Россия - не Европа и не Азия. Как и почему.

20.05.2020

Россия. Что это за страна, и в чем ее географическая специфика? Свой путь или протоптанная тропинка? Вершина культурного достояния или тюрьма народов?

Кто-то её мыслит исключительно в европейском культурно-политическом поле, «самой лучшей европейской культурой», а кто-то её величает «короной» Азии, как Освальд Шпенглер, немецкий философ и публицист. Россия — это Запад. Россия — это Восток. Две эти кардинально противоположные точки постоянно парируют (а иногда даже дополняют друг друга) на протяжении более чем 200 лет, став одной, если не самой главной,  дилеммой для  интеллигенции российского государства. 

Но в чём же смысл этих споров, и как проходил генезис русской культуры? 

Сам русский этнос, который на момент своего зарождения претендует выйти за рамки обычного рядового конгломерата, появляется примерно в ХХ-ХХI  веках в Восточной Европе. На своём раннем культурном этапе он сложился не только из множества славянских, нескольких финно-угорских племён и ортодоксального христианства, а точнее, его русской вариации, но и был разбавлен скандинавскими и степными обычаями. 

Само положение нашего государства и определило его структуру навсегда. В то же время оно обладало исключительной идентичностью, чего не было у многих европейских народов на тот момент. С ранних времен на наших территориях происходил культурный обмен между разными цивилизациями, кроме торговых путей «Из варяг в греки» и «Волжского пути» появлялись оживлённые торговые точки на территории самой «Гардарики». Об этом свидетельствуют редкие восточные моменты, которые время от времени дают о себе знать, и скандинавские хроники. 

Много о храбрости и отваге древних славян мы узнаём издалека. Особенно много писали о славе древних русов арабские историки и Маврикий Стратег, многое мы узнаем и из источников Прокопия Кесарийского. А уже после XIII-XIV веков, когда русские княжества начинают культурно, социально, экономически развиваться как совершенно самобытные системы, можно говорить о создании нового мира и идентичности.  

Стоит отметить и религиозные аспекты развития наших земель. Наши религиозные традиции (Православие) легли на уже прижившиеся обычаи  и традиции местных племен (среди которых оставались и элементы язычества). Многие традиции были настолько укоренены в нашем народе, что со временем стали частью Православия. 

Новая культура развивалась и дополнялась новыми элементами, появлялись самобытные, не схожие с чужими культурные явления (к примеру, уникальная архитектурная школа, или особенное развитие христианства), создавалась новая цивилизация. 

Существует некий стереотип об «отсталой царской допетровской России». На самом деле, это не так по многим причинам. В технологических аспектах Россия XVI, начала и середины XVII века отчасти отставала от западно-европейского мира (хотя, с другой стороны, сам Запад заимствовал многие изобретения Востока), но в культурно-социальном плане представляла собой совершенно особенное явление. Россия имела в тот момент собственную систему культурных ценностей, систему организации общества, военную и зарождающуюся научную мысль во многих отраслях. К тому времени Россия в полном смысле этого слова стала собой после присоединения  зауральских территорий, начала установления дипломатических отношений с азиатскими цивилизациями.  

Таким образом, у России был огромный потенциал для дальнейшего развития. И этот естественный ход развития нашей цивилизации был прерван отчасти именно реформами Петра. Среди его реформ было крайне много полезных на практике, но во много разрушающих как традиционный русский быт, так и быт остальных коренных народов. Спустя 200 лет, в ХХ веке, произойдет схожий виток истории, но большевики творили новую культуру, новый образ жизни, новый стиль мышления, «нового человека» - в отличие от Петра, перенимавшего чужеродные традиции, которые едва бы прижились, если бы не мощный механизм тоталитарного управления.  

Казалось, что Эпоха Возрождения наглядно показала, что российская цивилизация достаточно независима от европейской, как и от всех остальных. Пути развития двух суперэтносов крайне отличались. Тем не менее, все «достояния» европейцев перенимались без разбора - и пагубные, и благоприятные новшества.  С учетом этнической пестроты населения России, наша страна того времени ничем не уступала Европе, а в будущем ещё и расширила границы своей цивилизации, что ещё раз подтверждает немаленькую геополитическую ценность нашего региона. 

В целом, попытка интеграции в европейское сообщество может быть рассмотрена и как вызов российской идентичности как таковой. Было перенято много западноевропейских приёмов в архитектуре вместо традиционной отечественной школы, русский язык пополнился голландскими, немецкими и латинскими словами. 

Отсюда некоторые делают вывод, что наша идентичность пропала, а концепция «Свой Путь» не состоялась. Однако это было в корне не так. Главным доказательством этому служит раскол общества на западников и славянофилов в середине XIXвека. Западники считали Россию «Защитницей Европы», величайшей европейской культурой, но в то же время признавали, что стране необходимо множество реформ на пути к парламентским странам Европы. Славянофилы же считали, что Россия всегда была самодостаточным регионом, и никогда не стояла вровень с какой-то отдельно взятой европейской культурой. Свои доводы они правомерно обосновывали цивилизационным разломом Европы и России. 

Однако этот «разлом» не носит никакого негативного смысла, скорее наоборот. Самым явным проявлением этого разлома стала  Крымская война, когда главной причиной конфликта стало не усиление России, а само продолжение ее существования. Европа, отложив собственные проблемы, объединилась против «общей угрозы». Многие бывшие союзники России встали против неё в тот момент. Это показало не только характер отношений России и Европы, но и её роль на Западе. Отсюда и классификации русофобов великим русским историком Погодиным, и многое другое. 

Тем не менее, обе эти стороны объединяла одна идея: великая миссия России и её уникальность. Все считали, что Россия - это колесница, которая, несмотря на тёмные времена, сможет войти в светлое для неё и всего мира будущее. Но в конечном итоге, по итогам споров славянофилов и западников, можно высказать мнение, что все же победили первые. «Русские сезоны» в Европе, псевдорусский стиль в архитектуре, мода на изучение русской культуры и истории, гениальные философские произведения Фёдора Достоевского, Ивана Тургенева, где раскрывается русский человек. Да и в принципе творчество двух этих людей в полной мере раскрывает русский мир и достойно отдельного освещения. Оно олицетворяет русскую культуру как самобытную и яркую, а Россию - как неизведанный угол. И дело далеко не в «Хартленде», владение которым делает сильнейшим государством мира, и не в поражающей способности России противостоять тем, кому, казалось, противостоять невозможно,  а своя собственная, отличная от всех идеология и духовная скрепа, то, о чём писали, пишут и будут писать ещё много гениев. Сила России - в её удивительном историческом развитии как государства. Сила России - в её умении восставать из пепла. Да и, в конце концов, сила России - в её оригинальной, ни на кого не похожей культуре и людях. 

Россия никогда не была частью ни Запада, ни Востока, но всегда будет Севером.