Россия и Запад. Итоги 2018 года

16.01.2019
В статье анализируются основные итоги западного направления внешней политики России. Основное внимание уделяется проблемным вопросам и противоречиям в отношениях России с США и странами Евросоюза. Рассматриваются наиболее актуальные вызовы времени и точки противостояний, делаются прогнозы как на 2019 год, так и на ближайший политический цикл.

Завершающийся 2018 год стал годом нового политического цикла для России в большой геополитической игре. Это было связано как с президентскими выборами в самой России, так и активизацией политической жизни наших партнеров – КНР, США, ряде стран Евросоюза и стран постсоветского пространства.  Наметились новые подходы к решению ряда вопросов, появились новые вызовы и точки противостояний. Ряд нерешенных проблем, пришедших с прошлых лет, так и остались неразрешенными. Во внешней политике России 2018 года можно выделить свои взлеты, яркие дипломатические победы, и ряд моментов, которые остаются нашей слабой стороной дипломатии. Уходящий год заставляет нас подвести итоги, вспомнить и проанализировать наиболее яркие события, произошедшие в этом политическом сезоне, обозначить наиболее приоритетные задачи на будущее.

Западное направление по-прежнему остается наиболее проблемным полем внешней политики России.

В течение всего года Россия пыталась выйти на прямые контакты с лидером США и провести конструктивную встречу между Путиным и Трампом. Америка же всячески демонстрировала, что отношения с Россией являются для нее второстепенной темой, которой уделяется не так уж и много времени. Небольшая надежда появилась во время встречи двух лидеров в Хельсинки, где они не только сверили часы по многим вопросам, но и, возможно, устно договорились продолжить диалог. Однако в силу того, что положение Трампа в США остается достаточно шатким, а Конгресс диктует ему свою волю, дальше дело сближения США и России не пошло. А западные СМИ полностью дискредитировали эти переговоры, подменив их значение обсуждением вопроса: «показал ли Трамп позорную и унизительную зависимость от Путина»? Фактически американские СМИ и латентные круги влияния на американского президента заставили его весь оставшийся год публично демонстрировать прохладное и пренебрежительное отношение к России и её лидеру. Главная проблема отношений между США и Россией – тема стратегической стабильности и связанного с ней контроля над ядерными вооружениями по-прежнему остается не разрешенной. Америка намерена уйти от прежних обязательств по всем направлениям или минимизировать таковые. Такое положение дел не может беспокоить Россию и Европу, так как это непременно приведет и уже приводит к усилению военной напряженности. Пока что только на уровне враждебной риторики. Однако между словами и реальным действием в большой политике иногда всего один шаг. Путей решения этой проблемы в ближайшие годы не предвидится, так как от воли Трампа этот вопрос практически не зависит, а позиция Конгресса понятна. Других точек соприкосновения с США у России просто нет. Экономическое сотрудничество наших стран минимальное и мы не представляем для экономики Соединенных Штатов большого интереса, отдельные совместные научные проекты, даже в сфере космонавтики не способны вызвать существенных интеграционных сдвигов. По всей видимости, в ближайшие годы, как минимум до прихода очередного президента США ожидать улучшения отношений с этой страной не стоит. Об этом же говорит и вялая позиция русской дипломатии, которая лишь заявляет о готовности к диалогу, если западные «партнеры» этого захотят. С западной стороны мы видим диаметрально противоположное отношение к нашей стране.  Развернутая в европейских и американских СМИ антирусская истерия, раздувание всевозможных скандалов с участием русских шпионов, диверсантов-отравителей и хакеров есть ничто иное как информационное оружие, направленное против нас. Это та мягкая сила, которую коллективный Запад пытался использовать для влияния на выборы российского президента. Сначала цепочка информационных вбросов осуществлялась для того, что бы представить западной общественности выборы в России недемократическими, а само избрание В.В. Путина опасным для мира. Так как любой скандал в мировых СМИ с участием России, так или иначе отождествлялся с личностью русского лидера. Главная задача таких информационных вбросов – запугать западного зрителя образом Путина как источника всевозможных угроз. Именно в этих целях в конце года на пресс-конференции американская журналистка задавала вопрос президенту России о том, желает ли Путин завоевать весь мир. И не смотря на то, что ответ на такой вопрос очевиден, западный зритель запомнит не ответ, а формулировку вопроса. Таких информационных атак множество и Россия постепенно начинает к ним не только привыкать, но и грамотно реагировать, не давая дополнительного повода для критики. Можно только согласиться с министром иностранных дел С. Лавровым, который еще в начале 2018 года на пресс-конференции отметил, что в процессе равноправного диалога с США, срываются и нелегитимные методы воздействия[i]. Важно понимать, что именно информационная война, развязанная Западом, является слабым местом для нас. Грамотно обороняться и уходить от ударов не достаточно для победы. Пока что наблюдается тенденция, что Россия реагирует на информационную агрессию Запада по факту случившегося. Нас постоянно опережают на пару шагов в этой игре, в результате чего мы вынуждены оставаться только в роли постоянно оправдывающихся, объясняющих миру нашу непричастность к вымышленным скандалам. В соответствии с законами психологии и политики это проигрышный для нас сценарий – оправдывающийся на подсознательном уровне всегда виноват. Если Россия хочет побеждать в информационной войне, нужно найти способы и каналы информирования мировой общественности, а не только российского зрителя, об ошибках, проблемах и слабых сторонах наших западных «партнеров». Пора перехватывать стратегическую инициативу и заставлять западные страны оправдываться перед мировой общественностью и давать постоянные комментарии по неудобным для них вопросам. Причем России следует использовать не фейковые вбросы или сфабрикованные дела о мнимых отравителях, а реальные факты, скажем о жертвах мирного населения в странах Ближнего Востока во время спецопераций США или преступных действиях их частных кампаний в ряде стран. Тема афганского наркотика, выращивание которого фактически курируется американскими военными силами в этой стране также хорошая тема для дискуссии. России давно пора отказаться от полумер и ставить жестко серьезные вопросы на повестку мировых СМИ. Пока этих мер не будет предпринято, у наших «западных друзей» всегда будет информационный повод вводить очередные санкции против России и её  партнеров.

