Православие и Империя
На протяжении всей истории империя неразрывно связана с христианством. Иисус Христос родился, был распят и воскрес в Иудее – в то время части Римской Империи.
И как раз Римская Империя и стала колыбелью новой христианской цивилизации, она дала толчок и взрастила христианство, проповедовала его, сама крестилась и крестила язычников. Римская империя несла поистине апостольскую миссию, неся свет Христов всем народам, оказавшимся под её властью. И только такой мощный политический субъект, как империя, мог справиться с этой поистине великой глобальной исторической миссией.
Экономическое, политическое и философское развитие Римской Империи благоприятно способствовало проповеди христианства: транспортное развитие, инфраструктура, платонизм (который предполагал единобожие) – это результат развития всех государственных институтов.
Символично и то, что основателем Римской церкви был сам апостол Пётр, один из главных апостолов Иисуса Христа.
Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16:18-19).
С Петра, с камня христианской церкви, строилась непобедимая мощь, началась целая эпоха, родилась империя, которая изменила мир.
Рассвет христианской эпохи начался с императора Константина 1 Великого, который перенес столицу Римской империи в Константинополь, с него, собственно, и началась эпоха Византии.
После издания миланского эдикта (313 г.) христианская церковь вышла из катакомб и могла открыто нести свою проповедь в мир, но ещё много препятствий было на пути взросления церкви как социального института, как основы молодого христианского мира.
Первым символичным торжеством православия был собор в Никее (325 г.), который определил основные догматы церкви, выработал «Символ Веры», обличил арианство.
Серьёзным испытанием для христианской церкви стала реакционная политика императора Юлиана 2 Отступника, который, увлекшись эллинством, решил вернуться к древнеримской, языческой вере. Юлиан желал с использованием устройства христианской церкви возродить язычество, но не могло «тело Христово» быть основой языческой веры, помимо того христианство уже легло в основу существования государства.
Длинный и сложный был путь у христианской церкви в период её формирования, много было различных противоречий, но стоит отметить, что это естественный процесс, и арианство, и несторианство, и монофизитство – это закономерные этапы взросления нового мира. Так создавалась первая христианская империя. Преодолевая разногласия, борясь с ересью, восходило солнце Византийской империи, взявшее на себя миссию поистине великую, божественную миссию…
Но, увы, блеску и могуществу дворцов Византии суждено было исчезнуть с лица земли, впрочем, и всему сущему на земле рано или поздно приходит конец. Внутренний разлад, эгоизм элит и вероотступничество сыграли свою роковую роль: Византия исчезла, но не исчезла православная империя, которая, подобно фениксу, начала возрождаться на территории Руси.
Святая Русь, так ее назвал впервые преподобный Максим Грек, была крещена в 10-м веке князем Владимиром. С этого события Русь включила себя в православную цивилизацию, выбрала свою геополитическую судьбу. После падения Византийской империи, миссию политического апостола, миссию православной империи приняла на себя Русь.
Молодое, но уже окрепшее государство, имеющее не только духовный опыт, но доказавшее своё право на жизнь в борьбе с многочисленными врагами, освобождённое от монгольского ига, оно было готово жить и воевать ради той миссии, которая ей дана была Всевышним. К тому времени уже закончилась последняя междоусобная война на Руси. Иван III женился на Софии Палеолог – наследнице последнего Византийского императора. Союз, освященный в 1472 году, закрепил династическое преемство между Палеологами и Рюриковичами. Православная империя вновь возродилась и осталась непобеждённой, появился Третий Рим – Москва. Русский народ всерьёз и со всей ответственностью отнёсся к преемственности миссии православной империи. Эта идея распространилась среди элиты, царей и простого народа. Наступает переломный, судьбоносный момент, когда государство, только что раздираемое междоусобной бранью, задалось целью стать империей.
Как известно, старец Филофей первым высказал идею Третьего Рима, он же позднее дал понять Ивану Грозному, какая ответственность теперь лежит на нём и русском царстве, в своём послании к нему в 1542 году: «Видиши ли, избранниче Божии, яко вся христианская царства потопишася от неверных, токмо единаго царя Иоанна Васильевича государя нашего царства благодатью Христовой стоит». В качестве символа православной империи Россия приняла у Византии двуглавого орла, который и стал государственным гербом. Итальянские архитекторы по византийским образцам перестраивают Московский Кремль.
Иван Грозный объединяет и расширяет русское царство, борется с боярской оппозицией, централизует государство, расширяет бюрократию. Все эти преобразования обосновывала новая идеология третьего Рима.
Во второй половине 17-го века происходит поистине национальная трагедия – раскол русской церкви и русского народа. Это событие пошатнуло веру в богоизбранность русских людей и России, так как нарушилось единство самого субъекта божественной миссии.
Пётр I продолжил секуляризацию русского общества, превратив православную церковь в часть государственного аппарата, и тем самым начал сводить миссионерскую миссию к сугубо земным и материальным политическим целям. Православие всё меньше и меньше стало восприниматься как незыблемая и лишь подконтрольная Богу истина.
На самом деле Пётр I, вопреки традиционному противостоянию России католическому Западу, многое из устройства западного общества принимает как пример для России. Переносит столицу из Москвы в Петербург, таким образом нарушает эсхатологическую миссию столицы православной империи и тем самым как бы пытается изменить многовековой геополитический курс России, её вселенское предназначение. Все эти изменения привели к утрате многовекового смысла Российского государства, русская элита всё больше стала забывать, зачем ей была дана эта великая страна. Оторвавшись от народа и своего предназначения, дворянство теряет Россию с начала Октябрьского переворота…
Пришедшие к власти большевики полностью отказались от православия как смысла Российского государства, более того, была объявлена настоящая война религии и церкви. Коммунисты отказались от православия, но по инерции прошлых веков сохранили геополитическую стратегию Третьего Рима – расширение границ и противостояние Западу (католическому).
Современная Россия также видит себя оплотом традиционных ценностей, главным противником мировой гегемонии Европы и США, то есть и сегодня можно наблюдать, что ключевая геополитическая стратегия Третьего Рима сохранилась и актуальна по сей день.
Говоря о стратегии, важно не забывать об идеологии и смысле империи, иначе любая инерция угасает, а когда империи исчезают, они тащат за собой в небытие целые цивилизации и народы…
Я верую в полное Царство Христа. Как оно сделается, трудно предугадать, но оно будет. Я верую, что это Царство совершится (Ф.М. Достоевский).
Уникальность православной империи состоит в том, что она несёт смысл и символ распятия и воскресения. Все потрясения и смуты воспринимались как испытания и наказания, данные Богом, политический подъем после смут и упадка воспринимался как милость божия, как прощение и благословение.
Исчезновение одной христианской империи и появление другой с теми же смыслами и символами, с той же стратегией и стремлениями тождественно крещению, когда происходит смерть во грехе и пороке и начинается новое рождение во Христе и славе.