Сирийский узел. Геополитические итоги 2016 года

29.12.2016

Подводя итоги большой геополитической игры России в 2016 году, можно с полной уверенностью сказать, что события в Сирии являлись одним из ключевых и наиболее важных моментов российской внешней политики. Попытаемся рассмотреть наиболее значимые события уходящего года в области разрешения сирийского узла проблем и проанализировать дальнейшие перспективы развития событий.

Военная фаза сирийской кампании для России в начале 2016 года развивалась достаточно обнадеживающе. При содействии ВКС России сирийская армия в конце марта 2016 года сумела отбить у террористов Пальмиру, и укрепить свои позиции на севере страны, подойдя вплотную к «северной столице» Алеппо. Весной 2016 года на фоне достигнутых успехов многим могло показаться, что активная фаза военного пребывания российской армии в Сирии заканчивается. Подобные ожидания лишь укрепились после приказа Президента РФ о начале вывода наших войск из Сирии. «Считаю, что задачи, поставленные перед Министерством обороны, в целом выполнены. Поэтому приказываю с завтрашнего дня начать вывод основной части нашей воинской группировки из Сирийской Арабской Республики», ‒ заявил глава государства на встрече с министром иностранных дел С. Лавровым и министром обороны С. Шойгу 14 марта текущего года [1].

Ряд новостных агентств показало видеоматериал о том, как боевое звено российских самолетов возвращается на Родину, что позволило ряду экспертов поспешно подводить итоги Сирийской кампании. К весне 2016 года по данным Минобороны РФ были обнародованы следующие цифры: за всё время операции российские самолёты совершили более 9 тысяч боевых вылетов, а корабли и подводные лодки ВМФ РФ нанесли несколько ударов по позициям террористов, в том числе из акватории Каспийского моря, с расстояния более полутора тысяч километров. Указывалось, что российские войска уничтожили более 2 тыс. террористов, в том числе 17 полевых командиров из России. Стоимость операции В.В. Путин оценил в 33 млрд. рублей. Потери среди российских военных, по официальным данным, с начала операции до настоящего времени составили 20 человек [2].

Показательным стало и само оглашение приказа Президентом в присутствии двух министров российского Правительства, что должно было символизировать переход от военной стадии сирийской кампании к дипломатическому процессу урегулирования конфликта. Однако дальнейшее развитие ситуации показало, что до завершения военной кампании на Ближнем Востоке оказалось еще далеко. Через непродолжительный период времени Россия вновь стала наращивать свою военную группировку в Сирии. Это было воспринято рядом экспертов, как проявление «полной нестабильности и метания внешнеполитического курса Кремля», что не соответствует реальному ходу развития событий.

Весенний демарш России с отзывом части войск из Сирии следует рассматривать как политический маневр для налаживания переговоров и снижения эскалации вооруженной напряженности в регионе.