2 марта 2018 года Д. Трамп подписал указ о продлении санкций в отношении России, сроком еще на 1 год. Помимо ограничений, имевших место в прошлом году, в 2018 появились и новые санкции. Среди главных экономических санкций следует отметить: запрет американцам предоставлять новые технологии, проекты, идеи и разработки тем фирмам, которые находятся под ограничениями. Под жесткий регулирующий механизм подпали все организации, обеспечивающие помощь или финансовую поддержку компаниям и людям, на которых уже распространяются запреты. Меры экономического принуждения были наложены на предприятия, принадлежащие России, но базирующиеся вне ее территорий, и специализирующиеся, в частности, на транспорте, металлургии, строительстве железных дорог и добычи полезных ископаемых, то есть на крупных промышленных отраслях России. Американским кампаниям запрещено инвестировать в активы России свыше 10 млн. долларов[ii]. В противном случае это рассмотрят, как желание незаконно обогатить правительство РФ. Естественно, старые и новые санкции США наносят существенный урон российской экономике и сказываются на благосостоянии наших граждан. Обсуждая этот вопрос необходимо понимать, что санкционная политика Запада напрямую связана с уровнем экономического развития России и её внутренней политикой. Пока Правительство России серьезно не возьмется за развитие собственной экономики и инфраструктуры, не достигнет полного (или хотя бы существенного) самообеспечения страны в сфере промышленности и сельского хозяйства – экономические санкции наших «партнеров» будут неизбежны. О серьезном прорыве и выходе на качественно иной уровень развития страны нашим президентом неоднократно говорилось в текущем году. Осталось только этого достигнуть. У России для достижения этих целей есть все возможности: ресурсы и материалы, люди и технологии, нужна лишь соответствующая политическая воля. Невозможно вести уверенную геополитическую игру в мире имея слабую экономику, такое противостояние обречено на поражение. Однако и отказаться от борьбы за геополитическое влияние в мире и заняться исключительно внутренними делами, как это предлагают некоторые либеральные эксперты, также неприемлемо для России. Стоит только посмотреть на карту мира и территорию нашей страны на ней, становиться понятным, что остаться в стороне нам не удастся. Россия в силу исторических и географических факторов вынуждена играть в большую геополитику. В тоже время следует понимать, что активное развитие реального сектора экономики в России непременно вызовет новый виток ухудшения отношений с рядом стран, так как появление серьезного конкурента в мировой экономике Западу не выгодно.

В этих противоречивых условиях, когда Россия балансирует между двумя тенденциями: сохранения отношений с Западом и необходимостью своего экономического развития крайне сложно будет выполнить важную задачу по восстановлению полноценного диалога на различных уровнях и в различных форматах.

