Слово Пастыря и точка национальной опоры
Общий посыл речи Патриарха можно обобщить в следующем высказывании: «Единство народа неразрывно связано с единым пониманием его истории: с почитанием общих героев, с сохранением общих памятников, с общим торжеством в годовщины победы и с общей печалью в годовщины трагедий…Народ, разделившийся в понимании своей истории, становится неспособным сохранить единство». Касаясь болезненного и крайне трудного для России вопроса национальной идеи, Предстоятель Русской Церкви продолжил: «Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века ХХ-го, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Синтез, который лежит за пределами привычной дихотомии «правые-левые». Синтез, который можно описать формулой «вера — справедливость — солидарность — достоинство — державность». Эта цитата заслуживает самого принципиального внимания. Во-первых, Предстоятель, говоря о «социальных императивах солидарности», назвал это время «большей частью века ХХ-го», а не советским или коммунистическим периодом, чтобы, очевидно, не подчеркивать идеологию тех лет. Во-вторых, особенно важным представляет призыв Патриарха вычеканить формулу национального единства из тех лучших чувств и ценностей, которыми жил наш народ в разные времена, а не из синтеза ценностей Исторической России и идей компартии, что лукаво предлагает верный ленинец Кургинян и некоторые другие из левого лагеря. Речь идёт об извлечении уроков из нашего богатого трагедиями ХХ века, а не о смешении идеологий и получении гремучей православно-коммунистической смеси.
Коммунистам и советистам, которые спустя 20 лет неожиданно осознали катастрофу крушения страны в 1991 г. и срочно начали бороться с либералами, до такой степени понравился тезис Патриарха о «единстве истории», что они немедленно приняли его на вооружение. Однако они посмотрели на эту мысль не через призму Христианства, как это сделал духовный пастырь, а через собственное кривое зеркало советских аксиом. Начнёт теперь православный человек говорить правду о религиозном геноциде русского народа советской властью и осуждать Ленина, так коммунисты тотчас ему возразят: «Вы же верующий, вы слышали слова вашего же Патриарха? Зачем вы разрываете историю?» Некоторые же особенно ретивые любители левых идей пошли дальше и приписали Предстоятелю Русской Церкви едва ли не симпатии к коммунизму.
Что касается мнения Патриарха о советской власти и его основоположнике Ленине, то он высказался по этому вопросу в телевизионной передаче «Имя России». Тогда ещё Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, чей кандидат – православный защитник России Александр Невский – в итоге одержал победу в конкурсе, провёл небольшое исследование на тему тождественности ленинского идейного наследия и нынешней политики коммунистической партии. Кирилл заметил, а защитник кандидата Ленина Зюганов согласился, что КПРФ позиционирует себя сторонницей сильного государства и диалога с Церковью, а также поборницей нравственности и справедливой системы международных отношений. Далее пастырь привёл ряд ленинских цитат, которые не просто не совпадают с мнением КПРФ и большинства заблудившихся российских коммунистов, но в корне противоречат идеологическим воззрениям партии.
Вот что пишет и говорит Ленин по всем вышеперечисленным аспектам. «Пролетарское государство сейчас же после его победы начнет отмирать, ибо в обществе без классовых противоречий государство не нужно и невозможно». (Государство и революция) «Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян, в интересах помещиков и капиталистов». (Из выступления на Съезде коммунистической молодёжи) «Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатать и превращать в склады». (Из письма Дзержинскому от 11 марта 1919 г.) «Практическая коммунистическая политика есть использование вражды между капиталистическими странами и натравливание их друг на друга». (ППС, Т.42)
Цитируя Ленина, Патриарх Московский и всея Руси фактически поставил вопрос о роли этого персонажа для ныне живущих коммунистов и советистов. Обратите внимание, он говорил не о единстве истории, а необходимости дать морально-правовую оценку его деяниями с христианских и государственнических позиций. После этой внушительной, но тактичной речи Патриарха «товарищ» Зюганов заметно приуныл.
Мы должны понять, что справедливая оценка исторических персонажей никак не означается разрыв истории. Задумаемся, как можно оценить автора вышеприведённых высказываний, добавив к ним исторические факты его преступного правления. Можно считать Ленина теоретиком революции, в некоторой степени философом, но он никак не может быть моральным ориентиром православной страны, её солнцем.
Говоря о необходимости сохранения единства страны, Патриарх, безусловно, прав. Историю ни одной другой страны не разрывали с таким неистовым сладострастием, как историю России. В этом позорном деле отметились, прежде всего, коммунисты. Не хватит и нескольких томов, чтобы перечислить, даже и без описания, все преступления советской власти, которые привели к забвению истории нашим народом. Вспомнить хотя бы, как обезобразили и оболгали большевики образ Царской России и её последнего Императора, или генеральный план реконструкции Москвы, который предполагал фактически уничтожение исторического центра Москвы, или уничтожение военных кладбищ русских солдат Великой войны 1914-1917 гг., или декрет Ленина 1918 г. о памятниках республики. Примерам советского варварства нет числа.
Не оправдали надежд в деле восстановления единства истории и либералы, пришедшие к власти на горбачёвских руинах советского государства. Никакого переосмысления советского периода русской истории не последовало; вместо этого на наше национальное самосознание вылили новую щедрую порцию чернил. Примечательно, что на линии огня их самозабвенной критики оказались не Ленин, Троцкий, Зиновьев, Радек и прочие преступники, а пакт Молотова-Риббентропа, возвращение Прибалтики и Победа в Великой Отечественной войне. Либералы не опирались на прочный фундамент христианских ценностей, а потому окончательно смешали все представления об истории. Именно благодаря устроенному ими хаосу такой крайне спорный персонаж, как Сталин, стал восприниматься как страж порядка и справедливости на пути демократического беспредела. Таким образом, 1917 и 1991 образовали замкнутый круг, ежедневно взрывающий единство нашей истории: или ты коммунист и против либералов, или ты антикоммунист, и тогда тебя обвинят чуть ли не во власовстве. Чёрно-белая картина мира как следствие советского сознания…
Как нам обрести подлинное единство истории, о котором говорил Патриарх? Что же нам делать, когда самопровозглашённые лжепророки водят нас по кругам ХХ-го века, пытаясь ещё больше запутать? Для этого нам надо оценить деятельность советской власти и, прежде всего, Ленина с христианских позиций, иначе говоря, осудить основоположника СССР, начавшего отсчёт истории с первого съезда РСДРП. Неотъемлемым слагаемым борьбы за единство всех периодов истории России является осуждение тех, кто эту саму историю разорвал, растоптал и вместо почтения героических предков соорудил собственный культ божества на Красной площади. Только обретение христианской точки опоры поможет нам в преодолении столетней смуты. Когда тысячелетняя православная вера, которая единственная способна отличить зло от добра, а значит и вынести справедливую оценку тому или иному деятелю истории, станет духовным и нравственным фундаментом русского человека, тогда и великая тысячелетняя история России вновь воссоединится в себе и народе.