Ставка России была сделана на то, что после серьезного удара и потери стратегической инициативы на многих фронтах сирийской войны, ряд оппозиционных сил сами отмежуются от откровенных террористических группировок, откажутся от боевых действий и сядут за стол переговоров. Гражданский конфликт и раскол общества в Сирии настолько сложен и многогранен, что одной лишь силой решить его просто невозможно. Необходимо было усадить за стол переговоров ряд враждующих группировок и попытаться договариваться, что и было сделано при активном участии российских военных и дипломатических сил. В своей речи от 14 марта В.В. Путин указывал, что данное решение России «...будет хорошим сигналом для всех конфликтующих сторон. Надеюсь, что это значительным образом поднимет доверие всех участников процесса... [и создаст] условия для начала мирного [диалога]» [1]. Именно после этого началась активная фаза дипломатической игры, цикл больших и малых переговоров между всеми участниками конфликта. В Сирии российские посредники активно пытались усадить за стол переговоров умеренную оппозицию, договориться со старейшинами, местное население стало получать русскую гуманитарную помощь, сирийский лидер Б. Ассад согласился на переговоры и некоторые уступки. Параллельно МИД России вел активные встречи с лидерами дипломатических ведомств ряда стран, вовлеченных в сирийские события и, в первую очередь с США. У мирового сообщества были все шансы летом 2016 года если не закончить гражданский конфликт в Сирии, то, по крайней мере, существенно снизить уровень напряжения, создать условия для нормализации ситуации, остановить гуманитарную катастрофу в стране, а также единым кулаком нанести удар по ячейкам международного терроризма. Однако при таком развитии событий Россия на мировом уровне существенно повысила бы свой статус не только как мощная военная держава, но и страна миротворец, способная проводить тонкую политику созидания и консолидации усилий на международном пространстве. Россия фактически стала бы флагманом нового миропорядка. Западные страны и в первую очередь США никогда не согласились бы на такой сценарий развития событий. Не для того в ряде стран Ближнего Востока и Магриба инициировалась полоса социально-политических волнений и гражданских войн, получившая название «Арабская весна», что бы Россия остановила этот хаос. 

Различные схемы решения Ближневосточной проблемы, предлагаемые Россией, стали искусственно и целенаправленно заматываться нашими американскими партнерами.

То американский госсекретарь Д. Керри 23 сентября заявлял, что «не уверен» в том, сможет вновь встретиться со своим российским коллегой С. Лавровым. Затем через неделю такая встреча была проведена, и журналистам было заявлено, что «небольшого прогресса» достигнуть удалось, однако конкретных решений принято так и не было, а сама фраза американского представителя больше воспринималась как фигура речи. Спецпредставитель ООН по Сирии Стаффан де Мистура охарактеризовал нью-йоркские консультации, которые в том числе включали в себя дискуссии с представителями сирийский делегаций, как «мучительные и разочаровывающие» [3]. Под большим вопросом стоял второй раунд дипломатических переговоров, которые также не сулили ничего конкретного и положительного. Главной точкой преткновения в проводимых переговорах являлась кандидатура самого сирийского президента. Американцы принципиально продолжали требовать его немедленного смещения, как диктатора и нелегитимного правителя, в то время, как Россия, признавая Б. Ассада законным президентом Сирии настаивала на демократических выборах и плавной передачи власти следующему избранному главе государства. Главный аргумент России, заключается в том, что резкое смещение Б. Ассада в столь сложных условиях гражданского вооруженного конфликта может не только еще сильнее дестабилизировать ситуацию, но и привести к катастрофическим последствиям. Однако эти рациональные доводы не рассматриваются западными партнерами в качестве аргумента и последние как упорно продолжают требовать  отставки сирийского лидера. Если пристально рассмотреть американский след во всех бархатных революциях, прокатившихся в ближневосточном регионе в последнее десятилетие, то такое упорство американской стороны уже не выглядит парадоксальным. Фирменное политическое блюдо американской политики как раз и заключается в создании условий «управляемого хаоса» в отдельно взятом регионе, в результате  которого открываются колоссальные возможности политического манипулирования с минимальными затратами [4].

