Во имя справедливости
23.02.2014
Нам необходимо содействие в вопросе рассмотрения и внесения дополнений в Закон «О ветеранах», касающихся незаслуженно забытых событий на Ближнем Востоке, участие в которых принимали советские военнослужащие.
Во второй половине 1982 года человечество стояло на грани третьей мировой войны, причиной которой мог стать израильско-арабский конфликт. В сложившейся обстановке в Москву тогда прибыло сирийское руководство. Сирийская делегация во главе с президентом X. Асадом провела переговоры с участием Л.И. Брежнева, Н.А. Тихонова, Ю.В. Андропова, Д.Ф. Устинова, А.А. Громыко, Н.В. Огаркова. Главным итогом этих переговоров стало решение о переброске в Сирию советских воинских подразделений ПВО. Речь не шла о миротворческих силах СССР, выделяемых для помощи Сирии на основе международных соглашений. Высшим военно-политическим руководством страны было принято решение о вводе контингента советских войск в Сирию.
В соответствии с директивой МО СССР № 312/4/00836 от 25.11.1982 года, во исполнение постановления Совета министров СССР № 897-246 от 28.09.1982 года на базе Московского округа ПВО (г. Переславль-Залесский, г. Тула), Одесского и Закавказского военных округов были сформированы два зенитных ракетных полка С-200В. Происходило всё под видом учений «Кавказ-2», в условиях особой секретности и в кратчайшие сроки. В состав каждого полка вошли: командный пункт со средствами обеспечения, два зенитных ракетных дивизиона С-200ВЭ и один дивизион войсковой ПВО «Оса-АК», усиленный батареей ЗУ-23-2, мотострелковой ротой, взводом ПЗРК «Стрела-3М». Для подготовки ракет к стрельбе двух полков в состав 220-го зрп был включён технический дивизион С-200.
В период с сентября по декабрь 1982 года были проведены мероприятия по формированию полков и их боевому слаживанию с проведением боевых стрельб в 234-м ЦБП ЗРВ (г. Приозёрск, Казахстан).
В январе 1983 года под видом туристов первый эшелон прибыл в порт Тартус. На берег мы сошли уже в форме сирийской армии без знаков различия, имея на руках табельное оружие и боевую технику.
В январе 1983-го полки развернулись в боевой порядок и приступили к выполнению задачи по охране и обороне воздушных рубежей САР. В зону поражения полков вошли: Сирия, Ливан, Израиль, Иордания и акватория Средиземного моря.
В период с января 1983 года по октябрь 1984-го во взаимодействии с силами и средствами ПВО САР полки принимали активное участие в отражении ударов авиации Израиля по войскам САР, расположенным в долине Бекаа на территории Ливана. В январе 1983-го огнём 220-го зрп был уничтожен беспилотный самолёт-разведчик ВВС Израиля.
Наше присутствие на этой земле стало основной сдерживающей силой развития военного конфликта, на долгие годы обеспечив мир в Ближневосточном регионе.
О событиях того времени много сказано в открытой печати. Писали о том, что за образцовое выполнение задания правительства, мужество и героизм десятки солдат и офицеров были награждены орденами и медалями. После возвращения полков на Родину их расформировали, а в личных делах офицеров записали «в 1983–1984 годах проходил службу в Московском округе ПВО». Другие документы засекретили. Да так, что до сих пор концов найти не могут…
И в самом деле, сколько бы ни обращались ветераны в архивы Минобороны по вопросу о прохождении службы в САР, ответ приходит отрицательный. И неудивительно. Вот доказательство этому и объяснение многолетней бесплодной переписки. На очередной запрос в Центральный архив Минобороны (г. Подольск) нашему сослуживцу Алексееву П.А. пришёл ответ, проливающий свет на «тайну учёта» наших соратников: «…По вопросу непосредственного участия Алексеева П.А. в боевых действиях в Сирии рекомендуем (с копией нашего ответа) обратиться в Главное управление международного военного сотрудничества ГШ ВС РФ. Заведующий архивохранилищем В. Николенко. 29 мая 2009 года».
Нашим полкам не довелось участвовать непосредственно в боевых действиях. И это ключевая причина отказа в придании статуса воина-интернационалиста и причислении к участникам боевых действий. Так рассуждают чиновники, от которых зависит, считать или не считать нас таковыми. Но не в том ли и заключался главный смысл присутствия советских войск ПВО в Сирии, чтобы не допустить боевых действий? В том-то и состояла наша задача, успешно воплощённая в жизнь, – своим присутствием не допустить воздушного вторжения на территорию Сирии. А в случае необходимости уничтожить воздушные цели противника. Иными словами - не допустить боевых действий в стране. Эта цель была успешно достигнута путём круглосуточного дежурства с явной демонстрацией высокой боевой готовности и мощи нашего оружия! Нельзя забывать и тот факт, что территория обитания нашего контингента являлась фактически лагерем за несколькими рядами колючей проволоки с минными заграждениями...
