Роль религии в мировой экономической системе
Одним из феноменов современного мира является глобализация. Глобализация – это процесс создания, в первую очередь, единого экономического пространства, где свободно могут перемещаться капитал, ресурсы, люди и идеи. Создание единого экономического пространства подразумевает всемирную экономическую интеграцию, когда национальные хозяйства и рынки интегрируют в мировое хозяйство и мировой рынок. Данный процесс приводит к глобализации конкуренции.
По словам известного российского экономиста Михаила Делягина, «Конкуренция, развиваясь и устраняя внутренние барьеры рынка, вполне диалектически начинает отрицать сама себя, порождая монополии, – тем более крупные и тем сильнее влияющие на рынок, чем более совершенной с формальной точки зрения является исходная конкурентная среда» [1]. Возникновение глобальных монополий на мировом рынке является одной из главных проблем всемирной экономической интеграции.
Превращению транснациональных корпораций (ТНК) в глобальных монополистов способствует ряд факторов. Во-первых, это монополизация технологий. Именно владение технологиями обеспечивает их конкурентоспособность.ТНК предпринимают все возможное, чтобы защитить технологии от распространения. Главную роль в этом деле играет патентование. Так, «на долю ТНК приходится более 80 % зарегистрированных патентов» [2]. Во-вторых – насильственная либерализация национальных экономик, которая приводит к ликвидации различных экономических барьеров. В-третьих, «усилению ТНК, как и крупного капитала как такового, объективно способствуют кризисы. Так, в ходе «азиатского кризиса» 1997–98 годов с фондовых рынков Юго-Восточной Азии ушел преимущественно национальный мелкий и средний капитал, зависимый из-за незначительных масштабов своей деятельности от перепадов конъюнктуры. Его заменил крупный капитал, в основном международный, эффективно влияющий на правительства и посредством них создающий нужную ему конъюнктуру не только на национальном, но и на региональном, а часто – и мировом уровне» [1].
Безусловно, возникновение глобальных монополий усугубляет разрыв между развитыми и развивающимися странами. В данной ситуации религиозные организации обращаются к международному сообществу и призывают субъектов мировой экономики к справедливому распределению ресурсов на международном уровне [3, с. 248].
Возникает и другая ситуация, когда религиозные организации, финансируемые ТНК через различные фонды и благотворительные организации, не только «закрывают глаза» на различные нарушения международных норм и прав человека со стороны глобальных монополистов, но и реализуют их интересы.
Это утверждение справедливо не только в отношении радикальных исламских группировок, используемых и финансируемых глобальными монополистами в борьбе за нефтяные ресурсы, но и в отношении христианства. Ярким примером этому являются недавние события, происходящие в Украине, где в свержении законного правительства были задействованы представители многих христианских церквей страны. Круглосуточно были открыты монастыри и приходы, где протестующим предоставляли еду и ночлег. Подобное происходило также во время молодежных волнений в Гонконге.
Таким образом, роль религии во всемирной экономической интеграции двояка.С одной стороны, религия играет роль совести, обращаясь к субъектам мировой экономики и призывая их к целостному и солидарному развитию человечества. С другой –она является инструментом крупного капитала в его борьбе за экономический, политический и информационный контроль над всем миром.
Литература
1. Делягин, М. Г. Мировой кризис: общая теория глобализации [Электронный ресурс] / М. Г. Делягин. – М. : Инфра-М, 2003. – Режим доступа: http://www.litmir.me/br/?b=170876. – Дата доступа: 27.02.2015.
2. Транснациональная компания // Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%E0%ED%F1%ED%E0%F6%E8
%EE%ED%E0%EB%FC%ED%E0%FF_%EA%EE%EC%EF%E0%ED%E8%FF. – Дата доступа: 27.02.2015.
3. Компендиум социального учения Церкви. – М. :Paoline, 2006. – 623 с.