На фоне затяжных переговоров с трудом удавалось удерживать хрупкое перемирие в Сирии. И помимо провокаций со стороны террористов, масла в огонь здесь активно подливала сама западная коалиция и их средства массовой информации. На протяжении всего периода пребывания российской армии в Сирии нам приходится выдерживать мощнейший информационный прессинг со стороны Запада. Дискредитация действий наших войск, подтасовка фактов и откровенная дезинформация, умалчивание о масштабных гуманитарных акциях, проводимых Россией в Сирии – все это результат работы западных СМИ. Когда после разминирования Пальмиры, проведенного при участии Международного противоминного центра Вооруженных Сил РФ, в древнем амфитеатре сирийского города зазвучала симфоническая музыка оркестра Мариинского театра под руководством В. Гергиева, всему миру были продемонстрированы элементы нового миропорядка. Сакральное значение спасения древней Пальмиры и проведенного концерта заключалось в том, что Россия предложила мировому сообществу элементы гуманизма и созидания в противовес западному перманентному хаосу и разрушениям. Данный концерт русского симфонического оркестра можно в полной мере считать уникальной культурно-гуманитарной акцией современности. Ни одна крупная держава, вовлеченная в локальные военные конфликты, не проводила ничего подобного, ограничиваясь лишь достижением военных, политических и экономических целей, не считаясь с понесенными жертвами среди местного населения. Западные же СМИ либо сделали вид, что не заметили этого события, либо транслировали критические заметки. Наиболее едкие отзывы о концерте поступили от министра иностранных дел Великобритании Ф. Хаммонда, который назвал исполнение классической музыки «безвкусной попыткой отвлечь внимание от продолжающихся страданий миллионов сирийцев» [8]. Другим шагом в информационном противостоянии стало закрытие в Великобритании счетов первого англоязычного СМИ из России, канала RT и ее сотрудников, что фактически ставит под вопрос дальнейшего телевещания данным каналом [9].    

Девальвирование международных переговоров по Сирии осуществлялось еще и при помощи разнообразных военных и информационных провокаций, совершаемых нашими западными партнерами.

Так, 12 сентября Россия и США согласовали введение обновленного режима прекращения огня в Сирии, однако он не продержался и неделю. Уже 17 сентября стало известно об американском авиационном ударе по позициям сирийских войск, лояльных президенту, в городе Дейр-эз-Зор. Впоследствии Пентагон признал, что инцидент произошел вследствие ошибки, и принес извинения официальному Дамаску. К северо-западу от Алеппо был нанесен удар по гуманитарному конвою ООН, а США сразу же обвинили в этом российскую авиацию. Москва отвергла эти обвинения, подчеркивая, что в том же районе в момент трагедии был замечен беспилотник Predator ВС США. Помимо реально свершившихся трагических происшествий, в которых неизменно западные СМИ обвиняют Россию, мировому сообществу систематически демонстрируются информационные провокации, цель которых не только создание негативного фона России, но и заматывание переговоров по Сирийскому конфликту. В середине октября 2016 года Совет Евросоюза принял коммюнике, в котором заявлялось, что авиационные удары российских ВКС и Сирии по Алеппо могут быть расценены как военные преступления. Глава МИД Великобритании заявил, что «все доступные улики указывают на то, что за это преступление ответственна Россия». Западные СМИ, а вслед за ними, и российские либеральные силы стали активно культивировать идею о том, что рано или поздно из стадии информационной войны эти обвинения перейдут на уровень международного трибунала [10].

Данный пример является наглядным пособием того, как грамотно поданные информационные вбросы, могут легко перейди из стадии «популярная новость» к стадии эффективный рычаг международной политики. Сразу же после подобных информационных провокаций 87 международных НКО сразу же выступили с призывом не допустить Россию в состав Совета по правам человека ООН на новых выборах, поскольку страна по заявлению правозащитных организаций причастна к нарушениям прав человека в Сирии. Наиболее резонансным заявлением Запада стала фраза официального представителя госдепартамента США Джона Кирби, сказанная 29 сентября 2016 года. Так, американский представитель предостерег Россию от того, что сирийские экстремисты могут использовать сложившуюся в Сирии обстановку для того чтобы расширить свою деятельность. В частности, он не исключал, что целью их атак могут стать «национальные интересы» России и даже российские города. «Россия продолжит терять военнослужащих и продолжит терять ресурсы, возможно даже самолёты». Естественно данное заявление было расценено, как фактическая угроза в адрес России, и особенно актуально оно зазвучало через три месяца в связи с гибелью российского самолета Ту-154 Минобороны России. Несмотря на то, что официальных причин гибели самолета пока не названо, подобные недружественные заявления наших западных партнеров оставляют тяжелый осадок в сознании и не способствуют сближению позиций по основополагающим вопросам Сирийской проблемы. 