К сожалению, если периоды и территории боевых действий, в которых участвовал гражданин, не включены в раздел III «Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации» Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ или конкретно не упоминаются в статье 3 названного закона, то такой гражданин не имеет права на получение статуса ветерана боевых действий. В связи с этим значительное число лиц, фактически принимавших участие в той или иной военной операции, не могут быть отнесены к числу участников боевых действий.
Так, не отнесены к боевым действиям, участие в которых даёт право на получение соответствующего статуса, боевые действия в Сирии и Ливане в 1982–1983 годах.
Следует отметить, что раздел III «Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации» Федерального закона «О ветеранах» подвергался изменениям уже три раза:
– 1 января 2004 года – дополнен новыми территориями и периодами ведения боевых действий: «Выполнение задач в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года. Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года»;
– 1 января 2009 года – увеличены некоторые периоды боевых действий: «Боевые действия в Анголе, Мозамбике, Эфиопии».
– 1 января 2010 года – дополнен новыми территориями и периодами ведения боевых действий: «Выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 22 августа 2008 года».
«Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации» может быть дополнен новыми позициями по законодательной инициативе, право на которую в соответствии со статьёй 104 Конституции РФ принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному суду РФ, Верховному суду РФ и Высшему арбитражному суду РФ по вопросам ведения названных судов.
Лицам, фактически принимавшим участие в тех или иных боевых действиях, но не отнесённым Федеральным законом о ветеранах к числу участников боевых действий, следует обратить внимание на Закон РФ от 21 января 1993 года № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах». Закон № 4328-1 устанавливает социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах.
Порядок отнесения той или иной территории к зоне вооружённого конфликта или чрезвычайного положения определяется Постановлением Правительства РФ от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций». Согласно постановлению гарантии и компенсации предоставляются лицам, направленным в составе воинских частей, подразделений и групп или командированным на территорию, где введено чрезвычайное положение, или в зоны вооружённых конфликтов и выполняющим задачи: по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством РФ введено чрезвычайное положение, или на территориях государств - республик бывшего СССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями); в местностях (в том числе за пределами РФ), отнесённых к зонам вооружённого конфликта решениями Правительства РФ.
В связи с тем что за пределы нашего государства никогда не посылались контингенты наших войск ПВО в составе полных и укомплектованных личным составом полков, да ещё и в режиме секретности, понятно, что в Законе «О ветеранах» не присутствуют пункты по нашему вопросу. И до настоящего времени не существует официального подтверждения или заявления со стороны Российской Федерации о том, что с января 1983 года по октябрь 1984 года личным составом в составе двух зенитных ракетных полков ПВО на территории Сирии выполнялась реальная боевая задача по охране и защите воздушных рубежей страны. И эта задача была выполнена успешно!
На сегодняшний день есть все предпосылки к тому, чтобы раздел III «Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации» Федерального закона «О ветеранах» подвергся изменениям. Необходимо дополнить раздел записью о ведении боевых действий в Сирии в 1983–1984 годах контингентом 220-го и 231-го зрп ввиду исключительности выполняемых личным составом задач. Необходимо учитывать, что военнослужащие постоянно подвергались смертельной угрозе нанесения авиационного или ракетного удара. Спасали от этого только высочайшее мастерство, выучка людей и готовность к самопожертвованию, боевая готовность полков самого высокого уровня. Эти факторы являлись сдерживающими для противников Сирии, воздушные рубежи которой и оберегали наши войска ПВО. Тот факт, что на территории страны было военное положение, никем не может быть опровергнут, но подтверждён сирийской стороной. По этой причине наши 220-й и 231-й полки и были направлены в Сирию!
«Союз ветеранов Сирии» обратился с ходатайством о продвижении и положительном решении вопросов для ветеранов, принимавших участие в выполнении интернационального долга на территории Сирии в период 1983–1984 годов. Вот наши предложения:
1. Внести изменения в раздел III «Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации» Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ. Внести в вышеуказанный перечень:
- боевые действия в Сирии в 1983–1984 годах (для контингента советских войск ПВО в составе 220-го и 231-го зенитных ракетных полков).
2. Признать военнослужащих советских войск ПВО в составе 220-го и 231-го зенитных ракетных полков участниками боевых действий в Сирии в 1983–1984 годах, а также воинами-интернационалистами с выдачей удостоверений и записью в личных делах.
3. Пересчитать офицерам и прапорщикам выслугу лет на пенсию, как нам обещали, один месяц службы за три месяца.