Правовой статус Иерусалима с 19 века до наших дней

21.06.2016

Иерусалим — это праздник и траур. Его песня —   тяжёлый вздох сквозь века, мягкий, отчётливый, скорбный псалом на великом пересечении духовных культур.

Итак, вступление Турции в 19 век сопровождалось усугублением упадка ее политических институтов, существует даже мнение на этот счет, впрочем не очень надежное, что якобы название турецкого государства до реформ Танзимата,  - Османская империя можно трактовать как империя экспансии, а Оттоманская империя трактуется как империя «в обороне». Впрочем, на наш взгляд, все гораздо проще и два разных названия соотносятся скорее не по характеру проводимой политики, а просто ввиду различных подходов к наименованию империи на Западе и в России.

Интерес к периоду упадка турецкого государства вызван у нас прежде всего по двум основным причинам: во-первых, напомню, что 19 век, а особенно его вторая половина, характеризуется расцветом дипломатической элитной игры, вытеснившей прямые военные действия, но не исключив их полностью. Во-вторых, взаимодействие с этносами не тюркского происхождения, а тем более с теми, что не разделяют исламское вероисповедание, теперь выстраивается в меньшей степени репрессивными запретительными методами, но в большей степени административно-правовыми, хотя и весьма жесткими мерами.
В 1835 году  Ибрахим-паша дал разрешение евреям Иерусалима отстроить 4 древние синагоги.

Этот периодд характеризуется увеличением миграционного притока ашкеназов из центральной и восточной Европы в Иерусалим, что повлекло меры со строрны кабинета наместника Палестины по введению ограничения имиграционных процессов на территорию города, кроме случаев внутренней миграции. Такой поступок был обусловлен не какими-то этническими соображениями, а скорее соображениями безопасности, т. к. многие из «приезжих» оказывались агентами влияния ведущих Европейских держав.

Пять лет спустя, в рамках конституционных реформ Танзимата, Порта, во исполнение фримана 1840 года султана Абд ал Маджида, обеспечивает жителям Иерусалима равные с другими подданными империи  гражданские права и снимает большую часть религиозных ограничений. Постепенно, в продолжении реформ, Иерусалим притерпевает техническую модернизацию, становится менее закрытым городом, что выражается, например, в открытии консульских представительств Великобритании, России, Австрии, причем персонал для консульств набирался, как правило, из местных жителей и обеспечивал защиту своих земляков. Не без влияния Ротшильдов Вечный город обрастает в это период больницами, школами, открывается банк и телеграфная станция.
Несмотря на ограничения миграционного характера, в 1860-1880ых город обнаруживает собственное перенаселение, начинаются работы по строительству новых кварталов: в 1873 году немецкая лютеранская секта «Общество друзей Иерусалима" основывает немецкую колонию и дает начало волне христианской колонизации города, что приводит к усилению миссионерской деятельности христианских проповедников среди еврейского населения (закон империи запрещал обращать в иную веру мусульман). В 1841 году в городе основано англиканское епископство....

Об ускорении темпа жизни тамошних мест свидетельствует, казалось бы, такая незначительная деталь, как отмена правовой традиции запирать  ворота на ночь и во время полуденной пятничной молитвы.

1863 год становится началом становления местного самоуправления. Безусловно, было бы скоропалительно утверждать, что до этого года у города не было своих местных управленческих традиций, просто оные кодифицируются и приобретают более позитивный правовой оттенок, нежели естественный.

В том же году символом местного самоуправления становится Иерусалимский городской совет, полномочный решать ряд мелких местных вопросов, независимо от турецкой администрации. За период 1847-1853 годов в городе открываются латинские, греческие и армянские типографии, что дает своеобразный толчок религиозной грамоте.

В декабре 1917 года турки сдали город командующему британскими силами в Палестине генералу Эдмунду Алленби. Иерусалим становится центром британской администрации в подмандатных территориях: в городе начинают функционировать суды, организованные хотя и под началом англичан, но функционирующие с опорой на континентальную правовую систему, в начале 20ых проводится реформы городского самоуправления: теперь городской совет комплектуется в обязательном порядке из представителей всех трех конфессий города, исполнительную власть в городе занимал, основываясь на  историческом прецеденте, обоснованном англичанами, мусульманин, а его замами были представители иных конфессий: ислама и христианства.

Постепенное уравнивание в политических правах не могло понравиться многочисленному арабскому населению: за весь период нахождения этой территории под мандатом англичан, взаимные погромы религиозных фанатиков то стихали, то снова набирали обороты, так, например, после погрома в 1920 году, британская администрация учредила в городе мусульманский совет, дабы утихомирить недовольных. Еврейское население со своей стороны формирут стихийные отряды самообороны.

В 1936 году массовые беспорядки снова захлестнули город. Самоорганизовавшийся Верховный арабский комитет, объявил забастовку против еврейской иммиграции. Британская комиссия постановила разделить Палестину на две части и установить особый статус Вечного города, что уже к 1938 году было признано неосуществимым.

По окончании второй мировой войны еврейское подполье начинает борьбу против британских властей, что выражается в индивидуальной террористической деятельности Иргуна и Лехи. Город, несмотря на окончание войны, оставался на статусе чрезвычайного положения.
В ноябре 1947 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию 181 о разделе Палестины и интернационализации Иерусалима. 

В основу решения были положены следующие положения: Иерусалим — это отдельное демилитаризованное образование, которое находится под управлением Совета по Опеке ООН, который назначает высшую исполнительную власть города и организует всеобщие равные открытые выборы в законодательный орган. Подопечный статус предполагался на период 10 лет.

Однако, из-за дальнейших действий Израиля в Иерусалиме, этим планам не дано было осуществиться. Израиль и Иордания сами разделили город так, как посчитали нужным. В 1950 году Израиль объявил Иерусалим своей столицией, а Иордания начала разработку собственных прав на контролируемый Старый город. Война 1967 года существенно изменила ситуацию: Восточный Иерусалим был оккупирован израильскими силами, а также была  проигнорированна резолюция ООН №252, осуждающая  действие еврейского государства.

Затем последовали резолюции № 476 и 478 (1980-ые), суть которых заключается в том, что любые изменения, вносимые Израилем в статус города не являются правомерными и требуют реакции международного сообщества в виде вывода своих дипломатических миссий. Кроме того, Генеральная Ассамблея нашла в действиях Израиля нарушения принципов международного права, недопускающиз приобретение территории насильственным путем, а также нарушение четвертой женевской конвенции.

Возвращение ООН к вопросу о статусе Иерусалима является уже чуть ли не старой доброй традицией, если бы от этого не страдали люди... В соответствии с резолюцией 61/28 от 2006 года Ассамблея указала:  «всеобъемлющее, справедливое и долгосрочное решение вопроса о городе Иерусалиме должно учитывать законные озабоченности как палестинской, так и израильской стороны и должно включать гарантируемые на международном уровне положения по обеспечению свободы религии и совести его жителей, а так же постоянного, свободного и беспрепятственного доступа к святым местам для представителей всех религий и национальностей». Вопрос со статусом священного города на ближайшее время остается открытым...