Существенной трудностью при решении конфликта в Сирии стала наземная операция Турции «Щит Евфрата». 24 августа Турецкая армия вошла на территорию Сирии и начала наступление на пограничный город Джараблус. Официальной задачей данной операции по заявлению турецкого лидера стала борьба против ИГИЛ и «террористических групп сирийских курдов, угрожающих Турции». Официальный Дамаск осудил вторжение Турции, назвав это нарушением суверенитета. Наступление турецких сил проводилось сообща с США и свободной сирийской армией. Рассмотрение всего комплекса причин начала турецкой военной операции не является задачей данной публикации, поэтому остановимся, только на одном принципиально важном моменте. Большинство экспертов сходятся во мнении, что турецкая военная кампания преследует цель сорвать расширение курдского влияния на севере Сирии. Сам глава МВД Турции Эфкан Ала открыто заявил, что турецкое наступление на Джараблус продолжится до полного уничтожения угроз. И под угрозами Анкара подразумевает в первую очередь даже не столько «Исламское государство», сколько курдов. Турция давно считает курдский сепаратизм одной из главных угроз. Турецкий лидер неоднократно утверждал, что курдские боевые группы в Сирии связаны с Рабочей партией Курдистана (РПК). Эта организация выступает за создание независимого курдского государства на пограничных территориях между Сирией, Турцией и Ираком. Напомним, что турецкие власти считают РПК террористической организацией. Стоит оговориться, что Турция уже вторгалась на чужую территорию для наступления на курдов. В последний раз это было в декабре 2015 г., когда ограниченный контингент турецких войск был введен на территорию Ирака. Официально заявленной целью была помощь курдским народным отрядам, воюющим с ИГ. Однако, согласно властям Ирака, Турция занималась обеспечением безопасного прохода контрабандной нефти и наносила удары по позициям РПК в северных пограничных районах страны [5]. 

Для понимания всей многогранности проблемы, необходимо оговориться, что Турция начала свою военную операцию только после того, как удалось нормализовать отношения с Россией и провести личную встречу турецкого и российского лидеров. В тоже время, Россия в последнее время укрепила свои отношения с курдами. В феврале 2016 года в Москве даже было открыто представительство непризнанного государства Сирийский Курдистан [6]. Дополнительная эскалация военного конфликта и пребывание в Сирии еще одного участника вооруженного конфликта, да еще и члена НАТО, только усложняет процесс переговоров, что позволяет делать выводы о том, что Турция осенью 2016 года действовала, согласовав военную операцию с Вашингтоном, но не с Москвой. Однако необходимо обратить внимание на то, что Турция помимо наземных сил использует в Сирии авиацию, что не могло бы произойти без согласования данного момента с Россией. Так как сирийский город Джараблус расположен недалеко от Алеппо и закрывается русскими зенитно-ракетными комплексами С-400, размещенными на базе Хмеймим. Данный факт позволяет предположить, что определенные договоренности между Москвой и Анкарой относительно турецкой операции существуют. Однако не будем скидывать со счетов, тот факт, что Турция по-прежнему остается надежным тылом для исламистов на Ближнем Востоке, хоть и стала в последнее время ограничивать поддержку радикалам-исламистам. Помимо военного вторжения, Турция сделала ряд жестких заявлений в октябре и ноябре 2016 года. Так, сначала министр Турции по делам ЕС Омер Челик заявил, что «Анкара не вела, и не будет вести каких-либо переговоров с президентом Сирии Башаром Асадом», фактически поддержав США по этому вопросу. А 29 ноября президент Турции открыто заявил, что целью его операции является свержение Б. Асада» [7]. Комплекс противоречий, связанных с турецким фактором сирийского кризиса позволяет сделать вывод, что Турция на данный момент не является для России стратегическим союзником, также как и не является нашим противником, однако считаться с фактом её пребывания приходится, что лишь усложняет процесс дипломатического урегулирования.