Вопрос о постепенной разморозке сотрудничества с Западом пока что остается открытым и его решение будет зависеть от дальнейших ходов российского Правительства. Если оно станет проводить либеральную политику, направленную на открытие границ для импорта иностранных товаров, не стимулировать к развитию отечественную экономику, а ограничиваться экспортом сырья, тогда у России есть шанс стабилизировать отношения с Европой и США. Экономически слабая Россия, продающая свои ресурсы всегда нужна Западу. В таком случае отношения приобретают положительные оттенки, но такой путь однозначно губителен для страны. Реальное развитие российской экономики, непременно приведет к новой волне санкций, что снова ударит по России и её гражданам и выходу из под контроля Кремля ряда олигархов. Что также в условиях угрозы «цветных» революций может погубить Россию. Слишком много было потеряно в процессе приватизации и цепочки неудачных реформ постсоветской эпохи. К сожалению, российская экономика и её бизнес слишком сильно зависят от иностранных партнеров. Для того, что бы выйти из сложившегося тупика Россия в последние годы совершила серьезный разворот своих геополитических и экономических приоритетов на Восток. Идет активная работа по поиску альтернативных путей взаимодействия со странами БРИКС, АСЕАН и ШОС, предлагаются новые совместные проекты и сферы сотрудничества. Более тесное сближение России с Китаем и Индией, а также переговоры с Японией по спорным территориальным вопросам, демонстрация самых дружественных отношений между лидерами этих стран, есть не только следствие серьезного ухудшения отношений с Западом, но и отсутствия реальных вариантов в этом направлении в среднесрочной перспективе. Задачей минимум в отношениях между Россией и США является недопущение дальнейшей эскалации напряженности и взаимное снижение уровня враждебной риторики.

Точки противоречий между Россией и США лежат не только на прямой линии отношений Москва – Вашингтон, но возникают и в ряде других регионов постсоветского пространства. Наиболее остро они проявили себя на Украине, куда американское правительство и спецслужбы уже давно пустили устойчивые корни. Американская сторона видит в русском проекте «Северный поток – 2» экономическую угрозу Украине и под этим предлогом всячески пытается заблокировать его, однако всем понятно, что в данном противостоянии речь идет далеко не об интересах Украины, а о желании американского бизнеса вытеснить российского конкурента с европейских рынков и навязать Европе свой сланцевый газ[iii]. В тоже время Россия неоднократно отмечала, что построенный американцами и предназначенный для обслуживания военных интересов США оперативный центр в Очакове может представлять серьезную угрозу безопасности России.

2018 год продемонстрировал ряд интересных тенденций во внешней политики России. Так, под давлением американских санкций ряд стран существенно сблизились. В данном случае речь идет о России, Турции и Иране. Лидеры этих стран провели ряд личных встреч и десятки телефонных переговоров, что позволило согласовать позиции по ряду ближневосточных проблем и в особенности сирийскому вопросу. А в контексте побед российских ВКС над террористами в Сирии и освобождении большей части этой страны от боевиков, именно сирийское направление внешней политики можно считать самым успешным для России в 2018 году. В этом регионе Россия несомненно переиграла американцев и свидетельством тому стало решение руководства США о начале вывода своих войск из Сирии. Однако данные действия Д. Трампа не следует считать уступкой или подарком России и Ирану, как это назвали некоторые СМИ. Серьезное изменение баланса сил в регионе непременно дестабилизирует ситуацию и породит новый цикл проблем, с которыми придется столкнуться России в 2019 году. Это нерешенный курдский вопрос, который сразу изменит тактику действий Эрдогана и активизация Израиля. Заявление о выводе войск, который может и не осуществиться, автоматически ставит под вопрос многие договоренности между Россией, Ираном и Турцией. Излюбленный американский прием, используемый ими в большой геополитике по созданию ситуаций «управляемого» хаоса по-прежнему работает на Ближнем Востоке.      

Отношения с Евросоюзом также оставляют желать лучшего. За текущий год мы могли наблюдать устойчивую тенденцию изменения политической ситуации в Европе.

