Запад и будущее Ливии

20.04.2016

В своем интервью телеканалу Fox News 11 апреля президент США Б. Обама заявил, что считает интервенцию в Ливию своей самой большой ошибкой. «Возможно, это провал в подготовке плана на следующий день после вторжения в Ливию. На тот момент я считал это правильным шагом», - покаялся он.

Однако надо еще разобраться, что он имел ввиду. Ведь похожие слова говорил еще в декабре 2015 года госсекретарь Дж. Керри. А он имел ввиду не саму операцию по свержению М. Каддафи, а то обстоятельство, что  «Америка не в полной мере способствовала становлению легитимного правительства после военного вмешательства».  Иными словами, и Б. Обама и Дж. Керри говорят лишь о слабой подготовке Вашингтона к периоду после свержения ливийского лидера, но не осуждают сам госпереворот и зверское убийство ливийского лидера.

Если разобраться в мотивах американской администрации, то, развязывая руками своих европейских союзников агрессию против Ливии в 2011 году, Белый дом, как это следует из утекшей в январе этого года (кстати, с подачи самого госдепа) в интернет электронной переписки бывшего госсекретаря Х. Клинтон, боролся не за победу повстанцев из Бенгази, а за то, чтобы не допустить появления в Африке «золотого динара» - обеспеченной золотом и, соответственно, независимой от доллара валюты! Тогда, в январе 2016 года было опубликовано письмо в адрес госсекретаря от своего советника Сидни Блюментайма, датированное 2011 годом. Документ раскрывает объемы золотого запаса правительства Каддафи. Правительство Каддафи владеет 143 тоннами золота и примерно таким же количеством серебра. Это золото предназначается для создания панафриканской валюты на основе ливийского золотого динара", — говорилось в письме. 

Любая попытка создать такую валюту рассматривается США как casus belli, а отнюдь не жажда народов добиться установления справедливых, демократичных и некоррумпированных режимов, чем Вашингтон постоянно прикрывается.

Исходя из поставленной задачи, можно понять, что цель была достигнута – М. Каддафи свергнут и убит, а панафриканская валюта не создана. Тогда о чем же сожалеет сегодня Б. Обама? Какие еще задачи не удалось решить США как лидеру западного мира в Ливии?

Если обратиться к внешней стороне дела, как ее наблюдают читатели газет и интернет-СМИ всего мира, то американский президент печалится о том, что до сих пор в Ливии не удалось создать дееспособную власть. 

Действительно, страна глубоко расколота. После серии  из трех войн на Востоке страны, в столице исторической Киренаики городе Бенгази обосновался признанный международным сообществом парламент (Палата представителей), поддерживаемый мятежным генералом, сторонником единой светской Ливии Халифой Хафтаром, который категорически не приемлет власть захвативших Триполи исламистских милиций, объединившихся в конгломерат «Заря Ливии». Силы Халифы Хафтара извне активно поддерживаются Египтом и ОАЭ.

Милиции, обосновавшиеся в Триполи и в целом в исторической Триполитании (западная часть страны), «охраняют» осколки потерявшего еще в 2014 году легитимность Высшего национального конгресса, в котором также доминируют исламисты, в первую очередь «братья-мусульмане», поддерживаемые извне Турцией и Катаром.

На юге страны, в Феззане, постоянно происходят межплеменные столкновения между племенами Улед Слеман (при поддержке туарегов) и Тубу, часть из которых ориентируется на Тобрук, а другая – на Триполи.

Ситуация усугубляется тем, что с 2015 года в центральной зоне побережья страны укрепились приверженцы т.н. Исламского государства (ИГИЛ), которые контролируют к апрелю сего года уже больше 290 км. побережья. Их отряды численностью от 2000 (оценки ООН), до 5000 (независимые) бойцов явно имеют целью поставить под контроль экспорт ливийской нефти, которые хотя и упал с 1,6млн. баррелей в день в 2011 году до 400 тысяч баррелей сейчас, все же может дать серьезный доход террористической группировке. Именно туда, как говорят, переместился сын турецкого президента Т.Эрдогана, ранее торговавший ИГИЛовской нефтью в Сирии.

