекты с Китаем. Также серьезным проектом, к которому будет вестись подготовка в течение 2016 г.. является всемирная выставка EXPO-2017 - «Энергия будущего».
С 1 января 2016 года Казахстан стал председательствующей страной в органах Евразийского экономического союза, а Президент Казахстана будет непосредственно возглавлять Высший Евразийский экономический совет. Поскольку Назарбаев изначально в 1991 г. являлся инициатором создания подобного объединения, следует ожидать конструктивных предложений, особенно в контексте того, что Россия занята на украинском и сирийском направлениях. Это, скорее, плюс для Москвы, так как она может лоббировать свои интересы через казахских партнеров.
Кыргызстан
В Кыргызстане в 2015 прошли парламентские выборы, итоги которых были восприняты как ожидаемый результат демократического процесса.
Но главным событием страны стало вступление в ЕАЭС. Россия активно помогала адаптироваться Кыргызстану к новым условиям и есть тенденция, что в будущем подобная помощь будет продолжена.
Достаточно высоко эксперты оценили достижения Кыргызстана в области культуры и спорта. При надлежащем умении эти бонусы можно легко трансформировать в геополитические активы.
Экономика Кыргызстана была относительно стабильной. За девять месяцев прошлого года рост ВВП составил 6,3%. Этому поспособствовала предвыборная кампания, рост производства в сельском хозяйстве и обороты розничной торговли, возросшие траты государственного бюджета и замедление инфляции. Но в 2016 г. ожидается рост государственного долга страны, который может превысить 60% ВВП.
В Кыргызстане был денонсирован договор с Россией по строительству Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС. Официальная позиция России состоит в том, что страна испытывает дефицит средств для подобных проектов. На самом деле, это может быть результатом определенных договоренностей с Узбекистаном, который негативно относится к подобным инициативам в Кыргызстане и Таджикистане. Тем не менее, Кыргызстан намерен искать новых инвесторов.
В будущем году Кыргызстан совместно с Китаем намерен начать строительство железной дороги протяженностью 215 км. Эта магистраль станет частью регионального проекта "Китай – Кыргызстан – Таджикистан – Афганистан – Иран".
Таким образом, Кыргызстан неминуемо будет действовать между двумя региональными акторами - Россией и Китаем в рамках проводимой ими политики. Вряд ли в таком положении у США будет возможность вернуть военную базу на аэродроме "Манас". Тем не менее, Вашингтон будет пытаться оказывать дипломатическое влияние, чтобы конструировать в стране политические процессы.
Туркменистан
Эта центрально-азиатская страна со статусом двойного нейтралитета (отказ от участия в каких-либо военных блоках и нейтралитет согласно Конституции) последние несколько лет довольно успешно проводила баланс внутренней и внешней политики. Прибыль, получаемая от добычи и экспорта газа, распределялась в национальный бюджет, а внешнее давление на страну было минимальным.
В 2016 г. ситуация может начать изменяться. Российский монополист «Газпром» отказался от покупки туркменского газа в 2016 г. Падение цен на энергоносители руководство Туркменистана также надеется компенсировать с помощью новых проектов, хотя эффект будет не сразу. В конце 2015 г. было запущено строительство газопровода TAPI, которое позволит экспортировать газ в Афганистан, Пакистан и Индию.
Очевидны признаки того, что Запад начинает постепенно критиковать правящий режим. По индексам свобод и прав человека Туркменистан все чаще фигурирует в списках нарушителей, что является определенным симптомом. Хотя у Запада практически отсутствуют инструменты для дестабилизации внутри страны по причине того, что оппозиция занимает маргинальное положение и находится под полным контролем правоохранительных органов Туркмении, могут быть предприняты попытки создания формальных надгосударственных и неправительственных инициатив для поступательной эрозии политической системы страны. С другой стороны, на режим могут быть наложены избирательные санкции, как ранее было сделано с Белоруссией.
Существует и риск экспорта терроризма в республику. В первую очередь есть риск пересечения границы группами боевиков из соседнего Афганистана. По этой причине туркменское руководство перебросило на восток страны дополнительный военный контингент. Россия также предложила Туркменистану помощь в укреплении туркмено-афганской границы, которая проходит по равнинной местности. Узбекистан, где действуют экстремистские организации, также может служить источником проблем для Туркмении.
Так или иначе, следует пристально следить как будет реагировать Запад на политические процессы и обстановку в этой стране. От этого зависит дальнейший стратегический вектор Туркменистана.
Узбекистан
Узбекистан представляет собой автократию азиатского типа, где бессменным лидером страны является 78-летний Ислам Каримов. В последнее время он проводит реформы по демократизации политической системы, хотя преемника на пост главы государства нет. Усугубляющиеся проблемы с политической напряженностью пытаются извлечь все внешние стороны, понимая стратегическое значение страны.