Полностью суверенную политику не может проводить ни один из европейских лидеров, каждый из них в большей или меньшей степени действует с оглядкой на Вашингтон, что сильно мешает России договариваться по ключевым вопросам. Несмотря на то, что сама Европа по отношению к России не однородна, здесь можно наблюдать от ярко выраженных антирусских настроений, которые царят в странах Прибалтики и Польше, до вполне доброжелательного поведения в Италии и Австрии, в целом это не изменяет общей тенденции[iv]. С одной стороны на данном этапе большинству европейских стран по-прежнему нужны углеводороды, которые поставляет Россия, с другой, 2018 год показал, что кризис отношений между ЕС и США миновал. Наметились дальнейшие тенденции сближения Европы с Америкой – расходы на оборону, увеличение которых требовал Вашингтон,  возросли, разрешились вопросы по иранской сделке, намечается все большее согласие европейских лидеров с жесткой политикой Трампа по отношению к Китаю и России. Фактически европейские страны становятся вотчиной американской геополитики и вынуждены подчинятся воли Вашингтона. Взамен Европа смогла выдохнуть со спокойствием – 2018 год полностью отменил угрозу торговой войны, которую Европа проиграла бы. В тоже время ни встреча ни Макрона, ни Меркель с американским лидером не выглядела равноправным диалогом.  Если посмотреть на взаимоотношения Германии и США, то можно убедиться, что ни одна из встреч («семерки», «двадцатки», саммит НАТО, двухсторонние переговоры) не позволил Германии достигнуть прогресса в отношениях с Вашингтоном. Меркель не удалось уклониться от пошлин на сталь и алюминий, а рассуждения Трампа о большом количестве «мерседесов» на улицах американских городов держат немецкий автопром в напряженном ожидании[v]. На примере германо-американских отношений можно в очередной раз убедиться в том, что сильная экономика страны с мощной протекционистской политикой, может стать серьезным рычагом влияния во внешней политике. Говоря об отношениях с Германией, следует сказать, что худшего сценария для России не произошло. Проект «Северный поток – 2» продолжает, пусть и со скрипом, но реализовываться. Германия заинтересована в российском газе и, не смотря на ряд провокаций и давление Вашингтона, уверенно стоит на своих позициях по этому вопросу. Вообще реализация «Северного потока – 2» станет проверкой на право Германии проводить самостоятельную политику в Европе, в результате чего, можно надеяться на то, что сыграв на амбициях и самоуважении немцев этот проект будет доведен до своего логического конца. Пожалуй, именно газовые договоренности с Германий позволили России увеличить объем товарооборота с этой страной даже при условии санкций, а по провокации в Керченском проливе немецкое правительство заняло достаточно нейтральную и сдержанную позицию.

Серьезной точкой преткновения в Русско-европейских отношениях остается вопрос по Украине. На протяжении всего 2018 года по этому моменту изменений не наметилось. А прошедшие выборы органов местного самоуправления в ДНР и ЛНР лишь усложнили отношения межу Россией и Западом. Но ожидать от текущего года каких либо принципиальных изменений было бы наивно. Все будет решать 2019 год, когда на Украине произойдут очередные президентские выборы. Именно от того, какие политические силы придут к власти на Украине, буде зависеть судьба не только самопровозглашенных республик, русско-украинских отношений, но и отношения России с Евросоюзом.

Главной задачей для России и Европы на 2019 год является сохранение существующих контактов и недопущение эскалации конфликта. Несмотря на разворот русских интересов на Восток, пока что именно на Евросоюз  приходится около половины всего российского товарооборота. Россия остается на первом месте в мире по количеству запрошенных и полученных шенгенских виз. В странах Европы по-прежнему учится больше российских студентов, чем в любом другом регионе мира, продолжается реализация множества совместных проектов в культуре, образовании и науке, в трансграничном сотрудничестве и других сферах. В текущем году коллективный Старый свет вступил в фазу серьезного политического перерождения и что из этого получится пока сказать сложно. Однако можно с полной уверенностью констатировать, что в ближайшее время Европа не сможет самостоятельно изменить политическую ситуацию и постарается сохранить существующее положение дел. Таким образом улучшения отношений с Евросоюзом в 2019 году ожидать не приходится. Комплекс проблем в двусторонних русско-европейских отношениях будет нарастать по мере усиления политического кризиса самого Евросоюза. Если Евросоюз в среднесрочной перспективе не предложит принципиально новых форм своей консолидации, это объединение обречено на распад[vi]. Вполне возможно, что к 2024 году, когда завершится текущий политический цикл, Россия будет вынуждена иметь дело с разобщенной Европой, раздираемой внутренними дрязгами и противоречиями. Отсутствие обнадеживающих перспектив на улучшение отношений с Западом все больше будет разворачивать внешнюю политику России в диаметрально противоположном направлении. Именно Восток станет главным направлением наших интересов на ближайшие пять лет.     


[i] Конкуренция с США и диалог с Россией: какой была внешняя политика Германии в 2018 году. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/26122018-konkurentsiya-s-ssha-i-dialog-s-rossiey-kakoy-byla-vneshnyaya-po... (дата обращения 27.12.2018 г.).

[ii] Санкции против России в 2018 году: список. [Электронный ресурс]. URL: http://2018god.net/sankcii-protiv-rossii-v-2018-godu-spisok/ (дата обращения 26.12.2018 г.).

[iii] Васильев М.В. Борьба глобального бизнеса в контексте сирийского конфликта // Политика, государство и право. 2015. № 10. С. 28 – 46.

[iv] В ЕС составили рейтинг отношений стран Европы к России. [Электронный ресурс]. URL: https://korrespondent.net/world/3957535-v-es-sostavyly-reitynh-otnoshenyi-stran-evropy-k-rossyy (дата обращения 27.12.2018 г.).

[v] Лавров назвал приоритеты внешней политики в 2018 году // РИА новости. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20180115/1512621783.html (дата обращения 26.12.2018 г.).

[vi] Васильев М.В. Закат Евросоюза // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 4 . С. 48 – 57.