Комплекс проблем вокруг сирийского вопроса и искусственное заматывание диалога привело к тому, что переговоры с западными партнерами фактически зашли в тупик. Первостепенная задача, которая стояла перед Западом по отмежеванию представителей оппозиции от террористов так и не была выполнена, что автоматически блокирует дальнейшие шаги по нормализации отношений на этом уровне дипломатии. При более пристальном рассмотрении сетевой структуры разнообразных террористических организаций и их филиалов в Сирии и в целом на территории ближневосточного региона, можно придти к выводу, что четкой грани между ними фактически не существует. Тактика действий, постоянные контакты друг с другом и, самое главное, наличие одинаковых схем финансовой и материальной подпитки у них идентичные. Многочисленные группировки боевиков как раз и создавались именно для того, чтобы в случае необходимости они могли менять или корректировать свою политическую или идеологическую ориентацию и легко превращаться из радикальных боевиков в «умеренную оппозицию», естественно при активной информационной поддержке своих кураторов. Сам госсекретарь США Джон Керри открыто заявил, что Вашингтон потратил на Алеппо 6 млрд. долл. занимаясь при этом переговорным процессом и передачей так называемых гуманитарных грузов на территорию подконтрольную террористам. Более того, в руки сирийских военных попали около 100 военных советников, работавших с боевиками и пытавшихся выйти из окруженного Алеппо. Так, всего сирийским спецназом было задержано 62 турецких офицера, 22 – американских , 21 – французский, 16 – британских, 7 – израильских. Помимо этого, без указания количества были задержаны советники из Германии, Саудовской Аравии, Марокко и Катара [11].

И это лишь отдельные примеры сотрудничества Запада с боевиками в Сирии. Однако официальное признание руководством этих стран своих постоянных контактов (а зачастую и курирование) террористических организаций станет серьезным репутационным ударом, поэтому переговоры по отмежеванию террористов легче просто девальвировать в череде бесполезных брифингов и встреч и неимоверных объемах деловой бюрократии. Еще в конце ноября министр Иностранных дел России С. Лавров отмечал в беседе с журналистами «удручающий характер переговоров», также он отметил, что переговоры «...идут в Женеве на уровне военных, с подключением специалистов из некоторых стран ближневосточного региона, которые напрямую вовлечены в сирийский конфликт, поддерживая оппозицию». По словам главы МИД России, создается впечатление, что доминирует желание «Джебхат-ан-Нусру» (террористическая организация запрещена в РФ) сохранить в качестве наиболее дееспособной силы, противостоящей президенту Сирии Б. Асаду [12].

Через пару недель, 14 декабря, риторика министра С. Лаврова резко изменилась. Так,  переговоры с Вашингтоном по Сирии были названы «бесплодными посиделками». Сергей Лавров отметил, что «Контакты сохраняются, но каждый раз, когда мы о чём-то договариваемся, американцы отруливают в сторону от уже достигнутых договоренностей. Так было в сентябре, так было в начале декабря. Нам читают лекции и говорят: «Россия предлагает согласовать коридоры, чтобы боевики вышли, а сначала нужно немедленно остановить боевые действия, а потом, через несколько дней, такие коридоры можно будет уже создавать». При этом ни в Ираке, ни в Ливии, ни особенно в Йемене никто не требует, прежде чем садиться за стол переговоров, немедленно прекратить вооружённые действия и соблюсти там неделю или две полной тишины, а вот в Сирии требуют» [13]. Фактически данное заявление главы российской дипломатии стало отправной точкой изменения правил дипломатической игры. Не сумев договориться с западными коллегами, российские дипломаты предприняли попытку решить сирийскую проблему усилиями стран, непосредственно вовлеченных в конфликт. Планируется, что в январе 2017 года пройдут трехсторонние переговоры по нормализации ситуации в Сирии между представителями России, Ирана и Турции. Переговоры пройдут при участии сирийских военных и представителей оппозиционных сирийских сил. А крупные державы станут гарантом соблюдения данных соглашений. Площадкой для ведения переговоров намечена Астана. 27 декабря президент Турции озвучил, что для переговоров могут быть приглашены представители Саудовской Аравии и Катара [17]. И именно Турция будет настаивать на присутствии этих стран, что существенно осложнит переговоры, а возможно и вообще сведет их к нулю. Роль саудитов и катарских шейхов по финансированию террористов в Сирии и Египте всем хорошо известна и навряд ли они вкладывали свои миллионы, для того чтобы потом просто разрешить конфликт мирным путем. Да и у Турции продолжают сохраняться территориальные притязания на северные территории Сирии, тем более, что там уже прибывают турецкие войска. Поэтому говорить о положительных результатах дипломатической встречи в Астане по сирийскому вопросу можно только со значительной долей скептицизма. Однако за неимением на данный момент других способов договориться, данный шанс следует использовать.