Запад проявляет непосредственный интерес к происходящим событиям в этой стране. В октябре 2015 г. правительство США высказалось категорически против планов продажи Узбекистану партии учебно-боевых самолетов T-50 производства Южной Кореи, которые ранее были разработаны совместными усилиями концернов США и Южной Кореи. Вашингтон опасается, что может произойти утечка технологий в Россию, хотя Южная Корея намеревается сохранить сделку.
В 2015 г. Германия закрыла в Узбекистане свою военную базу, которую использовала в качестве транзитного пункта для снабжения военного контингента в Афганистане. Однако в стране остается база ВВС США. Очевидно, что нахождение иностранных войск в стране зависит исключительно от политической воли Ислама Каримова. Если ранее Узбекистан строил взаимоотношения с НАТО исходя из прагматических интересов безопасности, связанных с ситуацией в Афганистане, сейчас Каримов понимает, что НАТО не способно кардинально изменить процессы в этой стране.
Хотя со стороны НАТО в последнее время идет интенсивная работа по сближению с Узбекистаном.
С другой стороны, в список угроз Узбекистану относят природно-техногенные катастрофы, которые связывают с возможным строительством ГЭС в Таджикистане и Кыргызстане. Поскольку последняя республика состоит в ЕАЭС и ОДКБ, это осложняет отношения в рамках евразийской интеграции. В самом Узбекистане с 2016 года начнется период интенсивного развития гидроэнергетической отрасли в рамках государственной программы до 2020 г.
В 2015 г. улучшились отношения с Таджикистаном до уровня политических консультаций между делегациями двух стран, которые прошли 24-25 декабря. Активно развивает отношения с Узбекистаном Китай, и эта тенденция сохранится в будущем.
Если "Газпром" прекратил сотрудничество с Туркменистаном, то с Узбекистаном ситуация кардинально противоположная. Глава компании Алексей Милер сообщил, что объемы закупок будут выше, чем у Туркмении в 2015 г. Узбекистан по добыче газа занимает третье место среди государств СНГ и входит в десятку крупнейших газодобывающих стран мира. Это говорит о том, что Россия остается в списке основных торгово-экономических партнеров Узбекистана. Кроме того, демографически растущий Узбекистан поставляет в Россию рабочую силу, с чем не может не считаться руководство этой страны. Общие интересы с Россией связаны и с активностью террористических организаций.
Таджикистан
В политической жизни Таджикистана в 2015 г. прошли ряд ключевых событий. Впервые в парламент не прошла оппозиция – Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и Коммунистическая партия. Они набрали чуть более 1%, что, маловероятно. Лидер ПИВТ Мухиддин Кабири из-за угроз и давления вынужден был искать убежище за рубежом. Это связывают с усилением авторитарных тенденций.
В сентябре в результате спецоперации был убит замминистра обороны генерал Абдулхалим Назарзода, который, по версии властей, организовал вооруженный мятеж с целью осуществления государственного переворота. После этого ПИВТ была объявлена террористической организацией и многие ее активисты арестованы.
Президенту Таджикистана Эмомали Рахмону был присвоен титул "Лидера нации" – за установление мира и согласия в республике.
Хотя в стране и существуют экстремистские ячейки, связанные с Аль-Каидой или "Исламским государством", прошедшие репрессии показывают не умение власти решать насущные проблемы.
Это может сдетонировать в 2016 г., если в стране начнется социально-политический кризис или вспышка этно-конфессионального насилия.
Хотя наиболее вероятной угрозой считается "Исламское государство", необходимо учитывать, что Таджикистан является транзитной страной для наркотрафика из Афганистана в соседние страны и далее - в Россию. Все эти угрозы могут обостриться в 2016 г.
В Таджикистане находится 201 военная база России и недавно ее контингент был переведен на повышенную готовность.
Хотя Таджикистан испытывает сильную зависимость от России, в 2016 г. он будет пытаться маневрировать между различными игроками мировой политики.
Для привлечения инвестиций Душанбе будет обращаться как к Китаю, так и к арабским монархиям. Если Россия сможет предложить серьезные преференции, то вполне вероятно вхождение Таджикистана в ЕАЭС уже в 2016 г.
Грузия
Грузия продолжает ориентироваться на интеграцию с ЕС и НАТО. Грузино-осетинский конфликт в 2008 г. и проведение Россией операции по принуждению к миру было использовано атлантистскими силами в стране для пропаганды общественного мнения, что только НАТО сможет защитить Грузию от чьей-либо агрессии. Хотя НАТО принимает новых членов только тогда, когда страна урегулировала все спорные территориальные вопросы, руководство Грузии продолжает вести агитацию за вступление в Североатлантический альянс.