Западные страны и возглавляемую ими антитеррористическую коалицию таким образом якобы беспокоят бесчинства исламистов и отсутствие дееспособного государства, которое установило бы порядок, боролось с террористами и не допускало незаконной иммиграции в Европу. Что же, звучит вполне логично – надо прибраться за собой и исправить, что натворили.

И внешне все действительно выглядит благопристойно. Западная коалиция энергично поддерживает назначенного в ноябре 2015 года  спецпредставителем генсекретаря ООН немецкого дипломата Мартина Коблера. Тому действительно вроде бы удалось многое. Заключенное 17 декабря в Марокко Схиратское соглашение о создании правительства национального единства было одобрено 23 декабря резолюцией 2259 СБ ООН и, пусть с опозданием (изначально планировалось, что правительство национального единства будет создано в течение 40 дней, то есть до конца января 2016 года),  но выполняется. 13 марта созданное усилиями М.Коблера и под давлением западных держав при содействии Марокко правительство национального единства было признано единственным законным органом власти.

После многочисленных споров 30 марта на военно-морскую базу в Триполи прибыло возглавляемое Ф. Сарраджем правительство и шесть из девяти членов т.н. Государственного совета – консультативного органа, созданного во исполнение Схиратских договоренностей. Это правительство теперь контролирует Суверенный национальный фонд, Центральный банк и Национальную нефтяную кампанию. Якобы правительство национального единства поддержала Petroleum Facilities Guard, охраняющая  нефтяные сооружения, хотя по другим данным нефтяные поля недавно перешли под контроль Халифы Хафтара.

Однако, внешняя сторона дела не должна скрывать больших трудностей, стоящих на пути этого правительства. Ведь ему пришлось приплыть в Триполи морем, потому что исламистские группировки, засевшие в столице,  не пускали самолет  в воздушное пространство страны. Серьезное сопротивление его деятельности оказывает и парламент в Тобруке, который возражает против 8 параграфа Схиратского соглашения,  в соответствии с которым Президентский совет (он же госсовет) имеет право назначать Главнокомандущего вооруженными силами. Это угрожает позициям Халифы Хафтара, который на этот пост претендует, но вряд ли может на него официально номинироваться, поскольку он не имеет серьезной поддержки за пределами Киренаики.

В этой обстановке западные страны решили «продавить» выгодное им решение, то есть, несмотря на неготовность сторон к согласию, ускоренным темпом легитимизировать новое правительство и заставить его противников замолчать. 1 апреля Совет Европейского Союза внес в санкционный список ЕС в отношении Ливии ключевых участников ливийского политического процесса – Председателя Палаты депутатов в Тобруке (законного парламента Ливии) А.Салеха, главу правительства национального спасения в Триполи Х.Гвейла, а также Председателя триполийского Всеобщего национального конгресса Н.Абу-Сахмейна. Им «инкриминируются» попытки воспрепятствовать реализации подписанного 17 декабря 2015 г. при содействии ООН Схиратского политического соглашения в части формирования правительства национального единства.

Надо признать, что отчасти эта тактика односторонних санкций, так полюбившаяся западным лидерам, сработала. Х.Гвейл сложил с себя полномочия. Главой госсовета был избран Абдеррахман Сувейхли, которого протежирует Турция. В Триполи , в гости с Ф.Сарраджу зачастили министры иностранных дел Италии, Франции и Германии (последние визиты состоялись 16 апреля), чтобы выразить ему свою поддержку.

Все это делается в большой спешке. Национальный консенсус далеко не достигнут. В Схират в декабре прошлого года приехали далеко не все представители ВНК и Палаты представителей (международно признанного парламента) в Тобруке, скорее, их было меньшинство. Разногласия между триполийским группировками и теми силами, что находятся в Киренаике далеко не урегулированы. Так что же так торопятся Париж, Лондон, Рим и Вашингтон?

На публику ими особенно усердно с конца января этого года транслируется необходимость скорейшего проведения в Ливии спецоперации против игиловцев. Первым заявление сделал французский адмирал Эдуард Гийо, который 27 января сказал: «В Ливии в идеале было бы важно провести международную операцию». Далее последовали соответствующие неоднократные  заявления госсекретаря США, британцев и итальянцев, так что в мировом информационном пространстве эта идея уже стала привычной. Более того, СМИ уже пишут о сверстанных планах направления в Ливию 6000 экспедиционного корпуса, чтобы выбить из Сирта террористов.