Выбор Казахстана в качестве посредника в ведении столь сложных переговоров по Сирии не случаен. С одной стороны это страна один из надежных партнеров России в области военно-политического и экономического сотрудничества, что позволит для русской дипломатии чувствовать себя в комфортных условиях по сравнению с Женевой. С другой стороны Казахстан не меньше России заинтересован в нормализации отношений в Сирии и разгроме террористов на Ближнем Востоке. Пока основные силы террористов не уничтожены в Сирии и Ираке, это создает постоянную угрозу всей Средней Азии, куда могут устремиться группировки боевиков. С другой стороны, вовлеченность России в этот конфликт и ухудшения отношений с Западом прямо пропорционально вредят экономическим связям России и Казахстана в области интеграционных процессов и построения единого Евразийского пространства. Поэтому добрососедская помощь Казахстана имеет в своей основе, естественно, и собственный национальный интерес. Более того, стоит отметить, что именно Казахстан сыграл важную роль в примирении России и Турции после событий со сбитым российским самолетом. Также, напомним, что именно Астана в 2015 году первоначально планировалась в качестве площадки для переговоров норманнской четверки по украинскому кризису. На данный момент точная дата встречи в Казахстане не назначена. Скорее всего, это мероприятие будет проведено в конце января следующего года, уже после вступления в должность президента США Д. Трампа (20 января) и ближе к началу очередного раунда переговоров в Женеве.

Если на данный момент в области дипломатии приходится констатировать, что Россия увязла в переговорах, то в военной сфере мы продемонстрировали всему миру техническую оснащенность и силу нашей армии.

Обозначив свое военное присутствие на ближневосточной регионе и проводя активную борьбу с терроризмом в Сирии, российская армия изменила ход и логику событий. Кроме того, эта военная операция стала важнейшим тестом для российских вооруженных сил, которые впервые за долгое время участвовали в боевых действиях за рубежом. 

Так, до 14 марта российские самолеты совершали в среднем 52 вылета в день. после чего интенсивность полетов резко сократилась до 21. После официально объявленного вывода войск пик боевых вылетов пришелся на этот август, когда российские самолеты совершали до 70 боевых вылетов в сутки. Широкое использование авиации было связано с обострением боевых действий в районе Алеппо. Всего, согласно подсчетам специалистов, за 2016 год было совершено около 13 тысяч боевых вылетов [15]. В рамках проведения военной операции вскрывались некоторые недостатки, но в целом Россия продемонстрирована способность эффективно использовать ВКС, оружие наземных и морских войск. Отработано применение новых типов вооружений — крылатых ракет х-101 и модернизированных ракет "Калибр", системы СВП-24, обеспечивающей высокоточное бомбометание. Фактически военная операция России на Ближнем Востоке укрепила позиции России на международной арене и в очередной раз доказала непреложную истину того, что военная сила по-прежнему остается непреложным инструментом политики любого государства. 