Экономические показатели внешней торговли Грузии за прошедший год упали, и это не смотря на подписание соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. Очевидно, что Россия являлась основным рынком сбыта грузинской продукции, поэтому в 2016 г. Тбилиси будет пытаться улучшить отношения с Москвой. Возможно, что Россия пойдет на встречу, отменив визовый режим с Грузией.
Однако серьезного прорыва ждать не следует. В военно-политическом отношении Грузии останется послушной указаниям Вашингтона и Брюсселя. Даже появление ячеек террористической организации "Исламское государство" на территории этой закавказской республики вряд ли подтолкнут ее руководство к прагматической политике в области безопасности.
Россия продолжит поддерживать и усиливать взаимоотношения с Южной Осетией и Абхазией, что будет препятствовать быстрой нормализации связей с Грузией.
Азербайджан
2015 г. был сложным для Республики Азербайджан в связи с падением цен на энергоносители, что отразилось на состоянии национальной экономики. Вместе с этим в стране сохранился критический уровень безработицы и низкие зарплаты в социальном секторе. Кроме того, традиционная чиновничья коррупция стала предметом беспокойства верховной власти страны.
Показательным стало подписание президентом Азербайджана указа о расформировании Министерства национальной безопасности. Вместо него будет созданы государственная служба безопасности и служба внешней разведки. Ранее из министерства иностранных дел Азербайджана было уволено много чиновников. Пока не понятно насколько эффективно прошли кадровые чистки. В стране работает много советников из стран ЕС, которые усиливают дипломатическое давление на клан Ильхана Алиева. Президент понимает, что гибко лавировать между интересами всех акторов будет довольно трудно, поэтому вынужден идти на ряд уступок, по крайней мере, в отношении собственной легитимности и безопасности.
В конце 2015 г. был утвержден новый план индивидуального сотрудничества Азербайджана с НАТО. Кроме того, российско-турецкий кризис неизменно отразится на внешнеполитических приоритетах Баку. Турция - традиционный партнер Азербайджана, связанный историческими и культурными корнями. Вполне вероятно усиление энергетического альянс этих стран с Грузией в качестве транзитной территории. Южнокавказский газопровод, который расширяется, трансанатолийский (TANAP) газопровод, который в процессе строительства и трансадриатический газопровод (TAP), который планируется начать строить в 2016 г. могут создать определенную конкуренцию российскому "Газпрому". Правда для полноценной работы, чтобы перекачивать газ в Турцию и Европу в заявленных объемах к 2020 г., необходимо завершить работы на участке "Шах Дениз-2", а это требует минимум 45 млрд. долл.
Армения
Общая экономическая ситуация в стране остается стабильно неблагоприятной. Заметно снизились значимые показатели. При этом вступление Армении в ЕАЭС пока не принесло ощутимого эффекта, так как прошло относительно немного времени после ратификации всех документов. Общий эффект от мирового финансового кризиса, валютных колебаний и снижения экономического роста в России дают о себе знать и в Армении. В 2016 г. вряд ли стоит ждать серьезных улучшений в экономике.
В Армении в 2015 г. состоялась политическая реформа, которая предусматривает парламентско-президентскую форму правления и возрастание роли правительства. Пока сложно предсказать насколько эффективной будет новая модель, так как правящая коалиция постоянно подвергается критике со стороны оппозиции. До настоящего момента все оппозиционные структуры в Армении были разрозненными, что мешало им проводить эффективную мобилизацию. Тем не менее, постоянная грантовая помощь со стороны посольства США и других западных акторов может через некоторое время достичь необходимых результатом и набрать критическую массу недовольных, как это было на Украине. Вполне вероятно, что для раскачивания ситуации в Армении будет задействован фактор Нагорно-Карабахского конфликта, включая возможную роль Азербайджана. Ни Армения, ни Азербайджан не готовы к прямому военному столкновению, тем более что в Армении находится военная база России и страна является членом ОДКБ. Но возможны серьезные провокации, которые будут использованы для дестабилизации региона в целом.
Выводы
Основные тенденции 2015 г. для региона в целом сохранятся. Россия будет пытаться найти нетривиальные решения для осуществления своего политического влияния в Евразии. Поскольку старые методы общественной дипломатии и открытой помощи показали свою неэффективность, не исключено, что будут задействованы более деликатные приемы, возможно, с помощью третьих сил.
Будет более ощутима роль Китая и Ирана в странах Центральной Азии, тогда как в европейских странах постсоветского пространства кризис будет усугубляться.
Исламский терроризм будет в фокусе политических элит стран СНГ следующего года. Также есть риск эскалации замороженных конфликтов.
Это говорит о необходимости пересмотра существующей региональной системы безопасности, которая может пройти в рамках ОДКБ и ШОС.