На этом пути есть два, если не три, а то и четыре препятствия. Первое вроде бы Западом преодолено – создание легитимного правительства национального единства, которое теперь может обратиться к той же Франции, Италии и/или Великобритании с просьбой о введении международного контингента, что придало бы видимость легитимности очередному западному вторжению.

Второе преодолеть может оказаться сложнее – это получение согласия со стороны Совета Безопасности ООН. В последнее время стали делаться пробросы в отношении того, что можно использовать для вторжения старую резолюцию СБ 1973 от 2011 года. Но она говорит лишь о создании бесполетной зоны и против такого варианта энергично возражает Россия, о чем и было сказано С.В.Лавровым в ходе визита мининдел Италии П. Джентилони в Москву 25 марта. Россия явно будет настаивать на принятии отдельной резолюции.

Есть и другие препятствия более серьезного характера. Большинство населения Ливии категорически не приемлет иностранного вмешательства после событий 2011 года, прежде всего присутствия наземных сил, под каким бы благовидным предлогом они ни вводились, и максимум на что готово согласиться - на удары с воздуха по террористам. Против западной операции возражает и генерал Халифа Хафтар, который заявляет, что сам готов освободить Сирт (кстати, по мнению ведущего аналитика International Crisis Group, Клаудии  Граззини игиловцев в Сирте на пять тысяч, а всего лишь несколько сотен).  Международная же операция может «взорвать» хрупкое схиратское соглашение, ключевым элементом которого является упомянутый 8 параграф.  

В этой ситуации Запад снова играет краплеными картами и пробует опередить события, что рождает подозрения, что за его действиями стоит некая скрытая повестка дня. Появляются сообщения о тайно наносимых американцами ударах по игиловцам в Сирте, о присутствии в стране как минимум спецназа Великобритании. 14 апреля постпред России при  ООН заявил: «Мы предупреждаем наших западных коллег (несколько дней назад в СБ ООН вновь был разговор на эту тему), что односторонние авантюры до добра не доведут. Посмотрим, возобладает ли у них на этот раз здравый смысл».

Итак, почему же западные державы действуют столь нахраписто, вместо кропотливого диалога с влиятельными силами Тобрука о выполнении условий Схиратского соглашения всячески пытаются создать условия для военной операции на территории страны. Почему Б.Обама так переживает об ошибках?

Судя по всему, Запад недоволен результатами операции 2011 года. Да, старый режим, неподконтрольный Западу, был убран, но новый, полностью подотчетный Вашингтону и выполняющий его установки, не поставлен. 

Теперь предпринимается попытка его установить, прикрываясь присутствием ИГИЛ в Сирте. Но как в этом городе – родине М.Каддафи  - оказались террористы? Вполне очевидно, что они туда были переброшены из Сирии усилиями страны-члена НАТО Турции, всячески подпитывающей эту группировку, торгующей с ней нефтью, снабжающей оружием и боевиками. Наличие в Ливии отъявленных террористов как раз должно создать условия для западного вмешательства под благовидным предлогом борьбы с терроризмом (в 2011 году таким предлогом выступала борьба за демократию).

Установление западноориентированного правительства в Триполи (все его члены являются носителями турецких (Ф.Саррадж), марокканских, итальянских, французских и иных неливийских паспортов) с большей или меньшей степенью легитимности позволило бы Вашингтону и его союзникам установить свой контроль над ливийской нефтью, которая остро нужна для замены российских углеводородов и отрыва Европы от московской нефтяной и газовой «иглы». Для этого остро  необходимо управляемое правительство Ф.Сарраджа. Еще оно нужно для того, чтобы разграбить окончательно огромные валютно-финасовые резервы, накопленные М.Каддафи и хранящиеся в банках ЮАР, Франции, США, Великобритании, Италии и ряда арабских стран (преимущественно государств Персидского Залива). Они могут составлять более 2 триллионов долларов, которые Западу хотелось бы запустить в свою стагнирующую экономику.

Нужно четко понимать: Запад никогда не занимался благотворительностью и все, что он делает обусловлено не жаждой укрепления ливийской государственности (Ливию, разграбив, скорее всего «утилизируют» по югославскому сценарию), а  соображениями поддержания американской гегемонии и постановки на службу Вашингтону ресурсов других государств.