Слабой стороной данной операции является тот факт, что основная финансовая нагрузка за реализуемые боевые действия ложится на плечи российского налогоплательщика. Существенное увеличение расходов государственного бюджета на военную сферу вызывает сокращение расходов в социальной сфере и, в первую очередь, образовании и здравоохранении. Так, например, Минфин РФ предложил принять поправки в бюджет, которые позволят увеличить секретные расходы в 2016 году почти на 680 млрд. рублей. Под секретными военными расходами большинство экспертов подразумевают проведение военной операции с Сирии, развитие ВПК и Росгвардии. В планах ведомства стояла задача сократить так называемые «гражданские» ассигнования на 374,5 млрд. рублей, а также получить дополнительные деньги от общих доходов бюджета в размере 304,3 млрд. рублей [14]. После того как президент В.В. Путин весной 2016 года приказал вывести войска с территории Сирийской Арабской Республики, затраты на обслуживание базы Хмеймим и группировки ВКС России сократились. Число задействованных в операции самолетов уменьшилось до 24 единиц, однако фактически военная операция не закончилась. Более того, с осени 2016 года началась новая фаза активизации боевых действий, связанных с освобождением Алеппо и попыткой остановить повторное наступление боевиков на Пальмиру, контроль над которой, к сожалению, сирийские войска вновь потеряли. Так, 15 октября корабельная авианосная группа Северного флота начала поход в район Средиземного моря. В составе группы были: тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков». В состав этой группы кораблей также вошли большой морской танкер «Сергей Осипов», средний морской танкер «Дубна» и танкер «Кама» [16]. Пребывание этих кораблей в акватории Средиземного моря продлено до января следующего 2017 года. Главная задача, поставленная перед морским флотом, это прикрытие с моря российских военных объектов в Сирии – авиабазы Хмеймим под городом Латакия и пункта материально-технического обеспечения ВМФ РФ в Тартусе. В среднесрочной перспективе наше военное пребывание в Сирии будет сохраняться, а активность военных операций будет то нарастать, то вновь затухать в зависимости от ситуации на дипломатической арене. 

Краткий обзор событий в Сирии наглядным образом показывает нам, что  Россия сумела продемонстрировать всему миру свою военную мощь и силу, сыграла первостепенную роль в борьбе с международным терроризмом, фактически переломив ситуацию на ближневосточном регионе.

Однако громкие военные успехи нашей страны могут быть не только обесценены, но и полностью перечеркнуты на уровне дипломатии. К сожалению, история неоднократно демонстрировала нам подобные примеры, наиболее ярким из которых являлась победоносная русско-турецкая война 1877-1878 годов. Когда Россия не только сумела наголову разгромить армию Османской империи, но и значительно усилила свои позиции на Балканах. Ряд стран этого полуострова получали независимость от османов и, естественно, входили в фарватер большой российской политики по Сан-Стефанскому мирному договору 1878 года. Однако в этом же году в рамках Берлинского конгресса русским дипломатам не удалость закрепить успех и под давлением ряда западных держав многие позиции победоносной войны были утеряны Россией. А в среде балканских народов активно распространялась идея о том, что Россия бросила своих союзников. Победив в военном конфликте, Россия тогда проиграла в области дипломатии и существенно уступала Западу на информационном поле противостояния. По всей видимости, англосакская модель большой мировой политики вновь пытается использовать такой прием, теперь уже по сирийскому вопросу. Результаты переговоров в Астане, если таковые и состоятся, могут принести больше преференций Турции и Ближневосточным странам, нежели России. С другой стороны, они могут быть не признаны Западом, и тогда начнется очередной виток переговоров, взаимных упреков и безрезультатных встреч. Да и сложно надеяться на то, что целому ряду стран, имеющих порой полярные геополитические интересы и взаимные претензии друг к другу, удастся договориться о мире в условиях, когда война еще не окончена. 

