«В каждом человеке таится воин – мы будим его»
Население Монголии составляет примерно 3 миллиона человек. Поэтому 15.5 миллионов просмотров на видео монгольской группы Ху – это невообразимый успех. Кроме просмотров, лайков и остальной атрибутики соцсетей, группа уже набрала пару десятков статей в международной прессе, от болгарской, до американской. Сам президент Монголии, Халтмаагийн Баттулга, тоже перепостил себе ролик группы на страницу Фэйсбук. Эта статья гордо встанет в колонну взбудораженной прессы и разберется, в чем причина ажиотажа.
Начнем с идеи группы. Она захватила мир своей грамотной комбинацией элементов традиционной культуры и современных ритмов металла. Мы обсудили со всей группой,* и с ее директором – Баярмагнай Дашдондог (Дашка), в чем миссия проекта. «В каждом человеке где-то глубоко таится воин – мы будим его» ответили музыканты почти единогласно, добавив, что «большинство молодых людей даже не знают о существовании традиционной культуры, но когда соприкасаются с ней, то влюбляются сразу. Это потому, что она прекрасна в той форме, в которой она есть.» На вопрос, как традиционализм в музыке вдохновляет слушателей энергией, он ответил: «Да, конечно, баталии человека с природой в настоящее время сильно отличаются от прошлого, но битва вечна. Многие сегодня сталкиваются с многочисленными несправедливостями, от рака до бедности. Например, песня «Тотем Волка» - старый монгольский военный клич, мы надеемся, что он может вдохновить человека к преодолению трудностей!»
Доказательство слов Дашки можно найти в словах песен Ху. По сравнению со стерилизованной тематикой поп-музыки последнего времени, их лирика – это как холодный душ или чашка крепкого кофе. Видно, как на фоне унылой современности, творчество Ху изгоняет идейную сонливость из нас и миллионов людей по всему миру. Слова упомянутой песни «Тотем Волка» говорят о воле, непобедимой для хищников и всех природных стихий. Темп задает вступительное предложение: «Если тигры придут, поборемся до конца, если барсы придут, будем бороться до смерти, если слоны придут, будем воевать с яростью…» Другая песня, ода традициям и истории Монголии, задает вопрос, «правильно ли мы сейчас живем», не отвечая назиданиям предков.
«Как легко пить и есть в веселье
Но как странно, как несвойственно!
…
Вы родились с судьбой (великих) предков, но никак не проснетесь!
Как странно, как несвойственно!»
«Люди сейчас интересуются гаджетами больше, чем, например, по-настоящему прекрасной природой. Мы рассказываем людям о великой и красивой древности культуры и мироздания…» - подчеркивает Дашка. «В музыке мы порой ищем новые эмоции и ощущения», и возможно творчество Ху дает слушателям то, что, как говорит Дашка, они прежде забыли или не интересовались?
С фундаментом успеха группа Ху надеются, что их песни - есть первенцы в назревающем новом мировом жанре музыки. Они называют его Хунну-Рок. Он совмещает традиционные инструменты и песни с современными подходами рока и соответствующей режиссуры. Хотя уже есть многие успешные комбинации такого рода, как российская группа Хартыга или Ят-Ха, своим творчеством Ху, можно сказать, завершает строительство жанра и приводит его в зрелость. Тщательно расписанные народные морин-хууры (инструмент, похожий на виолончель) и своевременное использование горлового пения - элементы того, что создает жанр. Музыканты надеются, что начинающие музыканты «будут храбрыми и не застесняются написать музыку, которая по-настоящему что-то значит для них!»
Международные амбиции группы заявлены сразу, и видно, что они не зря планировали дебют нового жанра целых семь лет. «Первый альбом группы будет назван «Герэг». Товарищи пояснили, что «это название первого документа, вроде дипломатического паспорта, его выдавал Чингиз Хан, документ давал свободу передвижения по всему миру. Мы специально назвали альбом символично». Как мы упомянули ранее, и общественность, и пресса подняла флаг Ху почти сразу. Когда случайно видим упоминание творчества Ху на большом количестве СМИ и форумах как Reddit, создается чувство, что группа перешла Рубикон, поистине став мировым феноменом.
Но международная известность ничего не отбирает от монгольской сущности группы. Все инструменты сделаны специально для нового жанра и традиционные степные мориин хууры вырезаны специально, и «западные» гитары «были настроены в абсолютном отличии от европейского стиля, именно под наш лад». Логотип тоже не отстает в своей «монгольности», и явялется результатом кропотливой работы с историческими реликвиями страны и народов гуннов и скифов. И наконец, как переводится название? «Ху на монгольском обозначает то, что способно созидать – это слово-корень, как, например, человек по монгольски – хун»
В заключении интервью, музыканты добавили: «в Монголии мы называем Россию братом, и наша группа с нетерпением ждем тура по России! Отдельное спасибо всем фанатам из России!»
Трактовать слова песен Ху и связывать их с популярностью группы можно по-разному. Мы не можем сказать, как точно думают сами исполнители. Но нельзя не задать вопрос, раз именно такая музыка, именно с этими словами, многих захватывает, вдохновляя, нет ли выражения всеобщей тяги к чему-то большому, великому? Не выявляет ли жажду к традициям эта яростная энергия обсуждений слов песен Ху в соцсетях, которые в основном представлены молодыми людьми? Возможно, что именно утолив эту жажду, во всех нас рождается способность «проснуться» или «разбудить в себе воина».
*
Члены группы Ху:
Директор группы: Б. Дашдондог (Дашка)
Музыканты:
· ТС. Галбадракх (Гала) – морин хуур и горловое пение
· Г. Нямянтсан (Джаяа) – варган и горловое пение
· Б. Енкхсаихан (Енкуш) – морин хуур и горловое пение
· Н. Темулен (Темка) – гитара
Все закончили Монгольскую Государственную Музыкальную Консерваторию и Джаяа на данный момент преподает там.