Делая прогноз на следующий 2017 год, можно с полной уверенностью сказать, что сирийский узел проблем так и не будет разрешен в среднесрочной перспективе. Комплекс геополитических проблем в этом регионе можно решить исключительно силовым путем, как и любые уже развязанные конфликты, и лишь потом усаживать дипломатов за стол переговоров, дабы последние поставили точку в деле армии и зафиксировали уже свершившийся факт.  

Ссылки на источники:

 

  1. Путин приказал начать вывод основных сил РФ из Сирии с 15 марта // ТАСС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/politika/2738218 (дата обращения 21.12.2016 г.).
  2. Операция «Сирия». Главные итоги год спустя // Национальная служба новостей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsn.fm/in-the-world/operatsiya-siriya-god-spustya-glavnye-itogi.php (дата обращения 21.12.2016 г.).
  3. Сирия нас связала // Газета.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/politics/2016/09/23_a_10211729.shtml (дата обращения 21.12.2016 г.).
  4. Васильев М.В. «Управляемый» хаос как технология неоколониального передела мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 2161–2165. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/96352.htm. (дата обращения 21.12.2016 г.).
  5. Турция вторглась в Сирию // Газета.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/politics/2016/08/24_a_10156163.shtml (дата обращения 21.12.2016 г.).
  6. Сирийские курды открыли представительство в Москве // Русская служба BBC [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/russia/2016/02/160210_kurds_office_moscow (дата обращения 21.12.2016 г.).
  7. В Анкаре заявили, что не пойдут на переговоры с Асадом // РИА новости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/syria/20161013/1479186976.html (дата обращения 21.12.2016 г.); Эрдоган объявил Асаду личную войну // Газета.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/politics/2016/11/30_a_10386713.shtml (дата обращения 21.12.2016 г.).
  8. «Русские добавили к грохоту бомб в Сирии нежные звуки» // Взгляд. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vz.ru/politics/2016/5/6/809143.html  (дата обращения 27.12.2016 г.).
  9. В Великобритании закрывают счета российской телекомпании RT и ее сотрудников // Первый канал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/2016/10/17/312153-v_velikobritanii_zakryvayut_scheta_rossiyskoy_telekompanii_rt_i_ee_sotrudnikov (дата обращения 27.12.2016 г.).
  10. Сулакшин С. Национальные интересы России забыты [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://newsland.com/user/4297788347/content/sulakshin-natsionalnye-interesy-rossii-zabyty/5532977  (дата обращения 27.12.2016 г.).
  11. Милица Савич. Что будет после Алеппо? // Катехон. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://katehon.com/ru/article/chto-budet-posle-aleppo (дата обращения 28.12.2016 г.)
  12. Лавров рассказал о переговорах РФ и США по Сирии // Информационное агентство Regnum [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/2206874.html (дата обращения 28.12.2016 г.).
  13. Сергей Лавров: "Переговоры с США по Сирии - бесплодные посиделки" // Военное обозрение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://topwar.ru/105565-sergey-lavrov-peregovory-s-ssha-po-sirii-besplodnye-posidelki.html (дата обращения 28.12.2016 г.).
  14. Российский бюджет готовят к войне. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eg.ru/daily/money/56638/?_utl_t=vk (дата обращения 28.12.2016 г.).
  15. Год в Сирии: во сколько России обошлась военная операция // РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/politics/30/09/2016/57ebb7199a7947db5bb2b309 (дата обращения 28.12.2016 г.).
  16. В армии. Российская авианосная группа приближается к берегам Сирии // Независимая газета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ng.ru/week/2016-10-30/8_6848_army.html (дата обращения 28.12.2016 г.).
  17. Эрдоган назвал предполагаемых участников межсирийских переговоров в Астане // РИА новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/syria/20161227/1484760751.html (дата обращения 28.12.2016 г.).